Консультация для воспитателей «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ»
консультация (подготовительная группа)

Кочеткова Любовь Александровна

            Общение между людьми очень похоже на игру. Оно, так же как и игра, наполнена эмоциями, в нём есть роли (например, рассказчика и слушателя), переживая сюжеты (темы). Но самое главное, общение (как и игра) имеет свою стратегию, в нём разгадываются настроение, намерения участников, поддерживаются или опровергаются их точки зрения, заключаются союзы. Оно наполнено динамикой: меняются чувства, позиции, темы. Живое общение, как и игра, всегда ограничено во времени. Нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнёра, почувствовать настроение другого человека и составить первый прогноз насчёт его намерений. Разгадать его мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_upr_dlyadobrozh_mikroklim.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №392»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Россия, 443051, г. Самара, ул. Енисейская, д.64                                                                                          тел.: (846)331-40-14; (846)331-40-16; факс: (846)331-40-15;                                                                   e-mail: ds392sa@mail.ru; so_sdo.ds392@samara.edu.ru

Консультация для воспитателей

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО МИКРОКЛИМАТА

В ДЕТСКОМ СООБЩЕСТВЕ»

Кочеткова Любовь Александровна;

Старший воспитатель;

Высшей категории

САМАРА

            Общение между людьми очень похоже на игру. Оно, так же как и игра, наполнена эмоциями, в нём есть роли (например, рассказчика и слушателя), переживая сюжеты (темы). Но самое главное, общение (как и игра) имеет свою стратегию, в нём разгадываются настроение, намерения участников, поддерживаются или опровергаются их точки зрения, заключаются союзы. Оно наполнено динамикой: меняются чувства, позиции, темы. Живое общение, как и игра, всегда ограничено во времени. Нужно моментально, без слов, ориентируясь только на внешний вид партнёра, почувствовать настроение другого человека и составить первый прогноз насчёт его намерений. Разгадать его мысли.

Для дошкольника такая динамика – труднейшая задача. Понять другого человека, донести до него свои мысли ребёнку мешает эгоцентризм. Дети уверены в том, что другой человек знает об их намерениях, он в курсе их мыслей, и поэтому не склонны к их выражению. Сосредоточение ребёнка на своей позиции мешает понять своеобразие желаний и намерений партнёра, поэтому сверстник является зеркалом, в котором дошкольник видит, прежде всего, себя. С этой точки зрения игра является своеобразной школой общения, где ребёнок, с одной стороны, наделяет каждую свою роль присущими ей особенностями поведения, с другой – учится строить свои отношения так, чтобы они были понятны для партнёра.

Очень важно педагогу направить игры и игровые этюды на динамику общения, на понимание партнёра. Широко применяется метод «принятия роли», когда ребёнок берёт на себя роль какого-нибудь известного персонажа и демонстрирует соответствующие эмоциональные состояния, позы, мимику. Затем они воспроизводятся с его реальной позиции, спускаются в его реальные отношения со сверстниками.

Особое значение уделяется языку общения. Дети по мимике, жестам, движениям другого лица должны угадать его эмоциональные состояния, понимать намерения других людей и известных персонажей. Также необходимо учитывать вкусы, желания своих сверстников. Уметь включаться в общение, поддерживать и развивать его. Специальные игры направлены на взаимопонимание и сплочение детей, на изживание гнева и страха. Гнев и страх искажают объективное восприятие мира, порождают негативные формы общения, что является яркими признаками крайнего эгоцентризма. Гнев и страх самым губительным образом сказываются на игре. Которая требует свободы и позитивного отношения к людям. В связи с тем, что дети дошкольного возраста склонны к ярким эмоциональным проявлениям, возникает необходимость проводить специальную работу в этой области.

В приложении представлены игры  на сплочение детей, направленные на понимание другого человека и развивающие внимание к невербальным формам общения. Ориентируясь на мимику, жесты, позу партнёров, ребёнок лучше представляет и своё невербальное поведение. Сверстники для дошкольника служат своеобразным зеркалом, в котором он, прежде всего, видит себя.

Известные литературные персонажи помогают ребёнку понять состояние другого человека, активнее использовать язык общения, адекватно действовать в социальных ситуациях.

Игры позволяют детям  вжиться в роль сказочных героев, наделить их определёнными эмоциями, жестами, характерными движениями, позами.  

Игры, направленные на преодоление эгоцентризма, требуют активного участия взрослого. Для них нужно отводить специальное место и время. Это обычно бывает вторая половина дня, после сна. На игры отводится (в зависимости от возраста и от течения игры) 20-40 минут. Это вызвано тем, что, играя, ребёнок вживается в свою роль, разворачивает её отношения с другими персонажами игры. Он меняет первоначальную роль, переключается на ролевые отношения других людей. Это связано не просто внешним поведением, но и с внутренней перестройкой, переориентацией, погружением в ситуацию игры, проживанием её сюжета. При всей своей условности игра всегда наполнена реальными мотивами детей. Организуя игру, взрослый ориентирует детей пятого года жизни на вживание в свою роль и развёртывание её отношений с другими персонажами игры во всей их полноте. Играя с детьми шестого года жизни, воспитатель выдвигает в центр игры смену ролей и в соответствии с этим смену отношений. Перед каждым ребёнком выстраивается система его возможных ролей как система возможных стратегий поведения. Играя с детьми седьмого года жизни, воспитатель сопоставляет роль ребёнка с другими возможными ролями. Здесь дети овладевают разными стратегиями поведения, в том числе и противоположными. Дети предполагают, предвидят, предугадывают возможные отношения, возможное поведение другого персонажа игры. Своя роль и другие роли сравниваются.  

Игра без слов

 Игра, направленная на понимание другого человека и развивающая внимание к невербальным формам общения.

Игра «Маски» (понимание мимики) (с 5 лет)

Действующие   лица: маски и «зеркала».

Материал: маски, изображающие разные эмоциональные состояния.

Содержание:

Дети располагаются по кругу. Ведущий показывает маски, изображающие разные эмоциональные состояния: грусть, радость, удивление, страдание, страх. Дети мимикой воспроизводят эти состояния. После этого маски передаются по кругу.

Инструкция:

«Сегодня я подготовила для вас разные маски. Посмотрите на них. Какая эта маска? Веселая или грустная? А эта? Я надену маску и посмотрю на вас, а вы будете моими зеркалами. Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вам тоже грустно. Вот сколько много получается зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску, а вы мои зеркала. Теперь маска на лице у Маши, и вы превращаетесь в Машины зеркала. Маска переходит к Ване...» ...   Затем маски убирают.

Инструкция:

«Злой Карабас-Барабас! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну! в хитрого Кота Базилио! в Буратино!»

Другой вариант игры: дети делятся на две группы. Ведущий по очереди присоединяется к каждой из групп. Первая группа договаривается, какого героя они показывают, вторая отгадывает. Потом группы меняются.

Инструкция:

«Попробуйте угадать, у кого из сказочных героев такое выражение лица. Как вы догадались?»

Вопросы для беседы

  1. Какая маска вам больше нравится?
  2. Какого героя вы хотите показать еще раз?
  3. Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга,
    мамы, воспитателя? Покажите.
  4. А какое выражение вашего лица приятно для других людей?
    Покажите.

            Игры, направленные на сплочение детей

Игра «Ледоход» (с 6 лет)

Действующие лица: две группы детей, берега и льдинки, веточки.

Содержание:

Дети становятся в два ряда — это берега. Ряды могут быть самой разной формы. Вторая группа изображает льдинки, ветки, т. е. все, что плывет по реке. Дети первой группы помогают льдинкам и разным предметам проплыть по реке. Некоторые предметы задерживают, чтобы пропустить другие. Несколько детей могут изобразить плывущее дерево или даже целый дом.

Инструкция:

«Пожалуйста, разделитесь на две группы. Первая группа будет рекой. У реки два берега. Встаньте в два ряда. Вторая группа будет льдинками на воде, веточками».

Инструкция детям, исполняющим роли льдинок:

«Вы плывете по реке, сталкиваетесь, наскакиваете друг на друга. Придумайте сами, кем или чем бы вам хотелось стать».

Инструкция детям, исполняющим роли берегов:

«Берега! Помогайте льдинкам и веточкам плыть. Регулируйте ледоход!

Игра «Лунный камень»* (с 5 лет)

Действующие лица: дети, передающие друг другу лунный камень.

Содержание:

Дети, расположившись в кругу, произносят скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки и знакомые стихотворения по одному слову, по очереди. Для того чтобы очередь строго соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.

Инструкция:

«Мы будем рассказывать знакомые вам стихотворения по очереди, каждый скажет по одному слову. Есть одно правило: говорит только тот, у кого есть лунный камень. Вот он. Это камень с Луны. Я передаю его Игорю, начинай. Передай камень соседу. Теперь его очередь произносить слово».

Игра «Динозавр и препятствия»

Действующие   лица: динозавр и препятствия.

Содержание:

Надо построить динозавра, который днем ничего не видит. Участники игры выстраиваются в очередь по одному, держа друг друга за талию. Первому ребенку завязывают глаза, он будет головой динозавра. Остальные участники превращаются в тело динозавра и говорят, куда двигаться голове. Кроме детей, представляющих динозавра, в игре есть и другие участники — они изображают различные препятствия на пути динозавра. Например, двое детей изображают озеро и сообщают об этом, пятеро других — деревья. Группа детей изображает туннель. Участники игры подсказками помогают голове благополучно избежать препятствия и добраться до своего логова. Подсказки по возможности должны соответствовать роли. Например, деревья предупреждают шелестом, водопад — шумом воды. Если нужную подсказку не находят, тогда используют речь.

Инструкция:

«Эта игра называется «Динозавр и препятствия». Одним детям нужно встать так, чтобы получился динозавр. Он днем ничего не видит. Первый из вас будет головой динозавра. У него завязаны глаза. Ему нужно подсказывать, куда двигаться.

Другим детям нужно превратиться в препятствия на пути динозавра: стать озерами, реками, деревьями, туннелями. Кто чем хочет стать? Вы тоже должны предупреждать динозавра, но только особыми звуками: озеро — всплесками воды, деревья — шелестом веток»

Игра «Звуковая волна» (с 6 лет)

Игра развивает навыки совместной деятельности, сплачивает коллектив детей, поднимает положительный эмоциональный фон.

Содержание:

Дети, располагаются друг за другом, движениями и звуком, изображая поезд. Стульями обозначается вокзал. Условие игры: при приближении к вокзалу звук поезда усиливается, при удалении ослабевает.

Для регуляции звука взрослый может использовать жест. Исходное положение — ладони вместе. Затем ладони медленно расходятся — это означает, что звук нарастает, ладони приближаются друг к другу — звук становится тише.

Инструкция:

«Сейчас мы поиграем в звуковую волну. Мы посчитаем до пяти сначала шепотом (это краешек волны), а затем немного погромче, еще громче, еще, еще и, наконец, очень громко (это вершина звуковой волны). Затем волна спадает, и наш голос становится тише, тише и переходит в шепот — волна прошла».

Звук нарастающей и убывающей звуковой волны обозначается движением рук.

Инструкция:

«Мы едем на поезде. А на станции сидит наш друг Зайчишка и ждет этот поезд. Когда поезд далеко от станции, стук колес еле слышен. А' когда близко, звук очень громкий. Пора отправляться в путь!»

Вопрос для беседы

Получилась ли у нас звуковая волна (или просто шум)?

        

Игра «Два зеркала»** (с 6 лет)

Игра развивает внимание ребенка к сверстникам, а также мимические и пантомимические способности детей, связную речь.

Действующие лица: Королева и Невидимый Король — для девочек (Король и Невидимая Королева — для мальчиков), два зеркала.

Содержание:

В игре участвуют четверо детей. Участники располагаются следующим образом: перед Королевой стоят двое детей, изображающие зеркала. За Королевой стоит Невидимый Король.

Королева, не поворачиваясь, угадывает, кто из детей играет роль Короля. Зеркала сообщают, кто стоит за ней. Одно зеркало — молчащее, показывает мимикой, другое — говорящее. Остальные участники игры располагаются за спиной Короля и (по мере отгадывания) бесшумно по очереди занимают его место.

Инструкция Королеве:

«Сейчас ты попробуешь отгадать, кто из детей Невидимый Король. Он стоит у тебя за спиной, но тебе нельзя оглядываться. Смотри на зеркала!

Зеркала эти необыкновенные. Ира — зеркало молчащее, оно ничего не говорит, а показывает лицом, позой, движениями то человека, которого нужно отгадать. Владик — зеркало говорящее, оно словами описывает человека, но не называет его имени. Назови Невидимого Короля!»

Инструкция зеркалам:

«Королева не видит Короля! Ты зеркало говорящее. Ты словами описывай Невидимого Короля так, чтобы Королева поняла, кто из детей стоит за ней. А ты зеркало молчащее: руками, мимикой подсказывай Королеве, кто стоит за ней».

Инструкция Невидимому Королю:

«Как только Королева назвала твое имя, уступи место другому Королю».

Вопрос для беседы

Какое зеркало вам помогло отгадать имя Невидимого Короля?

        Игра с воображаемым предметом (с 6 лет)

Игра направлена на развитие внимания к действиям и невербальному поведению другого человека.

Содержание:

Дети встают в круг. В центр по очереди выходит каждый ребенок и выполняет действия с воображаемыми предметами.

Инструкция жонглеру:

«Представь, что ты жонглер цирка и показываешь свой номер. Представь, что у тебя в руках мяч. Подбрось его. Поймай. Теперь у тебя в руках расческа. Причешись. Положи ее на стол. Ты держишь сумочку, открой ее. Достань из нее кошелек. Положи его в сумочку и закрой ее. Представь, что у тебя в руках веер. Разверни его. Помаши им около своего лица. Сверни веер. У тебя в руках стакан лимонада. Начни понемножку отпивать, старайся не пролить лимонад. Поставь стакан на стол».

Инструкция детям:

«Сейчас Олег покажет, с каким предметом он действует».

Вариант 1. В центр круга становится водящий. Он дает вышеописанные команды, а все дети выполняют их.

Вариант 2. Те же действия выполняются от лица какого-либо персонажа (лисы Алисы, кота Базилио, Бабы-яги, Царевны Несмеяны и др.).

Инструкция ко второму варианту игры:

«Представь, что ты принцесса Златовласка. Покажи, как ты расчесываешь свои волосы. А теперь ты Баба-яга. Как ты расчесываешь свои волосы?»

Вопрос для беседы

Одинаково ли выполняют одно и то же действие разные герои — Золушка и Карабас-Барабас?

Игра «Услышь меня» (с 4 лет)

Игра ориентирует детей на особенности речевого общения со сверстниками.

Содержание игры для детей среднего дошкольного   возраста:

Дети располагаются в два круга лицом к центру, маленький круг детей помещается в большом круге. Дети, стоящие в малом круге, тихо воспроизводят звуки разных животных по очереди. Ребята, стоящие в большом круге, отгадывают, какое животное издает этот звук.

Содержание игры для детей старшего дошкольного   возраста:

Форма расположения и роли игроков меняются. Дети, стоящие в большом круге, произносят звуки и при этом медленно удаляются, расходясь по кругу все дальше и дальше. Это заставляет игроков, стоящих в малом круге, напряженно вслушиваться

Их задача — определить расстояние, с которого звуки не будут слышны.

Инструкция детям среднего дошкольного возраста, стоящим в большом круге:

«Тихо-тихо покричите, как собачки, кошечки, петушки, овечки, коровки».

Инструкция детям, стоящим в малом круге:

«Слышите, из далекой деревни доносятся голоса? Отгадайте, кто как кричит».

Инструкция детям старшего дошкольного возраста, располагающимся в малом круге:

«Слушайте голоса из далекой деревни и скажите, когда их не
будет слышно».        

Инструкция детям, стоящим в большом круге:

«Сначала кричите громко, а потом все тише и тише».

Игра «Атланты»

Игра направлена на координацию действий, проявление совместных усилий для достижения общей цели.

Действующие   лица: атланты (двое или трое).

Содержание:

Вариант 1. Играют двое детей. Берется большой мяч, желательно мягкий, надувной. Задача игроков: удерживая мяч головами, пройтись по комнате.

    Вариант 2. Играют трое детей. Дети ложатся на пол лицом вниз, мяч кладут между головами. Задача игроков: удерживая мяч только головами, медленно подняться на колени, потом на ноги.

Инструкция:        

«Это наша Земля (мяч кладется таким образом, чтобы дети могли его удерживать головами), а вы атланты, которые держат Землю. Не уроните Землю!»

«Я и другие»

Упражнения, направленные на  улучшение взаимоотношений с окружающими  

  • С З ЛЕТ

1. «У птички болит крылышко — пожалей птичку»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

2. «Кто лучше разбудит»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и  засыпает — ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.

3. «У кого больше "любимок"?»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» — людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

4. «Кто пришел к нам в гости?»

Цели:  способствовать развитию самоуважения детей;
  • активизировать доброжелательное
  • отношение детей к сверстникам.

Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.

«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.

5. «Покажу, как я люблю»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара — «мама» и «дочка», потом — «бабушка» и «внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».

6. «Листочек падает»

Цель • развивать у детей умение сотрудничать.

Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги — дети поднимают руки вверх. Ведущий отпускает лист, он опускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

7. «Карандашик — кисточка»

Цель • развивать у детей умение сотрудничать.

Ведущий показывает детям, как изображать карандашик — напряженной вытянутой вперед рукой. Потом все вместе изображают кисточку — мягкой изогнутой рукой. Затем ведущий дает детям разные команды. По команде «Карандашик!» — дети напрягают руку, изображая карандаш, по команде «Кисточка!» — расслабляют руку. Через некоторое время в упражнение можно включить вторую руку... Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

  • С 4 ЛЕТ

8. «Волшебник»

Цель  содействовать формированию доверия в группе.

Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто

 9. «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель • способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу...» — ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!

 10. «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

Цель • способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.

11. «Когда природа плачет»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий говорит детям о том, что ребенок плачет обычно, когда его обижают. Предлагает придумать, в каких ситуациях плачет природа, кто и как может ее обижать. Дальше дети обсуждают, как можно пожалеть природу и помочь ей.

12. «Обиженный кустик»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек.    Он садится в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.        

13. «Злая Черная Рука»

Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Ведущий рассказывает сказку о Злой Черной Руке, которая била, толкала детей, отнимала игрушки, причиняя всем боль и зло. Дети по очереди садятся на «волшебный стульчик» за ширму и показывают Злую Черную Руку. Далее дети обсуждают, как выглядели Черные Руки, и вспоминают ситуации, в которых их собственные руки были Злыми и Черными (например, когда дрались, обижали другого, отнимали игрушку). В результате обсуждения дети приходят к выводу, что Черную Руку никому не хочется иметь.

Далее все дети своими руками изображают Злую Черную Руку, напрягая мышцы и скрючив пальцы. После слов ведущего: «Добрая рука» — они быстро снимают напряжение и изображают Добрые и Ласковые руки.

14. «Стоп, кулак!»

Цель • способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.

Выбирается пара детей. Один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.

15. «Волшебное животное»

Цель • развивать у детей умение сотрудничать.

Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.

 16. «Имя моей мамы похоже на...»

Цель • способствовать повышению уважения к маме.

Один из детей рассказывает группе, на какой цветок, по его мнению, похоже имя его мамы, остальные пытаются угадать, как ее зовут. Тот, кому удастся отгадать, загадывает имя своей мамы, и так до тех пор, пока все дети не получат возможность загадать имя мамы.

17. «Звериное пианино»

Цель • развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они — клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.). Далее ведущий-пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей — «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается — громко, если сильно давит — очень громко.

18.«Кто сильнее любит»

Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.

Выбирается ребенок — водящий, остальные дети делятся на две группы. Водящий отходит в сторону, а группы по очереди громко кричат: «Мы любим... (Сашу)!», называя при этом имя водящего. Водящий определяет, какая группа кричала громче. Считается, что она выиграла.

19.«Массаж чувствами»

Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

 20. «Чьи колени?»

Цель • содействовать формированию доверия.

Одному из детей — водящему — завязывают глаза, раскручивают и сажают на колени какому-нибудь ребенку, который, изменяя голос, называет имя водящего. Водящему необходимо узнать, на чьих коленях он сидит.

21. «Пусть всегда будет»

Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.

Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!». После этого ведущий предлагает придумать каждому свое самое заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет...», а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.

22. «Большой круг — маленький круг»

Цель • развивать у детей умение сотрудничать.

Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.

23. «Вулкан»

Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается — просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками — звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, — может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?

24. «Мягкое сердце»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек), они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.

25. «Бросок любви»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой-нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают другу друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.

26. «Мыльные пузыри»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.

  • С 5 ЛЕТ

27. «Пересядьте все, кто...»

Цель • способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.

28. «Помоги другу, или  самая дружная пара»

Цель • формировать отношения доверия.

Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита

30. «Мысленное письмо»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Детям предлагается выбрать кого-нибудь из участников группы, сосредоточиться и мысленно послать ему свою любовь и добрые слова. Далее ведущий просит одного из детей встать и спрашивает у окружающих, кто из них почувствовал любовь, передаваемую этим ребенком. Обычно почувствовавших передаваемую любовь оказывается несколько человек. Тогда ведущий говорит следующее: «Как много любви смог послать ... (Сережа, Маша), что ее ощутили так много детей!» Такая процедура осуществляется с каждым ребенком. В конце ведущий подчеркивает, что приятно уметь не только брать от других, но и что-либо отдавать, в данном случае — свою любовь.

31. «Цветок дружбы»

Цели

  • формировать взаимопонимание;
  • содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

Ведущий предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» — ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку — он «семечко». Ведущий поглаживает его — «закапывает ямку»* Затем из пипетки слегка капает на голову водой — «поливает». «Семечко начинает расти» — ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»

Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.

32. «С кем я подружился»

Цели

  • формировать взаимопонимание;
  • содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.

33. «Я знаю пять имен своих друзей»

Цель • содействовать улучшению общения со сверстниками.

Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня — раз, Лена — два...» и т. п., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передает мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу

34.«Я посылаю любовь»

Цель • способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий предлагает им послушать дыхание друг друга, а затем руками, без слов передать любовь и радость тем ребятам, которых они держат за руки. После этого ведущий говорит, что очень многие нуждаются в любви детей — это могут быть деревья, птицы, родители или друзья, — и предлагает мысленно послать любовь и радость любому человеку или существу — тому, кому захочется. После этого дети открывают глаза и, не разнимая рук, рассказывают, кому они послали свою любовь.

35. «Передай чувство»

Цель • развивать у детей умение сотрудничать.

Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.

  • С 6  ЛЕТ

 36. «Что чувствует мама, если        

Цель • содействовать формированию эмоциональной  децентрации у детей.

Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат.

37. «Я тебя понимаю»

Цель • содействовать развитию понимания других людей и самих себя.

Ребенок садится на стул в центре круга и рассказывает какой-либо случай, который с ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое чувство испытывал при этом ребенок. Потом дети по очереди подходят к нему и, глядя ему в глаза, произносят: «Я понимаю тебя, ты чувствовал...»  например: «Я тебя понимаю, ты чувствовал страх»).

    Используемая литература:

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -  М., 1977.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Беспалько В. Л. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1977.

4. Гвишиани Д. М. Краткий словарь по социологии. – М., 1988.

5. Донцов А. И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984.

6. Зеньковский В. В. Психология детства. – М.,1995.

7. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.

8. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

9. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

10. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М..1994.

11. Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Знание, 1978.

12. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998.

13. Недоспасова В. А. Растём играя: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2002.

14. Немов Р. С. Психология. – М.:«Владос», 2001.

15. Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. – М., 1998.

16. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: Учеб. пособие/С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.; Под ред. С. А. Смирнова. –М.:Издательский центр «Академия», 1998.

17. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под редакцией А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. – М.:Изд-во Института Психотерапии, 2002.

18. Рогов Е. И. Общая психология. – М.: «Владос», 2004.

18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: «Педагогика», 1976. 19. Скаткин М. Н.  Методология и методика педагогических  исследований. – М.: Высшая школа, 1991.

20. Ожегов С. И. Словарь русского языка. -  М.: «Русский язык», 1984.

21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Игры, способствующие обогащению словарного запаса"

Помещены названия и описания игр, способствующих обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей Игры и игровые упражнения

Всем воспитателям необходимо выработать потребность в введении здорового образа жизни и валеологического подхода к своей профессии.«Руки»Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте...

Консультация для воспитателей «Общение педагога как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада»

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе....

Картотека дидактических игр способствующих созданию положительного микроклимата в группе.

Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию дидактические игры, которые помогут Вам в работе с детьми достичь положительного микроклимата в группе, воспитать у детейдружелюбие и желание играть...

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения для обучения детей дыханию"

 «Умеренность в употребление пищи и питья, чистый воздух в жилище и вне его, ежедневные физические упражнения независимо от погоды. Дыхательная гимнастика, воспитание в себе жизнерад...

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения для обучения детей дыханию"

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель­ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую д...

Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения со скакалкой "

Прыжки через скакалку, конечно, никогда не станут олимпийским видом спорта. Никто, даже самый большой любитель этой формы двигательной активности, не сможет назвать ее спортом. И, тем не менее, это од...