Проект «Здоровьезберегающие технологии на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста» (совместный с родителями и педагогами)
проект

Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 « Аннушка

Города Смоленска

Принята на заседании

Педагогического совета

От 30 июля 2020

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №16 «Аннушка»

---------------------Т.М Байдакова

                                                                                Приказ от 30 июля 2020 №43

Проект

«Здоровьезберегающие технологии на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста»

(совместный с родителями и педагогами)

Автор- составитель

Петухова А.Л

Музыкальный руководитель

                                               г Смоленск,

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Краткая аннотация проекта………………………………………...………….    3

Пояснительная записка………………………………………………………       4

Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях…………………………………………………………..15

Особенности построения музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения……………………………………………………………..20

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС……………...…………………..23

Дыхательная гимнастика……. ………………………………………………..  23

Артикуляционная гимнастика………………………………………………….25

Игровой массаж………………………………………………………………. ..28

Пальчиковые игры………………………………………………………………28

Речевые игры……………………………………………………………………29

Валеологические песенки-распевки……………………………………………31

Оздоровительные и фонопедические упражнения…………………………….32

Музыкотерапия…………………………………………………………………..33

Музыкально – валеологические занятия……………………………………….35

Оценка эффективности музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения……………………………………………………………..37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...………………………………………..40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….………………..……………………..41

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Актуальность. Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Проблема  в недостатке методических разработок по музыкально-валеологическому воспитанию дошкольников.

Научная основа   проекта базируется  на программах  и  методических пособиях по музыкальному   воспитанию   М.Картушиной,   Н.  Ветлугиной,   О. Радыновой,   Т.Тютюнниковой, К. Орфа; а также по воспитанию здорового ребенка и диагностике - Г. Урунтаевой, А.Бурениной, С.Рубинштейн.

Инновационная направленность. Музыкальные  занятия включают  в себя здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает валеологические задачи и задачи укрепления и сохранения здоровья детей.

Сущность опыта. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Целью музыкальных занятий со здоровьесберегающими технологиями является организация эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков  здорового образа жизни дошкольников.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Музыка не только фактор облагораживающий,

 воспитательный. Музыка  -  целитель здоровья».

Владимир  Бехтерев

Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из главных направлений деятельности всего общества. Общеизвестно, что здоровье человека на 20%  зависит от наследственных факторов, на 20 %  -  от природного окружения,  на 7-10 %  - от уровня здравоохранения и на  50%  -  от образа жизни человека. В связи с этим проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни      у детей является особенно актуальной.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается, что одной из основных позиций обновления детского сада на современном этапе развития общества является охрана и укрепление здоровья детей. В дошкольном возрасте стремительно развиваются физические и психические функции, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Поэтому воспитание здорового образа жизни должно начинаться в дошкольном возрасте.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения принесут детям огромную радость и пользу для здоровья.

Идея проекта. Использование наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий (валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, коммуникативные игры) в игровой форме в системе  музыкально-оздоровительной  работы.

Цель проекта. Организация на музыкальных занятиях эффективных методов оздоровительной работы, связанной с формированием мотивации укрепления здоровья и поведенческих навыков  здорового образа жизни дошкольников.

Гипотеза исследования. При систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме будут эффективно развиваться музыкальные способности дошкольников, а их здоровье сохраняться и укрепляться.

Сформулированная гипотеза определила задачи проекта.

Образовательные задачи:

  • развивать музыкальные способности детей, максимально  реализуя здоровьесберегающие возможности педагогических средств воздействия на них;
  • создавать условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности;
  • совершенствовать речевые навыки у детей в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Воспитательные задачи: 

  • формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы;
  • воспитывать и развивать детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной деятельности.

Оздоровительные задачи:

  • приучать дошкольников сознательно относиться к укреплению  собственного   здоровья;  
  • знакомить их с доступными способами его укрепления;
  • формировать у воспитанников валеологические знания;
  • активно привлекать к участию в воспитании здорового ребенка  родителей воспитанников.

Научная основа проекта базируется на следующих программах и методических пособиях: программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой, концепция Карла Орфа, «Весёлая артикуляционная гимнастика» Н.В.Нищевой, «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой, дыхательная гимнастика Б.С.Толкачёва, «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Массаж биологически активных зон» А.А.Уманской, «Здравствуй» М.Л.Лазарева, «Фонопедический метод развития голоса» В.А.Емельянова, «Пальчиковые игры» М.М.Кольцова, «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю.Картушиной, пальчиковые игры Е.Железновой, О.В.Узоровой, В.В. Коноваленко, речевые игры Т. А. Боровик и Т.Э.Тютюнниковой.

Длительность проекта. Данный проект рассчитан на четыре года.  Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста; родители дошкольников; педагоги. 

 Этапы реализации проекта.

I этап организационный 

Цели:

изучение и анализ методической литературы по данной проблеме; выдвижение гипотезы, определение целей и задач;

накопление и обоснование собственного опыта;

организация музыкально-обогащенной развивающей среды группы;

выявление уровня представлений родителей о влиянии используемых на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий на здоровье дошкольников.

Формы работы: самообразование; самоанализ; изучение и выбор здоровьесберегающих технологий,  соответствующих возможностям их применения на музыкальных занятиях; анкетирование родителей 

Содержание работы:

Подбор основных источников информации: нормативных документов, методической литературы, Интернет-ресурсов.

II этап – диагностический  

Цели:

исследование начального уровня развития музыкально-творческих способностей дошкольников;

диагностика физической подготовленности дошкольников

выявление уровня заболеваемости в дошкольном учреждении.

III этап  –  практический  

Цель:

разработка методической основы для реализации проекта.

Формы работы: музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий; музыкально-валеологические занятия; самообразование.

Содержание работы: разработка перспективного планирования с детьми, родителями и педагогами ; внедрение в работу здоровьесберегающих технологий; практическая работа с детьми; составление картотеки пальчиковых, речевых игр; сборников   практических материалов по здоровьесбережению,консультации.

IV этап  –  обобщающий  

Цель:

выявление результатов практической деятельности.

Формы работы: итоговый мониторинг детей: уровня развития музыкальных способностей и речи; физической подготовленности; заболеваемости в ДОУ.

Содержание работы: анализ  и обобщение итоговых результатов; разработка методических рекомендаций, практических пособий; уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения.

В основу программы заложены следующие принципы.

Принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

Принцип активности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип  преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья будущего школьника.

Принцип результативности  - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принцип гуманизации - ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе исполнительской музыкальной деятельности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики особенностей общих и специальных исполнительских умений детей и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе развивающей работы.

Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе исполнительской деятельности. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности, желание участвовать в музыкально-исполнительской деятельности.

Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации исполнительской деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно и постоянно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.

Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.

Ожидаемые результаты

Дети:

положительная динамика развития музыкальных и творческих способностей детей;

повышение уровня общего эмоционального благополучия ребёнка;

улучшение результатов диагностики развития речи;

снижение уровня заболеваемости;

осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

Родители:

повышение педагогической культуры родителей;

родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ в решении проблем оздоровления детей.

Педагоги:

активность во взаимодействии с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

повышение уровня педагогической компетентности в области здоровьесбережения.

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Здоровый малыш - это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наше ДОУ выбрало физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением. Педагоги, в том числе и музыкальные руководители, общими усилиями решают задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.

Положительное влияние музыки на здоровье человека отмечалось издавна в трудах великих ученых. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека, способом его гармонизации с общественной жизнью. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Согласно концепции Аристотеля, в душе зрителя, находящегося на древнегреческих представлениях, происходило исцеление от болезней. С точки зрения ученого, «уравновешивающее воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьезный. Фригийский лад воспринимался им как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. В целях воспитания добропорядочных граждан рекомендовалось сочинять, исполнять и слушать музыку,
написанную главным образом в дорийском ладу, а музыку, написанную в других ладах, рекомендовалось до ушей молодого поколения не допускать».

Пифагор разработал понятие-учение об эвритмии, которая понималась как «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, «такта», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни космоса, основанной на законах вселенской гармонии. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь,  как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль.

Платон прямо связывает звучащую музыкальную среду, распространенность определенных музыкальных произведений с духовным могуществом, силой государства. Он считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того, в каких ладах и каких ритмах в нем звучит музыка. В государстве должна звучать скромная стыдливая музыка, помогающая возвыситься индивиду до уровня общественных требований».

Инструментальное воздействие музыки проявляет себя следующим образом:

звучание ударных инструментов дают ощущение устойчивости,   уверенности в будущем, физически бодрят, придают человеку силы;

медные духовые  инструменты мгновенно  выводят человека из состояния сна и действуют на него подобно звуковому холодному душу;

интеллектуальной сфере более всего соответствуют клавишные инструменты, которые ярче всего проявляют в фортепианном  звучании. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей, по сравнению с другими музыкантами, памятью.

Совершенно другая структура звука у струнных инструментов.   Они   прямо воздействуют на сердце. Струнные, в особенности скрипки и виолончели, гитары, ориентированы на развитие сострадания. Известно выражение, что скрипки «смеются и плачут», соединяют людей, способствуют созданию особого настроя, при котором чрезвычайно хорошо решаются вопросы милосердия.

Вокальная  музыка  воздействует на  весь  организм,  но  больше  всего  на  горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение не просто говорить, но интонировать и модулировать свои слова и выражения становится настоящим искусством подчинения людей своей воле, создания определенного образа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, работающего в сфере коммуникаций.

Итак, с одной стороны - музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии), используемые на занятиях музыкой, помогают развитию музыкальных способностей дошкольников.

Укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Музыкальные занятия – основная организационная форма  музыкальной деятельности, в ходе которой осуществляется системное, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Занятия подразделяются на виды: фронтальные, групповые, индивидуальные, объединенные в зависимости от состава детей. И в зависимости от содержания занятий – тематические и комплексные.

В ходе активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально-ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и формированию нравственно-эстетических качеств личности.

Система музыкально оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии здоровьесберегающих технологий

Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, К. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения,  которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Итак, использование на каждом музыкальном занятии  выше перечисленных здоровьесберегающих технологий позволяет:

повышать показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей;повышать показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшать музыкальную память, внимание;

укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению;

осуществлять профилактику заболеваний верхних дыхательных путей;

повышать защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма;

нормализовать вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата, эндокринных желез;

развивать речь, двигательные качества;

соединять пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях добавит новую струю в традиционные занятия, а также внесет в них элемент игры, забавности и удовольствия.

Необходимо, также отметить доступность использования здоровьесберегающих упражнений, гимнастик и заданий для детей различных уровней подготовки, с некоторыми видами заболеваний.

Особенности построения музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения

Говоря о музыкальных занятиях с применением здоровьесберегающих технологий, подразумевается использование их в каждом виде музыкальной деятельности как игрового приема с оздоровительным эффектом. Что легко возможно при особенностях этих оздоровительных технологий, а именно: они динамичны в исполнении,  проводятся в игровой форме, решают задачи музыкального воспитания, не занимая много времени, без ущерба структуры.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Варианты применения здоровьесберегающих технологий

Виды музыкальной деятельности

Здоровьесберегающие

технологии

Длительность

Вводная ходьба

 - Дыхательная гимнастика

2 мин.

Музыкально-двигательные упражнения

- Дыхательная гимнастика

- Оздоровительные и фонопедические упражнения

- Музыкотерапия

(активная – танцетерапия)

2 мин.

2 мин.

3 мин.

Слушание музыки

- Валеологические песни

- Пальчиковые игры

- Музыкотерапия

(пассивная)

2 мин.

2 мин.

3 мин.

Распевание

- Валеологические песни

- Дыхательная гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Оздоровительные и фонопедические упражнения

- Игровой массаж

2 мин.

2 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

Пение, песенное творчество

- Артикуляционная гимнастика

- Пальчиковые игры

- Речевые игры

1 мин.

1 мин.

2 мин.

Игра на музыкальных инструментах

- Музыкотерапия

(активная – танцетерапия)

- Речевые игры

3 мин.

2 мин.

Игры, хороводы, инсценировки

- Пальчиковые игры

- Речевые игры

- Игровой массаж

1 мин.

2 мин.

2 мин.

Пляски,

танцевальное творчество

- Музыкотерапия

(активная – танцетерапия)

3 мин.

Время проведения музыкального занятия с здоровьесберегающими технологиями с детьми 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут. Продолжительность и интенсивность варьируются в зависимости от возраста воспитанников и задач, поставленных преподавателем.

 Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дыхательная гимнастика

Одним из важнейших факторов в оздоровительной работе с дошкольниками  является обучение детей правильному дыханию.

Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний, от дыхания зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Более того, правильное дыхание может оказывать и многообразный лечебный эффект. Так, ритмичное дыхание с акцентом на выдохе – прекрасное средство для снятия стресса, расслабления. Дыхание  в замедленном ритме, использование задержек дыхания после вдоха и выдоха вызывает накопление в крови избыточного количества углекислоты, что активизирует дыхательный центр, способствует  расширению сосудов сердца, головного мозга, усиливает кровоток в этих жизненно важных органах.

Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.

Поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

укреплять физиологическое дыхание детей (без речи);

формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох);

тренировать силу вдоха и выдоха;

развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом деятельности. На музыкальных занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются: дыхательные упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки под контролем педиатра. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствует восстановлению центральной нервной системы;

улучшает дренажную функцию бронхов;

восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

На музыкальных занятиях, возможно, использовать несложные дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой (приложение 5).

Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой - в коротком и резком вдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

Вдох - громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая запах гари).

Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

В  стрельниковской дыхательной  гимнастике  короткие  шумные  вдохи  носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, поворачиваемся - нюхаем.

Каждое  упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).

В дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями:  хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Артикуляционная гимнастика

При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата.  Четкость же произношения слов напрямую влияет на качество исполнения детьми песенного репертуара. Справиться с этими трудностями можно с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Основная    цель   артикуляционной   гимнастики   -   выработка   качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

формирование артикуляции различных звуков;

закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах;

совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

увеличение объема слуховой памяти и внимания;

выделение сильной доли в цепочке слогов;

развитие музыкальной памяти, запоминания текста песен;

совершенствование дикции;

развитие чувства ритма;

совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом, с использованием иллюстраций, презентаций, стихотворений, игрушек, с варежками в форме язычка (их надевают и педагог, и ребенок; рука и язык выполняют синхронные движения).

Для удобства показа правильного положения языка во рту на музыкальных занятиях детям демонстрируют игрушку «Ротик». С помощью «Ротика» можно показать следующие артикуляционные упражнения:

спокойно открыть и закрыть рот;

подъем языка на верхние зубы;

касание кончиком языка нижних резцов;

упражнение «Донышко»;

чередование движений языка вверх и вниз;

чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним резцам;

упражнения «Часики», «Вкусное варенье», «Наказать непослушный язык», «Достать леденец», «Горка».

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки - веселые котята, которые любят прыгать, играть в прятки» и т. д. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

Игровой массаж

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку - слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было еще интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело и лицо.

Цель - научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.).

Пальчиковые игры

Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать в музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр должны быть простыми - короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

Речевые игры

Речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982 гг.). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России, решая следующие задачи:

1.        Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе: эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуковысотный и динамический слух; чувство ритма;

2.        Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.

3.        Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматический строй.

4.        Улучшать дикцию детей.

5.        Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

6.        Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.

  1. Укреплять голосовой аппарат.
  2. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов - металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).

Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, из так называемого «тарабарского» языка - «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М. Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.

Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Ее истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актеры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков.

Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

Валеологические песенки-распевки

Распевки, цель которых – подготовить голосовые связки к пению и упражнять в чистом интонировании определенных интервалов.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения, которые проводятся по рекомендации педиатра.

Разработки В. Емельянова, М. Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.

Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой. А на все остальные компоненты идет воздействие только через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Вокальные проявления начинаются уже у новорожденных. Доказано, что по крику, плачу ребенка уже можно определить, какой голос будет - высокий или низкий. Голосовой аппарат  развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. В 7-8 лет голоса ничем не отличаются. С 9-10 лет голоса приобретают силу, расширяется диапазон.

Музыкальным руководителям следует помнить, что детей надо учить петь не для утренников, концертов, детских развлечений. Главная цель - развитие личности ребенка, эмоциональной сферы, эстетических чувств. Петь хотят все дети. Часто они поют слишком громко, с криком, нагружая тем самым свои хрупкие голосовые связки. Педагоги должны грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.

У детей есть и фальцетное, и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом дошкольникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Поэтому для детей младших групп подходит регистр от ля первой октавы до ми второй октавы, для старших - от ля малой октавы.

Дальнейшее вокальное развитие голоса зависит от навыков. Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

Музыкотерапия

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные, духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной может привести к эффекту, описанному Ницше: «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими. Мне становится трудно дышать, когда на меня воздействует его музыка». Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. Обычно такой эффект имеют григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил Игорь Стравинский: «Ударные и басы... действуют как система центрального отопления».

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Музыкально-валеологические занятия

Воспитание стремления людей к здоровому образу жизни - одна из самых главных задач современного общества. Причем начинать этот процесс нужно как можно раньше - с пеленок. Поэтому программы оздоровления детей в ДОУ должны быть ориентированы на формирование у ребенка чувства ответственности за укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Ввиду чего, наряду с музыкальными занятиями, включающими здоровьесберегающие технологии, целесообразно включить в процесс музыкально-валеологические занятия.

Музыкально-валеологические занятия носят, чаще всего, интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно, на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно превышать норму, соответствующую возрасту детей) нужно уместить все самое важное по выбранной теме. Оптимально такие занятия проводить один раз в месяц (приложение 6).

Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных:

валеологическая песня-распевка;

создание проблемной ситуации;

решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия;

закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.).

Оценка эффективности музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения

Вся работа по оздоровлению детей на музыкальных занятиях строится с учетом их возраста, индивидуальных физических и творческих возможностей. Основой являются результаты диагностик, которые определяют дифференцированный подход в процессе развития музыкальных способностей, подборе тех или иных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Для оценки эффективности музыкальных занятий с здоровьесберегающими технологиями, с целью выявления уровня развития индивидуальных физических и музыкально-творческих возможностей; составляющих здоровье дошкольника: эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса к восприятию музыки, музыкального и психомоторного развития, дыхания определены диагностические материалы:

А. И. Буренина «Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» («Ритмическая мозаика»);

Г. А. Урунтаева «Диагностика развития музыкальной деятельности» («Практикум по дошкольной психологии»);

Методика диагностики эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки (С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии»);

Протокол обследования развития речи (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Программа для родителей и воспитателей по формированию речи детей»).

Анализ заболеваемости, физподготовки детей позволит также определить эффективность применения здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.

Описание диагностических методик.

А. И. Буренина «Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка».

Проведение данной педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:

выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;

проектирования индивидуальной работы;

оценки эффекта педагогического воздействия.

В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста (лучше - в данной группе).

Диагностика осуществляется по разработанной автором карте

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара из «Ритмической мозаики»).

Методика диагностики эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки (С. Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии»)

Детям предлагается для прослушивания (1 - 1,5 мин) два отрывка: «Песня жаворонка» из «Детского альбома» и марш из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);

воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;

проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;

наличие эмоционального отклика на музыку (эмоциональная активность в процессе слушания);

адекватность эмоциональных реакций передаваемому в произведении настроению.

Особенности восприятия фиксируются в протоколе). Качественные    проявления оцениваются по 3-балльной системе:

1        балл - низкий уровень эмоциональной отзывчивости: ребенок отвлекается, не слушает; 2        балла  -   средний   уровень   эмоциональной   отзывчивости:   внешние   показатели проявляются по инициативе взрослого, носят не устойчивый характер; 3        балла - высокий уровень эмоциональной отзывчивости: показатели проявляются ярко, без инициативы взрослого.

Таким образом, суммарный балл по результатам слушания двух музыкальных отрывков позволит определить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольников: 24 - 30 баллов - высокий; 20 - 24 балла - средний; до 20 баллов - низкий.

Г. А. Урунтаева «Диагностика развития музыкальной деятельности» («Практикум по дошкольной психологии»)

Цель: выявление устойчивого интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения разного жанра.

Проводится музыкальным руководителем по протоколу (приложение 9)

Обследования развития речи (показатели, разработанные по типовой программе обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой)

Цель: определение уровня речевого развития при использовании оздоровительных упражнений и игр.

Диагностика проводится совместно со старшим воспитателем ДОУ и воспитателем групп по разработанному протоколу (приложение 10).

Диагностика по вышеуказанным методикам проводится, охватывая возраст детей от пяти до семи лет. На основе данных диагностики выстраивается план коррекционной работы для детей со средним и низким уровнем развития музыкально-творческих способностей, эмоциональной сферы, высокой заболеваемостью.

Для проведения результатов мониторинга будет использован прием внутренней и внешней оценки (экспертиза) и прием анкетирования родителей и педагогов.

Алгоритм «срезов» будет троекратным: входной контроль, промежуточный и итоговый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....

Выступление из опыта работы "Инновационные технологии в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

  Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн...

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье – состояние полного физического,  душевного и социального благополучия,  а не только отсутствие болезней и физических  дефектов человека. (по Уставу ВОЗ) Здоровьесбе...

Проект « Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Введение Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, и с...

«Синквейн-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста". Консультация для родителей и педагогов.

Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и спо...