Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка

Шерстукова Наталья Николаевна

Презентация опыта работы на педагогическом совете «Использование игровых технологий  в процессе экологического  воспитания дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou.docx264.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №3»

Доклад из опыта работы

«Использование игровых технологий в процессе
экологического воспитания дошкольников»

12-2.jpg

Подготовила воспитатель Шерстукова Н. Н

.

Ты, человек, люби природу, Ее по-доброму жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши: Она - твой давний добрый лагерь, Она - союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую - Нас много, а она одна! («Раздумье» Шефнер)

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;

бережного отношения к природе;

правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;

эмоциональной отзывчивости к живой природе;

положительных эстетических ощущений от любования самой природой;

умений познавать особенности окружающего мира.

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, новых технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте получить знания о природе - основы экологической культуры. Общепризнано, что дошкольный возраст - это период интенсивного познавательного развития и в этом помогает «стихия ребенка» - игра.

Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники познают окружающий мир, мир природы, занимаются экспериментированием, сравнивают и делают выводы, решают логические задачи.

Играя, они осваивают:        средства и способы познания, соответствующую

терминологию, логические связи, зависимость и умение выражать их в виде простых логических высказываний. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка. Играя с детьми и обучая их в игре, надо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой) заключается в том, чтобы погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природы.

В экологическом воспитании дошкольников, применяются различные игровые технологии. Такие как: сюжетно ролевые игры, игры с игрушками-аналогами, путешествия, дидактические игры, словесные игры, конкурсы, викторины, соревнования

В процессе игр закрепляются представления детей о животном и растительном мире, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется формированию осознанно-правильного отношения к природе и ее богатствам. Такие игры направлены на развитие экологических знаний и представлений, воспитание осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к экологическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Для успешного применения и внедрения игровых технологий на практике в группе имеется достаточное количество настольно-печатных игр на развитие экологического образования и осознанно-правильного отношения к природе: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Что где растет», «Лесные хоромы», «Лесная азбука», «В мире животных». «Домино: «Во саду ли, в огороде», «Лесные жители», «Грибы», «Птицы», «Цветы». Энциклопедии, познавательная литература природоведческого характера, книги о растительном и животном мире края, экологическая азбука для детей «Животные», «Растения», «Жизнь морей и океанов». Занимательный материал служит средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха, способствует развитию мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению экологических знаний, доступен. Дети пользуются им, самостоятельно выбирают понравившуюся книгу, энциклопедию, игру, играют, получая при этом новые знания, ответы на интересующие вопросы, новые впечатления и удовольствие.

В своей работе используем игровые обучающие ситуации, что значительно повышает интерес детей и способствует успешному усвоению экологических знаний. Например, использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов, воспринимаются детьми эмоционально, становятся объектом подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, «Репка», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит», «Дюймовочка» и др., содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. Чтобы игровая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполняла дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. Например, при ознакомлении с луговыми цветами приходит фея цветов, и дети рассказывают о цветах или в форме диалога беседуют с феей. Дети при такой игровой ситуации получают знания о том, что цветы кормят бабочек и пчел, а пчелы из цветочного нектара делают мед, о том, что есть лечебные цветы, из которых делают лекарства. От имени феи цветов используем лепбук с помощью которого вспоминаем о секретах каждого растения.

Еще можно использовать игровые обучающие ситуации типа путешествий. В которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана, становятся посетителями выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе. Роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой) выполняет воспитатель.

Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают разные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. Дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, на выставках.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе используем не только сюжетно - ролевые, но и простые по содержанию дидактические игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы, знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, игра - «Кто, где живет», «Летает, бегает, прыгает», (о приспособлении животных к среде обитания), «Найди дерево», «Чудо цветок», (о внешнем виде цветов и деревьев), «Выбери дорожку» (о правилах поведения в природе), «Небо. Земля. Вода», «У кого какой дом», (об экосистемах) «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов) и др.

В своей работе так же используем словесные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети придумывают конец: «Белка осенью запасает корма, потому что...». Или игра - «Что бывает желтое?», «Да - нет», «Летает, не летает?», «Что бывает зимой?» и др.

Через применение такого рода игровых технологий осуществляется уточнение, обобщение и закрепление у детей знаний о флоре и фауне, о природе родного края, о жизни и среде обитания представителей животного и растительного мира, о птицах, обитателях морей и рек, лесов и лугов, гор и степей, тайги и тундры.

Организовываем с детьми экологические викторины, К.В.Н, конкурсы, где используем вопросы природоведческого характера. Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Кто быстрее посчитает, сколько берёзок на нашем участке?», «Послушайте, как чирикает воробей. Сколько раз он чирикнул?». Поиграем в игру «Острый глаз». «Узнай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?». Какие деревья стоят всю зиму зеленые? У какого насекомого нет крыльев? Такие вопросы-задачи ценны, прежде всего, тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, выделять простейшие связи и отношения. При уходе за растениями, во время дежурства в уголке природы, дети измеряют рост растений, подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков, рассматривают их форму, размер.

При организации и проведении квест-игры придерживаемся следующего алгоритма:

  1. Определение цели и задачи,
  2. Выбор места проведения игры,
  3. Составление паспорта прохождения этапов или карту маршрута и регламент прохождения по этапам (просчитать примерное время на выполнение заданий).
  4. Формирование состава участников-педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников.
  5. Разработка легенды игры.
  6. Подготовка заданий, пособий для игры.

В работе с детьми используем три структурные формы квест-игры:

  • Линейный,
  • Штурмовой,
  • Кольцевой.

Линейный квест - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание - получаешь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Здесь команда следует по заданному маршруту, выполняет задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить. Например: проводили квест-игру «Друзья природы». Цель игры: закрепление знаний детей по экосистеме лес. Дети получили задание собрать все лепестки для цветика-семицветика, так как с его лепестков тетушка-Непогодушка смыла все краски. Группа детей проходила станции:

Музыкальная, здесь детей встречает герой и они выполняют задание.

Физкультурная, здесь дети вместе с героем играют в подвижные игры.

Экологическая, провели с детьми «мини-викторину».

Далее станция Групповая, на которой дети составляли цепь питания животных.

В результате выполненных заданий дети собирали все цветные лепестки.

В конце игры дети обнаружили, что на лепестках есть буквы, из которых можно сложить слово ПРИРОДА. Дети поделились своими впечатлениями от игры и получили от Цветика-семицветика раскраски.

Штурмовой квест - здесь каждый игрок решает свои задачи цепочки, чтобы в конце получить общий результат группы.

Например, при проведении квест-игры «Поможем петрушке выздороветь», дети закрепили знания о лечебных свойствах лука о его сортах, цвете, вкусе и запахе, упражнялись в работе по схеме, выполняли алгоритмические действия, готовили витаминный салат. Была создана проблемная ситуация - не пришел в гости Петрушка, потому что заболел, существует опасность заболеть детям, дети предлагали пути решения заявленной проблемы. При помощи наводящих вопросов дети пришли к решению самим вырастить лук и принимать в пищу. Детям предложена самостоятельная работа по картам схемам по посадке лука на перо, с последующим занесением результатов наблюдений в календарь роста, изготовленный самими детьми, а также предложено приготовить витаминный салат для Петрушки и сверстников. Дальше дети разошлись по центрам, где каждый выполнял разные задания. В центре творчества - дети играли в игру: «Что сначала что потом», делали зарисовки к наблюдению за луком. В центре природы - дети по карте - схеме самостоятельно сажали лук. В центре сюжетно-ролевой игры дети самостоятельно готовили витаминный салат по карте - схеме для больного

Петрушки, чтобы тот быстрее выздоровел. В ходе рефлексии выяснилось: дети научились строить последовательную работу по картам схемам, детям понравилась такая форма работы, наблюдалась взаимопомощь и эмоциональная поддержка детьми друг друга.

При использовании кольцевой квест- игры - дети отправляются по кольцевой траектории, выполняя определенные задания, и вновь возвращается в пункт «А». Кольцевой квест, это тот же линейный квест, но заключённый в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

В ходе выполнения групповых заданий дети научились слушать собеседника не перебивая его. Научились оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогли реализовать принцип сотрудничества.

Работа детей в уголке природы, цветнике также дает богатый материал для закрепления знаний о растениях, благоприятных условиях для их роста и развития, способах ухода за ними. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие игровых технологий - ключ правильной постановки экологического воспитания. С детьми, испытывающими трудности в усвоении программного материала, осуществляется индивидуальная работа, с применением игровых технологий, которые позволяют восполнить пробелы в экологических знаниях детей. Игры на закрепление экологических знаний применяются и на занятиях по развитию речи, ФЭМП, познавательному развитию, конструированию и изобразительной деятельности, где создаются многочисленные ситуации, в которых дошкольники применяют уже имеющиеся знания.

Таким образом, только систематическое, комплексное использование игровых технологий способствует эффективному формированию основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на Педагогическом совете

Методы и приёмы по сохранению и укреплению здоровья детей, используемые при проведении дневной и целевой прогулок...

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)

Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...

Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: " Экологическое воспитание дошкольников".

.Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»Дошкольный возраст &nd...

Доклад на педагогическом совете "Использование в образовательном процессе методов и приемов оздоровления детей"

Работа педагогов ДОУ по физическому развитию и оздоровлению детей направлена на создание условий для повышения уровня двигательной активности дошкольников в разных видах деятельности...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие речи дошкольников, в ходе режимных моментов»

Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключени...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...