Становление профессиональной педагогической этики в истории педагогической теории и практической деятельности.
материал

Сударова Ангелина Вадимовна

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_professionalnoy_pedagogicheskoy_etiki_1.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Становление профессиональной педагогической этики в истории педагогической теории и практической деятельности.

Педагогическая этика — относительно самостоятельный раздел этической науки. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.

Также педагогической этикой раскрывается нравственный характер профессиональной деятельности специалистов сферы образования, нравственные отношения в профессиональной среде, основы педагогического этикета людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.

История становления педагогической этики

Элементы педагогической этики встречаются в учениях древних философов и педагогов, пытавшихся осмыслить специфические проблемы педагогической морали. Ее возникновение связано с появлением педагогической профессиональной деятельности, обусловленной социально-экономическими причинами и духовным развитием личности и общества.

В первобытном обществе не существовало социальных институтов, которые бы воспитывали детей. Этим занимались взрослые, привлекая подрастающее поколение к коллективному труду. С развитием производственных сил, накоплением трудового опыта расширялись знания людей и усложнялись умения и навыки. Возникла необходимость организованного обучения и воспитания подрастающего поколения. Воспитание начали поручать старейшим членам родовой общины. К ним выдвигали определенные требования: они должны обладать теми умениями и навыками, которым следует учить детей, знать религиозные обряды, сказки, игры и песни, которые являются источником нравственности. Таким образом, в условиях родового строя воспитание начало выделяться в особую форму общественной деятельности.

Важную роль в истории педагогической этики сыграло учение древнегреческого философа Сократа. Применяя метод самопознания, он пришел к выводу, что сущность человеческого бытия, в нравственности. Познавая человеческую сущность, Сократ основным в ней считал не то, что данное ей природой, а то, что человек приобрел под влиянием культуры, воспитания. Его просветительско-воспитательная деятельность будет направлена на совершенствование личности, в чем важнейшую роль играли знания, которые делают человека свободным, не по ее природе, а за социальную сущность.

Сократ утверждал, что воспитание может преодолеть уродливое, аморальное, то есть исправить природные недостатки. Он ставил высокие требования как к учителей, так и учеников. Прежде, учитель должен иметь неоспоримый авторитет, а ученик - последовательно освобождаться от духовного рабства: быть выдержанным, образованным, "познать самого себя", во всем соблюдать меру, гордиться не внешними признаками, а добродетельными.

Одним из лучших учеников Сократа, был древнегреческий философ Платон, который воспитывал учеников путем устного изложения идей. В своих произведениях, философ высказывает мнение, что человеческие души существуют отдельно, соединяются только в желании познавать. В академии, созданной Платоном, придерживались принципа, согласно которому, одну науку свободный человек не должен изучать как раб. Считалось, что телесные упражнения выполнены против воли, не вредят телу, а в душе наука прочно закрепляется. Учитель, по мнению Платона, должен быть очень осторожным и сдержанным в своих оценках и высказываниях.

Из академии Платона, которая просуществовала более тысячи лет, вышло много педагогов, в частности древнегреческий философ Аристотель, который определил предмет и признаки этики как науки. Он утверждал, что каждый человек, а особенно учитель, должен обладать высокими моральными добродетелями, среди которых выделил основные: мужество, рассудительность, сдержанность, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, справедливость (равенство), правдивость, дружелюбие, любезность. Каждая из них является общественной мерой поведения в определенных сферах общественной жизни.

Аристотель первым в истории философской мысли говорил, что педагогическая этика обусловлена социальными отношениями. Он считал, что государство имеет одну конечную цель, поэтому всех необходимо воспитывать одинаково и заботиться о воспитании должны все.

Марк-Фабий Квинтилиан подчеркивал, что педагогическая этика учителя не способна воспитать достойного человека, если не будет соответствующего морального окружения.

Особенно важную роль в этом процессе играет семья, в которой часто уничтожается нравственность еще в раннем возрасте разными попустительством ребенку со стороны взрослых. Снисходительность ослабляет силы духа и тела, изменяя природу ребенка, и она становится безвольной, беспричинной, что негативно сказывается на отношениях с другими.

Проблемы педагогической этики отражены в "Русской правде", Изборник Святослава". Повестях временных лет " Киевской летописи, работах Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха".

По свидетельству летописцев, матери оплакивали детей, которых отдавали в обучение, как мертвецов. Плач этот был обусловлен не только отбором детей в школу, но и тем, что они становились проповедниками новой веры.

Прежние учителя - южнославянские, болгарские и сербские священники, речь которых была понятной, тем, кого нужно учить. Эта традиция воспитывать и приучать к делу служителей церкви сохранялась до конца XVII в и определила характер обучения в школе, педагогические идеалы, которых она стремилась достичь на основе изучения Библии.

Однако в Библии наблюдаются неодинаковые педагогические подходы. Так, в Ветхом Завете царит патриархат, при котором глава семьи имеет неограниченные права, а все члены ему подчинены.

В новозаветной христианской педагогике господствуют другие начала - любви, смирения, ценности каждой личности. Дети имеют не только обязанности, но и определенные права.

Поэтому необходимо было определиться, какого мировоззрения - ветхозаветного или новозаветного - необходимо придерживаться в воспитании и обучении. Предпочтение оказывали ветхозаветным педагогическим идеалам.

Педагогическая этика основывалась на принципах «Книги притч и Книги премудрости Иисуса, сына Сирахового». Под их влиянием сформировалась система жестоких кар ребенка как со стороны учителя, так и со стороны отца. Они одновременно вызывать любовь и страх. Прибегать к избиению детей было основным средством воспитания.

С Нового Завета педагогическая этика прежде позаимствовала идеалы «Послание святого апостола Павла», а из сочинений отцов церкви – «книги Иоанна Златоуста».

Приоритет в воспитании молодого поколения предоставляли не в школьном кругу, а семье.

Значительный вклад в разработку проблем педагогической этики сделал чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670).

Он отмечал, что не каждый педагог гуманно относится к ребенку.

Произнося постулаты о справедливости, достоинствах, они кажутся ученикам ангелами, однако в повседневной жизни ведут себя как несдержанные, грубые, завистливые, слово в них не соответствует делу.

Такие педагоги не являются настоящими, но в они повсюду "ищут закона, на бумаге написанных правил, как поступать", тогда как следует руководствоваться совестью.

Педагогическая этика, по мнению Я.А. Коменского, устраняет явления в педагогичному коллективе, например когда ошибка или неудача одного педагога вызывает радость и насмешки других. Любовь к делу, детям, общей цели объединяют педагогический коллектив.

В "Великой дидактике"(1632), "Законах хорошо организованной школы" (1653), Я.А. Коменский акцентировал, что учителями должны быть люди набожные, честные, деятельные и трудолюбивые, которые являются образцом добродетели и обязаны привить ее другим.

Идею высокой духовности, нравственности воплощал в учебно-воспитательном процессе швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Он считал, что учитель должен быть "миллионером" нравственности, ума и физической силы.

И.Г. Песталоци подчеркивал, что ответственность за то, что у власти находятся "интеллектуально развитые обманщики", эгоисты, бессердечные хищники, "умные ослы", "аморальные типы", в определенной степени возлагается на односторонность обучения и воспитания.

Итак, недостатки профессиональной деятельности педагогов, прежде всего в сфере нравственного, интеллектуального и физического воспитания, отрицательно сказываются на личности, ее деятельности и отношениях с другими.

По его мнению, именно педагог призван спасти человечество от нравственного дикости, сохранить человеческое в человеке, воспитать такую личность, которая не была бы духовной кое какой, а помнила об ответственности перед Богом, людьми и совестью.

Весомый вклад в разработку проблем современной педагогической этики сделали педагоги, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. Теория воспитания А. Макаренко, основывается на воспитании личности педагога в активной деятельности, системе моральных отношений и зависимостей, между индивидами. Он считал, что педагогическая мораль должна сочетать строгие требования к человеку и глубокое уважение к ней. Учитель должен быть совершенным не только внутренне, но и внешне (общение с детьми, педагогический такт, внешний вид, взгляд).

Одной из самых распространенных педагогических ошибок, А. Макаренко считал убеждение в том, что дети - только объект воспитания: "Дети - это живые жизни, и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, надо видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности".

Идеи А. Макаренко творчески развил в педагогической теории и практике В.Сухомлинский. Он отмечал, что учитель должен привлекать воспитанников, вдохновлять их своей цельностью, красотой идейно-жизненных поглощения, убеждений, морально-этических принципов, интеллектуальным богатством и трудолюбием. Педагог воспитывает прежде всего своей мыслью и мышлением. Он должен быть проводником к вершинам морали и культуры. В. Сухомлинского писал, "Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда, это тяжелая и захватывающая творческая работа, в которой утверждается идейное, моральное единство коллектива, как единого целого".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические достижения профессиональной деятельности педагога «Воспитание патриотических чувств к истории родного города через театрализованную деятельность»

Вопрос "Как знакомить детей с историей родного города?" довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования....

ГБОУ школа №1130 ДО№1 Воспитатель Галечян Карина Владимировна Выступление на педагогическом совете. Транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности

Высткпление на педагогическом совете по теме:  "Трансляция в педагогическом коллективе опыта практических результатов профессиональной деятельности"...

Использование игровых педагогических технологий в практической деятельности педагога.

ЦЕЛЬ МОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - СТРЕМЛЕНИЕ К  МАКСИМАЛЬНОМУ УРОВНЮ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, УСИЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К ДИФФИРЕНЦИРОВАННОМУ  И ИНДИВИДУАЛИЗИ...