«Роль «Светофорика» в совместной деятельности с детьми в старшей группе»
консультация (средняя группа)

Саида  Юсифовна Алексеева

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить  правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.).  К тому же рост количества машин на улицах городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

 

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойствена взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.

 

Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить навыкам правильного поведения на дороге, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vystuplenie.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 комбинированного вида»

Выступление на Совете педагогов

на тему:

«Роль «Светофорика» в совместной деятельности с детьми в старшей группе»

Подготовила и провела

Воспитатель МАДОУ № 28

Алексеева  С.Ю,

город Мончегорск

январь2024 год

                                                 

   Выходя на улицу,

                                     Приготовь заранее,

          Вежливость и сдержанность,

                                                                                              А главное, внимание!

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. Определить  правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.).  К тому же рост количества машин на улицах городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойствена взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что- то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у детей навыка осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая тем самым здоровый образ жизни.

Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить навыкам правильного поведения на дороге, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за жизнь и безопасность на улицах города.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель : создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;

выработка системы воспитательно-образовательной работы. 

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения (см. Приложение 1).

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми.
  2. взаимодействие с родителями .

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

  1. Транспорт.
  2. .Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.
  7. Велосипед, самокат.
  8. Загородная дорога.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма .

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд…») Совместно с родителями был оформлен уголок по правилам дорожного движения. Подготовлены  методические пособия с учетом возрастных особенностей детей: игры, консультации для педагогов и родителей. Оформили дидактический материал: настольные игры, дорожные знаки, комплексы занимательных игр и упражнений, книги, раскраски, энциклопедии.  Организовываем и проводим интегрированную образовательную деятельность через разные виды деятельности по ознакомлению детей с ПДД. В коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности давала детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога»), просмотр презентаций, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов. В продуктивной деятельности мы с детьми   рисовали, лепили, изображали в аппли-кации различные виды транспорта; в конструктивной деятельности создавали  разнооб-разные  здания и сооружения из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта).

В двигательной деятельности   продолжала  развивать у детей координацию движений и ориентировку в пространстве  через подвижные игры: «Цветные автомобили», «Красный,  желтый, зеленый»; «Передай жезл»; «К своим знакам», «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем» и т. д.

 Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. . Именно через игровую деятельность, возможно, обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций. .

   Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, мы приходим в гости к «Светофорику», где мы знакомимся с правилами дорожного движения, узнаем о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, получаем  задания, помогающие закрепить знания и умения детей. . В игровой и продуктивной видах деятельности использовала макеты по ПДД. При изучении светофора объяснила значение красного и желтого сигналов, как запрещающих движение и значение зеленого сигнала как разрешающего движение.  Объяснила детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными,  использовала наглядное модели-рование дорожных ситуаций. Для развития правильной ориентации детей в пространстве обучала их определять место нахождения предметов и их размеров. Используем в игровой деятельности детей макеты «Парковка», «Улицы города», «Заправочная станция». Проводила сюжетно- ролевые игры: «Автомастерская», «Водители и пешеходы», «Заправочная станция», «Автомойка». По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

На прогулке продолжила обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада, объясняла, что самостоятельно за ее пределы выходить нельзя. Во время прогулок за территорией детского сада расширяла знания дошкольников о транспортных средствах, их назначении и конструктивных особенностях. Показывала детям те улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, светофор.           Во время игровой деятельности составляли рассказы о дорожных ситуациях, разыгрывали инсценировки. Для этого использовала иллюстрированный материал: книги, плакаты с изображениями разных дорожных ситуаций. Предлагала детям дидактический материал  (задание по штриховке, обводке, дорисовки предметов).

Во время экскурсий по улицам города обращала внимание дошкольников на правильные и не правильные действия других пешеходов, при этом, следила за тем, чтобы дети сами рассказывали, что именно некоторые пешеходы делают не правильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности. Во время игр в группе использовала наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, сюрпризный момент. Интересной и эффективной формой работы стала организация игр соревно-ваний: «Что? Где? Когда?», «Путешествие в страну правил дорожного движения», «Зна-токи дорожных правил»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем…»; «В стране Светофории», «Школа светофорных наук»

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение  имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • заочные и очные консультации;
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • тематические родительские собрания;;
  • семейные конкурсы;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность.

В результате:  в группе создана оригинальная активизирующая предметная среда, расширился кругозор воспитанников, повысилась социальная компетенция  наших воспитанников, повысилась культура поведения детей на улице и в общественном транспорте, укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, воспитанники приобрели навыки и умения безопасного взаимодействия с окружающей средой, научи-лись  оценивать, анализировать дорожную обстановку и ситуацию.

В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги к этому неравнодушны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка в гости к нам пришла" совместная деятельность с детьми в старшей группе

Обучать детей оригинально воспринимать сказку, творчески преобразовывать ход повествования, вводить внестандартные ситуации...

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по познавательно - исследовательскому развитию с использованием ЭОР на тему: "Как хлеб на стол пришёл."

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по познавательно - исследовательскому развитию с использованием ЭОР на тему: "Как хлеб на стол пришёл."Цели: Рассказать как на стол...

Совместная деятельность с детьми в старшей группе на тему « Картинки из песка» ( с использование природного материала)

в ходе совместной деятельности у детей развиваются исследовательские способности. сенсорные эталоны, воображение. мышление. мелкая моторика...

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе «Наблюдение на метеоплощадке»

Конспект НОД в старшей группе "Наблюдение на метеоплощадке"...

ПЛАН РАБОТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ (ОРКЕСТР СТАРШАЯ ГРУППА)

ПЛАН РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРКЕСТРЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...