Проведение мастер-класса по теме "Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей"
консультация (подготовительная группа)

Галина Николаевна Кузьмина

Проведение мастер-класса по теме «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей»

 

 Мероприятия: знакомство педагогов ДОО с различными методами взаимодействия педагогов и родителей с целью улучшения психологического состояния дошкольников с ОВЗ и их родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл provedenie_master_-klass.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение мастер-класса по теме «Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и их родителей»

Цель мероприятия: знакомство педагогов ДОО с различными методами взаимодействия педагогов и родителей с целью улучшения психологического состояния дошкольников с ОВЗ и их родителей.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов возможными психологическими проблемами, с которыми сталкиваются воспитанники ДОО с ограниченными возможностями здоровья и их родители;
  2. Предложить педагогам различные методы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников и самих родителей;
  3. Получить обратную связь от педагогов по теме проведения мастер-класса: узнать, насколько полезной была для них полученная информация, познакомиться с другими методами взаимодействия педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников, применяемыми слушателями в их профессиональной деятельности.

Практическая значимость: представленный в рамках разрабатываемого мастер-класс материал в дальнейшем может быть использован педагогами в практической деятельности, что позволит оптимизировать работу с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников.

Ход работы:

Мастер-класс разделен на три основных этапа:

1 этап – теоретический: знакомство педагогов возможными психологическими проблемами, с которыми сталкиваются воспитанники ДОО с ограниченными возможностями здоровья и их родители;

2 этап – практический: предложение педагогам нескольких методов взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников;

3 этап – заключительный: обратная связь, в ходе которой педагоги делятся своим опытом работы в рассматриваемой области.

Конспект мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги, в рамках сегодняшнего мастер-класса я бы хотела затронуть тему, приобретающую все большую актуальность в последнее время – это тему взаимодействия педагогов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья с целью улучшения психологического состояния дошкольников.

В настоящее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, согласно статистическим данным если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам, а в 2020 году в нашей стране насчитывается уже более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями, что составляет около 8% от всей детской популяции, из них около 700 тысяч – дети с инвалидностью.

До недавнего времени социальная политика в России, направленная на детей с ограниченными возможностями здоровья, была основана на медицинской модели инвалидности. Детей-инвалидов изолировали от общества в специализированном учебном заведении. Родители почти полностью исключались из образовательно-воспитательного процесса. Однако в настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону: одна из приоритетных целей социальной политики современной России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. В основу данной модели образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.

Важно отметить, что применение инклюзивной модели образования и полноценное достижение поставленных образовательных задач при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями требует активного взаимодействия семьи и образовательной организации. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна, т.к. достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому важной задачей воспитателей ДОО является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье.

Рассматривая проблему работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, важно отметить, что одно из центральных мест здесь занимает вопрос психологического состояния ребенка.  Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. Современные результаты исследования позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьей.

Анализ практической и научно-исследовательской литературы позволили выявить ряд социально-педагогических проблем, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей с ОВЗ. Среди данных проблем:

1) Взаимоотношения в семье. Рождение малыша с дефектом изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье оказываются лишенными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию из страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое трое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

2) Воспитание и образование. Воспитательная функция требует педагогического искусства. Родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Во многих регионах осложняется воспитание и образование отсутствием социально-педагогических услуг, большинство детей не могут развивать способности, реализовать интересы и увлечения. Нет возможности обучаться в общеобразовательных школах.

3) Нехватка психолого-медико-педагогических знаний. В большинстве случаев родители, имеющие ребенка с ограниченными возможностями, переоценивают или недооценивают дефект.

4) Отношение к ребенку. Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что родители волнуются в ожидании ребенка: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Иногда возникает желание убить ребенка и себя. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают.

Таким образом, с целью преодоления различных психологических проблем, имеющих место в семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, необходимо использовать различные формы работы – как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в профессиональное обучение их детей.

Для реализации данных целей следует при взаимодействии с родителями детей с ОВЗ решать следующие задачи:

1) формировать у родителей адекватные представления как о возможностях, так и об ограничениях их детей в процессе их профессионального обучения и последующего построения профессиональной карьеры;

2) создавать у родителей понимание того, что они должны формировать у своих детей ответственность за себя самого, умение самостоятельно принимать жизненно важные решения;

3) формировать у родителей понимание того, что их собственные жизненные неудачи или успехи не зависят напрямую от заболевания их ребенка.

Родительская неадекватность в принятии ребенка с ОВЗ, недостаточность эмоционально-теплых отношений часто провоцируют развитие у детей неэффективных форм взаимодействия с социумом и формируют дезадаптивные черты личности. Преобладающими негативными личностными чертами становятся агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность от окружающего мира, коммуникативные нарушения.

В связи с этим необходимо реализовывать следующие направления работы с родителями детей с ОВЗ:

1) обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

2) обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;

3) коррекция понимания родителями проблем их ребенка – преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;

4) коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);

5) коррекция позиции родителей – переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

В рамках реализации представленных выше направлений нами предлагаются следующие методы:

1. Весьма интересным методом работы с родителями детей с ограниченными возможностями представляется нам пример одного из детских садов г. Бийска, подчеркнутый из книги Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», – проведение акции «Цветик-семицветик».

Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша.

В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик-семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, – информация о результатах ребенка, которыми он гордится.

Таким образом, видя достижения своего ребенка, практически все родители, имеющие детей с ОВЗ, благодарили педагогов и отмечали, что гордятся своим ребенком и испытывают психологический подъем.

2. Безусловно, что одним из основных методов работы с родителями детей с ОВЗ – это коллективные методы, например, родительские собрания.

В этой связи нами предлагается проект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании ребенка».

Цель проведения данного собрания – дать понять родителям, что именно семья оказывает решающее влияние на психологическое самочувствие ребенка с ОВЗ.

Задачи:

  • установить взаимопонимание с родителями детей с ОВЗ;
  • повысить педагогическую компетентность родителей детей с ОВЗ.

Ход занятия:

Занятие рекомендуется начать с приветствия и знакомства с родителями. После знакомства – проведение вводной лекции на тему – «Семья, как малая социальная группа». В ходе лекции рекомендуется освещение следующих вопросов:

  • основное назначение семьи;
  • задачи и функции семьи;
  • основа семейного воспитания;
  • ошибки семейного воспитания, их причины и пути устранения;
  • взаимодействие семьи с ДОО.

После лекции был организован диспут, в котором участвовали все родители, диспут был составлен, как логическое продолжение прочитанной лекции и условно может получить название «Хорошая семья, какая это семья?»

Содержание диспута:

  • какую роль и место занимает ребенок в семье;
  • нравственный облик родителей;
  • участие родителей, бабушек, дедушек в воспитании;
  • участие детей в жизни семьи.

По результатам диспута возникла потребность проведения мини-лекции на тему – «Нормы семейного воспитания». В ходе лекции родители были ознакомлены:

  • какое влияние оказывает семья на ребенка;
  • с типами семейного воспитания.

По окончании лекции необходимо подвести итог занятия.

3. Кроме вышеописанных методов предлагается также разработать памятку для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в которую вошли бы следующие правила:

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.

Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: «Жаль, что не вышло, в другой раз получится».

Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв – требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

Таким образом, вам были предложены некоторые методы работы педагогов с родителями детей с ОВР. Хотелось бы услышать ваше мнение об этих методах: что понравилось, или, быть может, что, по-вашему мнению, не сработает. Ну и, возможно, кому-то есть чем поделиться из своего опыта.

Работа со слушателями.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная методическая рекомендация поможет в работе с детьми с ограниченными возможностями....

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обуче...

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....

Памятки для родителей "В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья."

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов. Рекомендации родителям, имеющих детей с задержкой психического развития (ЗПР).Рекомендации родителям, имеющих детей с нарушением речи.Ре...

Мастер – класс: «Организация социально-коммуникативной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человек.  Цицерон...