Патриотическое воспитан детей на всех этапах освоения новой ФОП. Основные темы. Цели. Задачи. Планируем результаты.
консультация

Щебетун Елена Борисовна

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе

духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.

Пункт 14.1 ФОП ДО

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,

взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809

«Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-

нравственных ценностей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.02.2023.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №38 «РОСИНКА» города Рубцовска Алтайского края __________________________________________________________________ 658208, г. Рубцовск, ул. Ст. Разина, 198 тел: 6-36-43 , detskiu @ yandex . ru П а т ри о тич е с к ое в оспи т ан детей на в с е х э т а пах ос в о ения н о в ой Ф ОП. Осн о вные темы. Цели. Зад а чи. Плани р у ем ре з у л ь т а ты . 2023 год Подготовила: Воспитатель Щебетун Е.Б

Слайд 4

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности , насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения , являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры , способные вызвать чувства самоуважения и единения .

Слайд 5

Цель ФОП Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа , исторических и национально- культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО

Слайд 6

Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества – жизнь, достоинство , права и свободы человека, патриотизм, гражданственность , служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм , милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»

Слайд 7

ПООП и ФОП: сходство и различие Задачи: Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности ребенка формирование предпосылок учебной деятельности. Задачи: Приобщение детей( в соответствии с возрастными особенностями) и базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство , права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие , справедливость, коллективизм , взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей. Обеспечения развития физических, личностных , нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка , его инициативности, самостоятельности и ответственности .

Слайд 8

Ценности, как основа воспитания детей

Слайд 9

1.Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования , нравственное (идеальное) представление о человеке . 2. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности , создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности , уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде . 3. Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное , самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитие многонационального народа России .

Слайд 10

4. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы , крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. 5. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей. 6. Ценности Родины и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. 7. Ценности милосердия, жизнь, добро лежат в основе духовно- нравственного направления воспитания. 8. Ценности человека, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 9. Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.

Слайд 11

10. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 11. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания . 12. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. 13. Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с традиционными ценностями российского общества. 14. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений . Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки и другое), в том числе системой дополнительного образования детей.

Слайд 12

Основа патриотизма – это семья Семья – это опора в жизни каждого человека . Именно семья играет решающую роль в формировании личности в обществе . Трудно переоценить значение семьи для ребенка . В семье есть теплая и заботливая мама, мудрые советы папы . Семья – наша крепость, в которой можно укрыться от проблем и получить безграничную и самую искреннюю любовь . Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Понятие «семья» и семейные ценности имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Слайд 13

Основы патриотизма для детей младшего возраста • 2-3 года: формировать первичные представления ребенка о себе , о своем возрасте, поле, о родителях и близких членах семьи . • 3-4 года: обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи , близком окружении. Содержание образовательной деятельности: Педагог обогащает представления детей о действиях и поступках людей, в которых проявляются доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении, о животных, растениях . Знакомит с произведениями, отражающими отношения между членами семьи.

Слайд 14

Область формирования основ гражданственности и патриотизма Социально - коммуникативное развитие – область формирование основ гражданственности и патриотизма . Задачи и планируемые результаты расписаны в ФОП с возраста 3 - 4 лет

Слайд 15

Возраст 3 - 4 года Задачи : обогащать представления детей о Малой Родине и поддерживать их отражения в различных видах деятельности . Содержание образовательной деятельности: Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: регулярно напоминает название населенного пункта, в котором живут; знакомит с близлежащим окружением детского сада (зданиями , природными объектами), доступными для рассматривания с территории учреждения. Обсуждает с детьми их любимые места времяпрепровождения в городе (поселке). Демонстрирует эмоциональную отзывчивость на красоту родного края, восхищается природными явлениями. Поддерживает отражение детьми своих впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Слайд 16

Возраст 4 - 5 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к символам страны , памятным датам ; развивать интерес детей к основным достопримечательностям города (поселка), в котором они живут . Содержание образовательной деятельности: Воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России . Знакомит с государственной символикой РФ : Российский флаг и герб России, воспитывает уважительное к символам страны . Обогащает представление детей о государственных праздниках : День защитника Отечества, День Победы . Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе (поселке ), посвященными празднику . Педагог обогащает представления детей о Малой Родине : знакомит с основными достопримечательностями города (поселка), развивает интерес детей к их посещению с родителями ; знакомит с названиями улиц , на которых живут дети . Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края . Создает условия для отражения детьми впечатлений о Малой Родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т . д .). Поддерживает интерес народной культуре страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам ) .

Слайд 17

Возраст 5 - 6 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать любовь и уважение к Родине, к людям разных национальностей , проживающих на территории России, их культурному наследию ; знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки Героев Отечества ; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявление красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы . Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине – России. Формирует у детей представления о государственных символах России – гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия – большая многонациональная страна и воспитывает уважение к людям разных национальностей , их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности ( рисуют, играют , обсуждают).

Слайд 18

Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины. Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в городе (поселке), посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества , вызывает позитивный отклик и чувство гордости. Педагог обогащает представления детей о Малой Родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников города (поселка), развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

Слайд 19

Возраст 6 - 7 лет Задачи формирования основ гражданственности и патриотизма: Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к Родине, к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям ; расширять представления детей о государственных праздниках и поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, развивать чувство гордости за достижения страны в области спорта, науки и искусства, служения и верности интересам страны ; знакомить с целями и доступными практиками волонтерства в России и включать детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке) ; развивать интерес детей к родному городу (поселку), переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего ; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания .

Слайд 20

Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к нашей Родине – России . Знакомит детей с признаками и характеристиками государства с учетом возрастных особенностей восприятия ими информации (территория государства и его границы, столица и т . д .). Рассказывает, что Россия – самая большая страна мира и показывает на глобусе и карте . Расширяет представления о столице России – Москве и об административном центре федерального округа, на территории которого проживают дети . Знакомит с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны) . Обогащает представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывает уважение к представителям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям . Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения . Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке) .

Слайд 21

Расширять представление детей о государственных праздниках : День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы , Всемирный день авиации и космонавтики . Знакомит детей с праздниками : День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады , Международный день родного языка, День добровольца (волонтера) в России, День Конституции Российской Федерации . Включает детей в празднование событий, связанных с жизнью города, - День рождения города, празднование военных триумфов , памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан . Поощряет интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения . Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов .

Слайд 22

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач: • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье , дому, детскому саду, улице, городу. • Формирование бережного отношения к природе и всему живому . • Воспитание уважения к труду. • Развивать интерес к русским традициям и промыслам. • Формирование элементарных знаний о правах человека. • Расширение представлений о городах России. • Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн). • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам , их традициям.

Слайд 23

Примерные темы занятий • Я люблю свой детский сад и район где я живу. • Малая родина. За что мы любим свой город. • История возникновения герба родного города. • Знаменитые земляки, памятные места города. • Флора и фауна родного края. • Наша страна – Россия. Государственные символы России – флаг, гимн. • Государственный символ России – герб. • Климатические зоны России. • Какие народы живут в России. • Русский лес – чудесный лес. • Что такое заповедник? • Голубые реки России. • Города России. • День защитников Отечества. • Моя мама. • Масленица. • Наши космонавты.

Слайд 24

Примерные темы занятий • Главный город нашей страны. • История Московского Кремля. • День Победы. • Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ. • День Петра и Февронии . • Богатыри земли Русской. • Герои Отечества. • День Конституции Российской Федерации. • День Бородинского сражения. • Международный день пожилых людей. • Международный день русского языка.

Слайд 25

Федеральный календарный план воспитательной Работы При формировании календарного плана воспитательной работы организация вправе включать в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей . Все мероприятия должны проводиться с учетом Федеральной программы , а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей воспитанников.

Слайд 26

Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО Январь: 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Февраль: 8 февраля – День российской науки. 21 февраля – Международный день родного языка. 23 февраля – День защитника Отечества. Март : 8 марта – Международный женский день. 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией. 27 марта – Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля – День космонавтики, день запуска СССР первого искусственного спутника Земли. 22 апреля – Всемирный день Земли. 30 апреля – День пожарной охраны. Май: 1 мая – Праздник Весны и Труда. 9 мая – День Победы. 19 мая – День детских общественных организаций России. 24 мая – День славянской письменности и культуры.

Слайд 27

Июнь: 1 июня – Международный день защиты детей. 5 июня – День эколога. 6 июня – День русского языка, день рождения великого русского поэта А.С.Пушкина (1799-1837). 12 июня – День России. 22 июня – День памяти и скорби. Третье воскресенье июня – День медицинского работника. Июль: 8 июля – День семьи, любви и верности. 30 июля – День Военно - морского флота. Август: 2 августа – День Воздушно - десантных войск. 22 августа – День Государственного флага Российской Федерации. Сентябрь : 1 сентября – День знаний. 7 сентября – День Бородинского сражения. 27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь: 1 октября – Международный день пожилых людей; Международный день музыки. 5 октября – День учителя. 16 октября – День отца в России. 28 октября – День анимации.

Слайд 28

Ноябрь: 4 ноября – День народного единства. 10 ноября – День сотрудника внутренних дел Российской Федерации. 27 ноября – День матери в России. 30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь : 3 декабря – День неизвестного солдата; Международный день инвалидов. 5 декабря – День добровольца (волонтера) в России. 8 декабря – Международный день художника. 9 декабря – День Героев Отечества. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. 31 декабря – Новый год.

Слайд 29

О формировании национального самосознания Современными исследованиями доказано, что в старшем дошкольном возрасте возникают предпосылки для развития национального самосознания, а именно : • в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, выделяется собственное «Я », расширяются границы отношений ребенка с внешним миром ; • в сфере самоотношений значительно увеличивается круг общения , расширяется общий эмоциональный опыт ребенка и формируется эмоционально - ценностное отношение к себе ; • в сфере саморегуляции происходит осознание своих возможностей , соотнесение их с условиями реализации своих действий , усиливается регулирование своего поведения через отношение к себе и своим возможностям, развивается способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане .

Слайд 30

Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время . И если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны . Тем более что нам есть чем гордиться .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"

Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной ...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей 3-4 лет младшей группы «Солнышко» По теме: "Моя мамочка самая-самая"

В материале представлен проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей 3-4 лет младшей группы «Солнышко» По теме: "Моя мамочка самая-самая"...

Особенности патриотического воспитания детей на разных этапах дошкольного детства

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении. Через общение в семье с близкими людьми совместную деятельность ребёнок получает и осваивает первые уроки доброты и любви к родным местам...

Консультация " Особенности патриотического воспитания детей на современном этапе"

Нравственно-патриотическое воспитание детей  дошкольного возраста на современном этапе...

Патриотическое воспитание детей на всех этапах освоения новой ФОП. Основные темы. Цели. Задачи. Планируемые результаты

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономиче...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание детей на всех этапах освоения новой ФОП ДО"

В консультации раскрывается содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с новой ФОП ДО, определены основные задачи данного направления в каждой возрастной группе и ...

Презентация "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Празднование праздника Новый год в семье».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫПатриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина России.Как известно, любовь к Родине начинается с формирования уважительного отношения и любви к ...