Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»
материал

Шевелева Надежда Викторовна
Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_sheveleva.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Как воспитать патриотов»

Подготовила : воспитатель Шевелева Н.В.

Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

2. Развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.

3. Сформировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре.                        

4. Обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.

5. Расширять кругозор каждого участника семинара по краеведению.

Повестка дня:

1. Сообщение по теме «Патриотическое воспитание в МБДОУ»

2. Развивающая предметно-пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Викторина «Наша Родина – Россия»

Патриотическое воспитание в МБДОУ

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Таким образом, важнейшей задачей МБДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю. Патриотическое воспитание - сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.                                                   В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия. В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:

1. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

2. Беседы с детьми о стране, родном городе;

3. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений;

4. Знакомство детей с народной декоративной росписью.

Для этого используют различные формы работы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (занятие),создание развивающей предметно-пространственной среды,организация активного взаимодействия с семьями воспитанников

Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума  можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в МБДОУ. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда мы беседуем с детьми о семье, мы заучиваете пословицы и поговорки. Давайте и мы сейчас их вспомним.

Закончите пословицы о семье:

1. «Нет милее дружка, чем родная (матушка)»

2. «Вся семья вместе, так и душа на (месте)»

3. «Когда в семье лад, не нужен и (клад)»

4. «Семья сильна, когда над ней крыша (одна)»

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.Ответьте на вопросы:

1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы? (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

2. Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

5. Как называется основание печи в крестьянской избе? (Опечье)

6. Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки)

 «Русский народный костюм»

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?

(Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?

(Вышивка)

4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.

Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом нашего района, области.

Игра «Сложи и назови». Собрать из разрезных картинок флаг  Становлянского района и Липецкой области, герб Становлянского района и Липецкой  области

1. Геральдическое описание герба Становлянского района гласит:

«В зелёном поле два золотых болгарских (пирамидальных) дуба, стоящие на золотой оконечности, обремененной выходящим червленым ( красным)  пламенем о трех языках ».

Герб Становлянского района  может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:

без вольной части;

с вольной частью - четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему углу герба Становлянского района с воспроизведёнными в нём фигурами из гербового щита Липецкой области.

Версия герба Становлянского района с вольной частью применяется после внесения герба Липецкой области в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

Обоснование символики герба Становлянского района.

Герб Становлянского района един и гармоничен, в основу композиции герба положены исторические, краеведческие, культурные, экономические особенности.

Становлянский район образован в 1928 году и первоначально входил в состав Елецкого округа Центрально-Черноземной области, в 1934 г. - в состав Воронежской области, затем, в 1937 г. был передан во вновь образованную Орловскую область, а в 1954 году - в Липецкую область.

Центр района - село Становое (до 1984 г. - с. Плоское)  известен с 1620 г. Название свое центр района получил по оврагу Становому, от слова «стан» - лагерь, кочевье (стоять, стать, остановиться, застава)».

Все фигуры герба имеют многозначную символику:

- два пирамидальных дуба, привезённые молодыми саженцами из Болгарии в период русско-турецкой войны в 70- годы XIX века и по сей день украшающие бывшую усадьбу русского просветителя Михаила ПервагО.

Дуб означает силу, защиту, долговечность, мужество.

Кроме этого, пирамидальные дубы символизируют природную жемчужину России - Лесостепную опытно-селекционную станцию (Мещерский дендрарий), созданную в 1924 г. Николаем Кузмичем  Веховым, коллекция экзотической дендрофлоры которой включает 1798 видов Европы, Азии, Северной Америки.

Становлянская земля - малая родина приумноживших славу России и известных всему миру писателей И.А. Бунина, М.М. Пришвина, поэта М.Ю. Лермонтова - об этом аллегорически говорит пламя о трех языках.

Языки пламени  также аллегорически говорят о мужестве и отваге десятков тысяч становлянцев, сражавшихся в рядах Красной Армии с немецко  - фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны ( 1941 - 45 г.г. ).  9 Героев Советского Союза: И.М. Алексеев, М.И. Евтеев, Г.А. Малыгин, В.В. Марков, М.П. Окороков, М.Ф. Родионов, Н. А. Теренков, Н.С. Тиньков, Н.М. Целыковский- уроженцы Становлянского района.

Красный цвет - символ жизнеутверждающей силы, мужества, праздника, жизни, красоты.

Зеленый цвет поля и геральдическая фигура оконечность показывают, что Становлянский район в основе своей является сельскохозяйственным.

Золото - это цвет солнца, богатства, зерна, плодородия, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, великолепие.

Зелёное поле щита дополняет символику  и аллегорически  показывает природу района, ее красоту.

Зелёный цвет - символ весны, радости, надежды, а также символ здоровья.

И в завершении нашей встречи я предлагаю вам решить кроссворд.

                                                                                                           

1.Великая русская река.  (Волга)                                                                                                                   2.Главный город государства. (Столица)                                                                                   3. Кирпичная или глинобитная  конструкция, используемая для отопления

помещения, приготовления пищи. (Печка)                                                                                                               4.Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет.(Независимость)                                                                                                                                  5.Человек, управляющий нашей страной. (Президент)                                                                            6.Линия, определяющая пределы государственной территории. (Граница)                                                          7.Символ государственной власти в виде полотнища с особой расцветкой. (Флаг)

https://documents.infourok.ru/289cb5f0-665c-431e-93a6-d036d40e01e6/0/image001.png

Ключевое слово: ОТЧИЗНА

Завершить наш семинар хочу словами Константина Паустовского «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар - практикум для педагогов «Как воспитать патриота»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко отклик...

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...

Семинар для педагогов «Как воспитать патриотов»

Задачи:повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры,...