Мастер – класс: «Организация социально-коммуникативной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
консультация (старшая группа)

Жмурикова Наталья Александровна

«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человек.  Цицерон

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс: «Организация социально-коммуникативной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

«Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человек.  Цицерон

Актуальность данной темы: Я работаю, третий год на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушениями речи. Кроме этого, у некоторых детей есть сопутствующие заболевания.

Воспитанники моей группы испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, у большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в том, дети в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, ответы односложны, невнимательны. Дети не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Моя задача состоит в том, чтобы побуждать детей   идти на компромисс, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу, больше общаться. Поэтому в своей работе с детьми я большое внимание уделяю игровой деятельности, так как благодаря коммуникативным играм и игровым упражнениям ребёнок приобретает навыки общения с окружающими людьми — как взрослыми, так и сверстниками. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

 А всё это способствует более успешной социализации воспитанников в обществе.

.

Цель мастер-класса:

Ознакомление участников мастер – класса с игровыми упражнениями и приемами, способствующими развитию социально-коммуникативных навыков  у детей с ОВЗ.

Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с детьми с ОВЗ по развитию коммуникативных навыков;

-ПОЗНАКОМИТЬ С ИГРОВЫМИ ПРИЕМАМИ, способствующими успешной социализации воспитанников в обществе;
- развивать творческую активность педагогического коллектива.

Этапы мастер-класса:

Теоретическая часть

Практическая часть

Рефлексия

Для снятия эмоционального напряжения, сплоченности группы, доверия друг к другу,

я использую следующие игры:

-«На лесной поляне»

-«Дракон кусает свой хвост»

-«Эхо»

-«Атомы и молекулы»

-«Слепец и поводырь» и т.п,

«Слепец и поводырь»

Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

 Для уверенности в себе, в своих силах, предлагаю такие игры, как :

-«Ветер дует на того…»

-«Запрещенное движение»

-«Назови себя»

-«Я самый»

-Закончи предложение» и т.п.

«Закончи предложение»

 Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.

Для развития умения сочувствовать и сопереживать окружающим, я стараюсь проводить игры на тактильный контакт.

-«Искорка дружбы»

-«Природа грустит»

-«Обиженный зайчик»

-«Рука в руке» и т.п.

     Для сближения детей друг другом, для преодоления отчуждения к сверстникам и заряду хорошего настроения на весь день я провожу «Утро радостных встреч» после выходного дня.

Темы могут быть совершенно разные, например:

- «Праздник красного цвета»

-«День мыльных пузырей»

-«Дары осени»

-«Веселый старичок – лесовичок» и т.д.

-«Утро внимания и теплоты»

Посмотрите, у меня в руках обыкновенный целлофановый пакет, давайте возьмем тоже пакеты. Я сейчас взмахну, и вы делайте точно так же. Теперь набираем побольше воздуха и завязываем. Во что превратился обыкновенный пакет? У кого то мальчик, у кого то девочка, у кого то облако, давайте маркерами подрисуем глазки, губки и так далее. Можно подбросить и поймать. Такие шарики можно подарить друг другу! Давайте и мы взрослые подарим друг другу ,тем самым подарим частичку доброты, внимания и теплоты.

В своей деятельности, я использую

-прием «Смехотерапия»  (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова)

 Смех придает уверенность ребенку в его способностях, развивает в нем внутреннюю гармонию и жизнерадостный взгляд на жизнь. Он помогает ему снять скованность и зажатость. Улыбающийся ребенок более коммуникабелен, и проще адаптируется в социуме.

-Упражнение «Улыбка»

Проделайте прямо сейчас простое упражнение

улыбнитесь и удерживайте улыбку. Ход мыслей и даже настроение начнут улучшаться – и вот уже ваша улыбка станет не наигранной, а настоящей. А теперь передайте ее соседу справа, а затем слева.

-Упражнение «Смех в ладошке»

Ну, кто еще сидит-грустит? У кого здесь кислый вид? Подойдите, в круг вставайте! Я прошу Вас, не зевайте,

А теперь на вопросы отвечайте:

( – ответ да – хлопок, нет – топнем ногой)

На Луне есть города?

-Есть у женщин борода?

-Зубы в дырках от конфет?

-В радуге есть синий цвет?

-Я сегодня хороша?

-Борщ полезная еда?

-Нужен вечером нам свет?

-Спать ложимся мы в буфет?

-Вы весёлые всегда?

Замечательно друзья!

Для активизации деятельности использую следующие активные приёмы:

-Сигнальные карточки при выполнении заданий с каким-то определенным символом.

Идем на занятие-картинка с колокольчиком, моем руки – картинка с умывальником. Карточка с одеждой, значит мы идем на улицу, с изображением стола-значит время для сна.(показ).

Использую картинный материал для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.

-«Сигналы светофора»

-В моей работе, я использую вот такие знаки, как вы думаете для чего я их использую? ….Да, правильно.

Благодаря правилам поведения, у ребенка формируется представления о том, как нужно вести себя в определенных ситуациях. Такие сигналы я использую для снятия конфликтных ситуаций. Правила те же, что и у светофора-КРАСНЫЙ НЕЛЬЗЯ.ЗЕЛЕНЫЙ- МОЖНО!

Сейчас я буду читать стихи, а вы будете поднимать сигналы.

Слон малины захотел
И зубную пасту съел:
Ведь на ней была картинка -
Земляничка и малинка!

Правильно, а правило звучит так: «СНАЧАЛА ПОДУМАЙ, ПОТОМ СДЕЛАЙ.

Заяц с куколкой играл -
Платье куклы разорвал.
Взял потом себе машинку -
Разобрал наполовину. «БЕРЕГИТЕ ИГРУШКИ.»

Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась. «ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ»

За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала. «НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.»

Обезьянка-задавака
Всех вокруг дразнила:
Зайцу, Белочку, Собаку,
Льва крокодила. «НЕ ДРАЗНИСЬ И НЕ ОБЗЫВАЙ»

Рефлексия:

«Вечерний круг»

Чтобы от ДЕТЕЙ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТНУЮ РЕАКЦИЮ ОТ ПРОЖИТОГО дня, я провожу «Вечерний круг».

Сейчас я покажу один из видов рефлексии, который с детьми ОВЗ идет на УРА!!!

«Волшебная коробочка»

- Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле -  это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете рассказать, что Вам сегодня понравилось или не понравилось? Что-то может было новое и интересное? Или может, вы уже применяете,  что-то в своей практике?

Уважаемые коллеги, мы надеемся, что представленный нами материал пригодится в вашей дальнейшей работе.

«Спасибо за внимание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...

Мастер класс "Приемы практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям?В работе с детьми с ОВЗ большую роль играет творческая деятельность, в п...