Секционные занятия для воспитателей «Внедрение в образовательный процесс ДОУ единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы" - 2023,
консультация

Цель ФОП ДО— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале, и в Находке получали равноценное дошкольное образование.

Задача программы - сделать акцент на формирование у детей российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей.

Программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                           «Сказка» с. Становое

Выступление на секционных занятиях  воспитателей

Тема

«Внедрение в образовательный процесс ДОУ                                                                    единой федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО ): единые базовый объем и содержание ДО, новые технологии, способы, формы и методы работы».

                                Подготовил старший воспитатель:  Лаухина В. Н.

С. Становое

Август 2023 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

   СЛАЙД 1. 

Дошкольному образованию в нашей стране больше ста лет, за это время оно претерпело ряд значительных изменений.   Среди самых значимых программ, которые существовали и успешно применялись во всех детских садах страны, стоит выделить:                                                                                                                                                                                         - Типовую программу (на ее разработку ушло больше 5 лет!), принятую еще в 1984 году, в состав авторов которой входил один из основоположников детской психологии Александр Запорожец;                                                                                                                               - «Программу воспитания и обучения в детском саду» 1985 года под редакцией Маргариты Васильевой.                                                                                                                                             Впоследствии именно на основе этих двух программ были созданы многие современные комплексные программы дошкольного образования.

  В 2013 году были приняты ФГОС, и все программы нужно были приведены в соответствие со стандартом. Каждый детский сад вправе не просто выбрать любую программу дошкольного образования, но и написать на ее основе свою, сохранив пропорцию: 60% базы и 40% изменений. На данный момент в Навигаторе образовательных программ дошкольного образования — 21 наименование.

  СЛАЙД 2. Поворотной точкой в развитии дошкольного образования является введение единой Федеральной образовательной программы (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегестрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.12.2022г., регистрационный №71847)    

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Единая федеральная программа действительно необходима для обеспечения
единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования.

Слайд 3. Цель новой Федеральной программы— создать единое «образовательное пространство» с учетом национального колорита и нравственно-духовных ценностей разных народов России, чтобы дошкольники и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Махачкале, и в Находке получали равноценное дошкольное образование.

Задача программы - сделать акцент на формирование у детей российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей.

Программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Слайд 4. В настоящее время у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Самым благоприятным периодом для нравственного и эстетического воспитания  детей является  дошкольное детство.  В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях.

Систематическое духовно - нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоничное формирование личности. 

ФОП ДО позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, создать единое ядро содержания дошкольного образования, ориентированное на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Слайд 5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования вводит единые требования к объему, содержанию и планируемым результатам деятельности детских садов и  используется как основа для самостоятельной разработки и утверждения программ дошкольной образовательной организацией.                       Обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии с ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы.

Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.

Программа состоит из следующих разделов:

  • целевого;
  • содержательного;
  • организационного.

ФОП ДО определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которым должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях. Таким образом, будут обеспечены равные качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания ребенка, иных условий и обстоятельств.

Слайд 6. ФОП ДО учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.                                                                                                                                                                 Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику:                                                                    - специфики этнонациональных, социокультурных, и иных условий, в т.ч. региональных;  в которых осуществляется образовательная деятельность;                                                                                    - сложившиеся традиции ДОО;                                                

- выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования; 

-  выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

СЛАЙД 7.Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) рассчитана на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:

  • с рождения до года (младенческий период);                                          
  •  - от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);  
  • от 3 до 7 лет (дошкольный период).

ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
     -
обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
     -создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
    -создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания;

СЛАЙД 8. 

Дошкольным образовательным организациям предоставлено право выбора

способов реализации образовательной деятельности. ФОП ДО выполняет задачу обеспечения единства образовательного пространства в системе дошкольного образования, при  этом оставляя за дошкольными организациями и педагогами право на выбор образовательных технологий, методов и приемов реализации образовательных программ, в том числе пособий, с помощью которых реализуется образовательный процесс (п. 2 ст.28 и п. 3 ст.47 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

                                                                                                                                                                                                                                                           Выбор форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей.

Формы, способы, методы и средства реализации Федеральной программы педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.                                                                                    Существенное значение имеют сформировавшиеся у педагога практики воспитания и обучения детей, оценка результативности форм, методов, средств образовательной деятельности применительно к конкретной возрастной группе детей.  

При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимо ориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст)

СЛАЙД 9.  В младенческом возрасте (2 месяца ‒ 1 год):                                                                                                     -непосредственное эмоциональное общение со взрослым;                                                           - двигательная         деятельность;                                                                                                                         -  предметно-манипулятивная деятельность;

          -речевая;                                                                                                                                                                                             - элементарная музыкальная деятельность.

         В раннем возрасте (1 год ‒ 3 года)  

          -предметная деятельность;

         - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.);

         - ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со

            сверстниками под руководством взрослого;

         - двигательная деятельность;

         - игровая деятельность;

         -речевая;                                                                                                                                                                                             - изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из

            мелкого и крупного строительного материала;

           - самообслуживание и элементарные трудовые действия;

           - музыкальная деятельность.

В дошкольном возрасте (3 года ‒ 8 лет)    

- игровая деятельность ;

-  общение со взрослым и сверстниками;  

- речевая деятельность;  

- познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;  

- изобразительная деятельность  из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;

 - двигательная деятельность;  

- элементарная трудовая деятельность;  

- музыкальная деятельность.

При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.  

СЛАЙД 10.

Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:

  • организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
  • осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
  • мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).

Культурные практики  

   Культурные практики – это все возможные виды деятельности с воспитанниками. Как только дети овладевают видом деятельности и проявляют самостоятельность, привнося в деятельность личное творчество, практика становится культурной.

Например:  

-Игровая- ребенок проявляет творческую инициативу.

-Продуктивная - ребенок созидает, ставит цель (инициатива целеполагания).

-Коммуникативная- ребенок проявляет коммуникативную инициативу.

 СЛАЙД 11.

При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:

- информационно-рецептивный метод ‒ предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение);  

- репродуктивный метод ‒ создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель); метод проблемного изложения ‒ постановка проблемы и раскрытие пути её

решения в процессе организации опытов, наблюдений;  

- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях); исследовательский метод ‒ составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и др. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях.

Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование

Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей у детей на основе компьютерной технологии «СИРС»

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, способствует...