Семинар для педагогов «Как воспитать патриотов»
консультация

Смирнова Лариса Анатольевна

Задачи:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
  • развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
  • формировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре.                         
  • обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospit._patrioty.docx186.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 7 имени Д.П. Уланова

Семинар для педагогов

Тема семинара:

  «Как воспитать патриотов»

 

                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                        воспитатель

Смирнова Л.А.

г.о. Химки, 02.02.2023 г.

Цель: обобщить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. 

Задачи:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
  • развивать способ анализа своей деятельности и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт.
  • формировать интерес к истории родного города, к его истории и культуре.                         
  • обобщить знания педагогов о формах и методах работы по патриотическому воспитанию.

Повестка дня:

1. Сообщение «Патриотическое воспитание с малых лет».

2. Развивающая предметно-пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Игра - мозговой штурм  «Путешествие в прошлое России».

4. Творческое задание.

                                           

Патриотическое воспитание с малых лет

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого -  любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».  Д. С. Лихачев

Важнейшей задачей педагога  является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.  

Формирование личности ребенка  начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через приобщение его к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей.

   Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.                        

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. Материальные ценности доминируют над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.           

Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему. 

Нравственно-патриотическое воспитание начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.                                                  

   Материал  для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.                                                                          В своей работе педагоги могут использовать следующие методы:                                                      1. Беседы с детьми о стране, родном городе.                                                                                                                2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.                                                                                                                         3. Разучивание с детьми стихотворений, пословиц, поговорок, песен, чтение сказок, рассказов, прослушивание музыкальных произведений.                                                        4. Знакомство детей с народной декоративной росписью. 

Формы работы: беседы, экскурсии,  целевые прогулки, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины и, конечно же, основная форма работы – НОД (занятие). 

Планировать работу целесообразно по темам:

- Моя семья;

- Мой детский сад;

- Мой город;

- Моя страна.

   НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением («День Победы», «День защитника Отечества», «День космонавтики»).

   Для более эффективной работы необходимо тесное сотрудничество воспитателей ДОУ с членами семьи. Оно выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в ДОУ и семье предметной развивающей среды. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение.

   От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

   Насыщение окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

   В дошкольных группах оборудуются специальные зоны:

- младший  возраст: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);               

- средний  возраст: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);                                                                  

- старший возраст: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.                                          

В уголках изобразительной деятельности  выставляются  предметы народного декоративно-прикладного искусства.   

             

     Игра – мозговой штурм «Путешествие в прошлое России»

   Предлагаю совершить путешествие в прошлое.

Задание 1. Ответы на вопросы.

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

(государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

(флаг)

3.Официальная эмблема государства?

(герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

(семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

(страна)

6.Что такое патриотизм?

(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

10. Почему Красная площадь так называется?

(«Красная» - значит красивая)

11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:

Существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми используют  значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державы.

Задание 2. Русский народный костюм.

Старинный женский головной убор замужней  женщины?
(Кокошник)

Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)

Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)

Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)

Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак   или   пояс   он   был   не   только   деталью   костюма,   а опознавательным знаком, символом благородства)

Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)

Задание 3. Продолжи пословицу.

Предлагаю вспомнить русские народные пословицы и поговорки.

1. «Вся семья вместе, …» (так и душа на месте)

2. «Нет милее дружка, …» (чем родная матушка)
3. «Когда в семье лад, …»(не нужен и клад)
4. «Семья сильна, …» (когда над ней крыша одна)

5. «Где родился – …» (там и пригодился)

6. «Готовь сани летом, …» (а телегу зимой)

7. «Своя рубашка …» (ближе к телу)

Творческое задание

Уважаемые коллеги! И в завершении нашей встречи я предлагаю вам нарисовать возникающий у Вас образ при слове Родина.                                                                                                          Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но  в  силу  последних  перемен   все   более  заметной  стала  утрата  нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В   связи   с   этим   очевидна   неотложность   решения   острейших   проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Наш семинар завершился. Коллеги, всем вам желаю успехов в педагогической деятельности по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ тема "Воспитать патриотов России"

Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно - патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе....

Семинар - практикум по нравственному воспитанию для педагогов по теме: «Как воспитать патриотов? »

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?»....

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

Семинар - практикум для педагогов «Как воспитать патриота»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко отклик...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Как воспитать патриотов»

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.О важности приобщения ребенка ...

Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов»

Семинар-практикум для педагогов «Как воспитать патриотов» ...