Картотеки игр
картотека

Аброськина Екатерина Вадимовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


                           Игры на формирование мотивационной готовности

к обучению в школе.

Игра "Собери портфель в школу"

Дети сидят в кругу. Первый ребенок говорит: "Я положу себе в портфель...." и называет необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который называл предыдущий ребенок и добавляет свой предмет и т.д. последний ребенок повторяет все названные предметы.

Игра "Урок - перемена"

В начале игры ведущий называет различные виды деятельности (играем, читаем, пишем, считаем, рисуем и т.д.), дети отвечают, когда они этим будут заниматься - на уроке или на перемене.

Затем правила игры меняются. Ведущий,  обращаясь к каждому ребенку, говорит "на уроке", "на перемене", "после уроков".  Ребенок называет виды деятельности - на уроке я слушаю учителя, я пишу, я леплю и т.д.

Игра "Тихо - громко"

Ведущий произносит начало предложения и бросает мяч одному из детей. Задача этого ребенка закончить фразу, крикнув "громко" или прошептав "тихо".

- Когда ты на уроке, ты разговариваешь...

- У доски отвечаешь...

- На уроке физкультуры...

Игра "Копилка первоклассника" 

Детям предлагается "наполнить" 2 копилки - трудности ученика и успехи ученика (2 непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что по их мнению, может затруднить их учебу, огорчить, или наоборот, обрадовать, принести удовольствие, помочь справиться с трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием мелкого предмета в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям "погреметь" копилкой и определить , где содержимого больше.

Если дети считают, что копилка успеха звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково - то, несмотря на трудности, будет не меньше успехов. А если трудностей больше - добавить "фишек" в копилку успеха, упомянув то, о чем забыли дети.

Игра "Я хочу в школу, потому что..."

Ребята по очереди берут мяч и проговаривают, хотят ли они в школу и почему.

Игра "Что лежит в портфеле?" 

Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч одному ребенку и называет какой-либо предмет, например, ручка. Если этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет - ловить мяч не нужно.

Игра "Смешарики идут в школу"  (настольная игра)

Детям предлагается поле с изображением дороги  из дома в школу. Игроки (от 2 до 6 детей) определяют очередность хода. После этого начинают бросать кубик и ходить на соответствующее число шагов, выпавших на кубике. Если фишка остановилась на выделенном шаге - следует выполнить соответствующее задание или ход.

Красная фишка - отгадай загадку, выполнив правильно - сделай 2 шага вперед. Если не справился - 2 шага назад.

Черная фишка - пропусти ход

Синяя фишка – у тебя есть еще одна попытка, вернись на 5 фишек назад.

Игра "Подскажи Незнайке правила поведения в школе"

Дети стоят в кругу. Ведущий бросает мяч по одному ребенку и называет какое-либо действие или ситуацию из школьной жизни, например, дети играют на перемене, дети кричат на уроке. Если эта ситуация соответствует правильному поведению в школе, ребенок ловит мяч, если нет - отбивает его.

Игра "Логические пары"

Детям раздаются картинки с изображением различных предметов, находящихся в школе и предлагается подобрать из них пары, логически связанные между собой. Объяснить свой выбор:

- дневник - оценки,

- доска - мел,

- тетрадь - ручка,

- карандаш - резинка,

- альбом - краски,

- парта - класс,

- учитель- ученик и т.д.

Игра "Замочная скважина"

Положить на стол какую-нибудь картинку с изображением предмета на школьную тему. Затем накрыть сверху листом с замочной скважиной.  Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть ребенку только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

Игра "Закончи предложение" (с карточками)

Выставляя картинку на наборное полотно, психолог начинает предложение, а ребёнок заканчивает его нужным по смыслу словом.

Если пенал большой, то ластик… .

Если ножницы тяжёлые, то скрепки… .

Если книга толстая, то тетрадь. .

Если ранец высокий, то портфель… .

Если желтый карандаш острый, то синий … .

Если тетрадь широкая, то линейка… .

Если ручка толстая, то кисточка… .

Если синий карандаш короткий, то красный… .

Если книг много, то карандашей… .

Если зеленая тетрадь чистая, то голубая… .

Если ранец открытый, то портфель… .

Если ранец полный, то портфель… .

Если тетрадь открытая, то книга… .

Игра "Найди школьные предметы"

Психолог предлагает детям картинки с изображением различных предметов. Среди них есть школьные принадлежности (картинка 1), школьная одежда (картинка 2), школьная мебель (картинка 3), школьные учебники (картинка 4). Необходимо школьные предметы обвести в кружок, все лишнее закрасить. Объяснить свой выбор.

Игра "Помоги животным найти дорогу в школу"

Игра представляет собой план-схему и набор карточек с различными "письмами". Ребёнок "читает" письмо и показывает путь следования животных из дом до школы. Например, ребёнок говорит "Если ежик от красного треугольника подойдёт к желтому кругу, потом к синему квадрату, то придёт в школу".

Сюжетно-ролевая игра "Школа" ("Школа зверей")

Задачи: Расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.

Игровой материал: портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя, повязки для дежурных.

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.

Сюжетно-ролевая игра "Магазин школьных принадлежностей"

Задачи: познакомить со школьными принадлежностями,  сформировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели.

Игровые действия: Продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, объясняют, для чего он нужен. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровой материал:  касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товар, оборудование для уборки.

Игровые ситуации: "Книги", "Канцтовары", "Школьная одежда".

Сюжетно-ролевая игра "Библиотека"

Задачи: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Роли: библиотекарь, читатели.

Игровой материал: формуляры, книги, картотека.

Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Сюжетно-ролевая игра "Детский сад"

Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Роли: воспитатель, помощник воспитателя, логопед, заведующий, повар, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, медсестра, врач, дети, родители.

Игровой материал: тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для повара, врача, медсестры и др.

Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры. помощник воспитателя следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду. Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи. Музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Игровые ситуации: "Утренний прием", "Занятия", "На прогулке",  "Осмотр врача", "Обед в детском саду" и др.

Игра "Непослушные ученики"

Цели: воспитать выдержку детей, умение действовать по сигналу.

Дети стоят по кругу. В стороне, вне круга - "школа". По сигналу дети закрывают глаза, а педагог-психолог обходит за спинами детей и незаметно дотрагивается до одного из играющих - это "учитель". Затем дети открывают глаза, внимательно смотрят друг на друга, не выдаст ли "учитель" себя чем-нибудь? Затем дети спрашивают 3 раза: "Учитель, где ты?" Исполняющий роль учителя только после третьего вопроса выбегает на середину круга, поднимает руку и говорит: "Я тут!", затем он начинает ловить детей (дотрагивается рукой). Пойманного ребенка "учитель" отводит в школу. После того, как 2-3 детей окажутся пойманными, дается сигнал "В круг!", игра повторяется.

Если "учитель" выдаст себя чем-нибудь раньше, то назначается другой водящий.

Игра "Пятерки"

Цели: воспитать решительность, выдержку, умение соблюдать правила игры.

Дети делятся на группы: одна треть - "ученики", взявшись за руки образуют круг, остальные дети - "пятерки", находятся вне круга. Изображающие учеников  ходят по кругу со словами:

Скоро в школу мы пойдем

Все пятерки соберем!

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. "Пятерки" вбегают в круг и выбегают из него. По сигналу "Хлоп!" стоящие в кругу дети опускают руки, приседают. Пойманные "пятерки" становятся учениками, т.е. круг увеличивается.

Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не будет поймано.

Игра "Кто первым придет в школу"

Цели: развить умение рассчитывать свои действия; регулировать движения тела; уметь ориентироваться в пространстве, воспитывать выдержку и умение сдерживаться.

Все играющие стоят вдоль одной линии, проведенной на одной стороне площадки. На противоположной стороне "школа" - место водящего. Водящий стоит спиной к детям и говорит: "Быстро шагай! Смотри не зевай! Стоп!" На каждое слово дети делают шаг вперед, стараясь делать большие шаги. По сигналу "Стоп!" - замирают на месте. Водящий оборачивается и смотрит, кто шевельнулся. Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию. Затем водящий вновь отворачивается и повторяет свои слова.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет рядом с ним раньше, чем произнесено слово "стоп". Кому это удастся - становится водящим.

Дети не должны бежать или прыгать, они могут только шагать. Как усложнение можно провести вариант игры с прыжками на двух ногах вперед.

Игра "Зеваки"    

Цель: развитие  произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра "Запоминай-ка"

Цель: развитие  произвольного внимания.

Дети становятся в шеренгу. По команде учителя на счет 1 они  поднимают руки в стороны, 2 - вверх над головой, 3 - хлопают в ладоши, 4 - опускают руки вниз. Темп команд постепенно увеличивается.

Игра "Собери хорошие оценки"

Цель: развитие  концентрации внимания и произвольности поведения.

Из рассыпанных карточек с изображением цифр от 1 до 5 по сигналу дети выбирают только хорошие оценки - 4 и 5.

Игра "Назови картинки"

Цель: развитие концентрации внимания, слухового внимания, произвольности поведения.

Для проведения этой игры понадобятся заготовки: 10-15 картинок с изображениями предметов, связанных со школьной жизнью. инструкция: "Я буду показывать тебе картинки, ты должен их сначала рассмотреть и только по моей команде сказать, что изображено на картинке. А командой будет такая фраза: "Раз, два, три -... (имя ребенка), говори!"

Конечно, в начале игры ребенок, увидев хорошо знакомый предмет на картинке, будет "выскакивать" и нарушать правила. Затем он станет внимательнее. Ведь у него будет хороший стимул: он получит картинку в подарок, если будет называть их не только правильно, но и вовремя. Этот навык пригодится вашему ребенку, когда он станет школьником.

Игра "Я  знаю пять названий..."

Цель: обогащение словаря детей, развитие внимания и концентрации на предмете.

На каждый удар мяча нужно называть предметы одежды, школьные принадлежности, цвета, геометрические фигуры, названия уроков и т.д. Например: "Я знаю три  урока: математика - раз, чтение - два, письмо - три..." Кто не сможет назвать предметы или уронит мяч, тот передает его другому участнику. Побеждает тот, кто справится со всеми заданиями.

 



Предварительный просмотр:

        

                             

        Картотека

новогодних загадок

                                                                                                                                                               

                               https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/79045_3f679a29ff0ef7533a0c432449b0c781.png.jpg Новогодние загадки для детей 6-7 лет с ответами

           

                                                У меня в мешке подарки

Карамели, шоколадки

Вокруг ёлки хоровод

Что за праздник? … (Новый год)

Мы его сегодня ждём

Так давайте позовём

Он подарки нам принёс

Ну-ка дружно! … (Дед мороз)

Мы сегодня так устали

                Пели песни и плясали        

Хоть зима, а здесь нам жарко

И в мешке нас ждут … (подарки)

Время ёлку зажигать

Веселится и плясать

Крикнем мы на раз-два-три

Дружно ёлочка … (гори)

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это … (ёлка)

                https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/79045_3f679a29ff0ef7533a0c432449b0c781.png.jpg                                                           Новогодние загадки для детей 6-7 лет с ответами

        Мы замерзнуть не боимся

Мы танцуем и поём

Мы смеёмся веселимся

И подарки ждём

И вокруг нарядной ёлки

Водим хоровод

Не боимся мы замёрзнуть

Мы встречаем … (Новый Год)

Есть у мишки банка мёда

Есть у кошки мышки

Есть ёлочки иголки.

Есть у ёлки … (шишки)

Все резные, кружевные –

лёгкие пушинки

С неба прилетели к нам

Белые … (снежинки)

                                                                 

                Милый веселый рождественский снеговик

Кто приходит в каждый дом

В Новый год с большим мешком?

Шуба, шапка, красный нос,

Это … (Дедушка Мороз)

За окном снежок кружится,

На окне узор искрится.

Кто его туда нанес?

Кто художник тот? … (Мороз)

Его дети из снега слепили

Из морковки приделали нос

Даже шарфик ему подарили

Чтобы в сильный мороз не замёрз

Кто же он знает каждый ребёнок

Во дворе за окошком стоит

Друг мальчишек и друг девчонок

Добрый толстенький друг …

(снеговик)

                   Рассказ о том, как снеговик жизнь мне спас (Эгрант) / Проза.ру         

                                                                       

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает… (мишура)

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется… (гирлянда)

Что за девочка такая

Дед Морозу помогает?

Шубка белая на ней,

Нет ее косы длинней.

(Снегурочка)

                Снегурочка | Рождественские иллюстрации, Рождественские картины, Сказки              шаблон снеговика

Падала пушинкой,

                        Растаяла слезинкой. (Снежинка)

И в коробки, и в пакеты
Упакованы конфеты.
Фантики так ярки!
Будут всем… 
(подарки)

Все подарки Дед Мороз
Детям по домам разнес.
А нести ему помог
          За спиной большой ...
(мешок)

Дед Мороз из дома вышел,
Обогнул пенёк и кустик
И сказал родному краю:
- Я вернусь, Великий… 
(Устюг)

За окном сверкает снег,
Начинают стрелки бег,
Чтобы праздника дождаться,
Бить часы должны...
(двенадцать)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/79045_626b6527415d8a35176270680e4267b0.jpg.jpg

Есть у дедушки Мороза
Одна главная черта —
Это длинная, густая,
Как из ваты... 
(борода)

Веселятся возле ёлки
Цокотуха, зайцы, волки,
Бармалей и Чиполлино,
Мушкетёр и Буратино…
Персонажей полон зал!
Праздник в масках — … 
(карнавал)

Из лесу принцесса
На праздник пришла,
Бусы надела,
Огнём расцвела.
(Ёлка)

Превращаться мы умеем:
Кто-то стал вдруг Бармалеем,
Кто — Матроскиным, кто — волком,
Кто-то ёжиком в иголках.
Потому ожили сказки,
Что надели дети … 
(маски)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/1/79045_f554da86dcd74904e2fc952393052d75.png.jpg

 

Среди самых разных фруктов

Новогодний есть один—

Сладкий, сочный, очень спелый.

 Это вкусный… (Мандарин)

Ночью света добавляет

И восторгов прибавляет,

И его всегда все ждут,

Это праздничный… (салют)

В Новый год мы не грустим,

Мы под елочкой сидим

И друг другу с выраженьем

 Говорим мы… (поздравленья)

На ёлке всё, что хочешь, есть:
Игрушек там – не перечесть.
Конфеты, дождик и хлопушки,
Гирлянды, звезды и верхушка.
Среди блестящей мишуры
Сверкают круглые … 
(шары)

                                           Елочные шары ручной работы - купить новогодние игрушки шары на елку

Мне у елки на верхушке
Никогда не страшно.
Я сверкаю на макушке,
Как на Спасской башне. 
(Звезда)

Дети номер показали
Просто на "отлично"!
Все под музыку плясали
Дружно и ритмично.
Что ребята исполняли
В праздник в новогоднем зале? 
(Танец)

Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ...
(Дед Мороз)

Вокруг елки круг такой,
Не простой он, а живой.
Дружно с песнями идет,
Дети водят … 
(хоровод)

Загадки про хоровод — Стихи, картинки и любовь

    Снег идет, под белой ватой

                                          Скрылись улицы, дома.

Рады снегу все ребята —

       Снова к нам пришла…(зима)

Как зовут иголки

         У сосны и ёлки? (Хвоя)

Едва повеяло зимой -
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их...
(рукавички)

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.
(Сугроб)

Две варежки - векторные изображения, Две варежки картинки | DepositphotosРисунок варежки для детей - 61 фото

Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
                  Осенью оживает.
(Снег)


На дворе горой,
       А дома водой.
(Снег)

 Без рук, без топорища
      Построен мостище.
(Лёд)

         В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
          Этот бархат опадёт.
(Иней)

Их треплют, катают,
         А зиму таскают.
(Валенки)

              Солнце скроет, с ветром воет,

                                            Небо синее закроет
                                           И поземкой стелется
                                           Зимняя...
(Метелица)

                                                 Песня Замела метелица город мой – слушать и скачать


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                 

                                                    Уроки добра

Картотека игр и упражнений

Доброта - это добро? | Юрий Новиков | Дзен

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами  управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное настроение детей; обогащение словарного запаса.

Материал: мешочек, картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход упражнения: в мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Воспитатель предлагает детям обсудить их собственное настроение.

Упражнение «Расскажи о своем настроении»

Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; учить понимать настроение другого человека.

Материал: картинки с изображением различных оттенков настроений.

Ход игры: детям предлагаются картинки с изображением различных оттенков настроений. Сначала воспитатель  выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени  похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятие: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).

- При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

- Какое у тебя сейчас настроение?

- Какого цвета у тебя настроение?

- С каким запахом можно сравнить твое настроение?

- На что похоже твое настроение?

(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо – агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном благополучии.) Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, воспитатель им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек. Для образца воспитатель может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.В конце беседы воспитатель обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

- А от чего зависит настроение?

- Может ли меняться настроение?

Игра «Жмурки»

Цель: показать в доступной форме изменчивость настроения.

Материал: картинки, изображающие «злого волшебника» и «угрюмого волшебника».

Ход игры: сначала воспитатель показывает детям картинку, изображающую «злого» волшебника, затем воспитатель заменяет картинку, изображающую «злого» волшебника, «угрюмым волшебником».

- Посмотрите дети, лицо у злого волшебника изменилось – теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить! По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:

- На чем стоишь?

- На мосту.

-Что продаешь?

- Квас.

- Ищи малышей, а не нас!

Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается  еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!

Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» - разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется два три раза. По ее окончании воспитатель обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:

-  Стало ли вам немного веселей?

Воспитатель определяет словесное общее настроение детей.

Игра «Цветик – семицветик»

Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро – зло».

Материал: цветик – семицветик, такой, чтобы лепестки открывались

 ( вынимались из цветка), красные и желтые фишки.

Ход игры: каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нм другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав  круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по твоему вели!

Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились детям и почему.

Упражнение «Придумывание историй»

Цель: закреплять умение определять эмоциональное состояние людей, побуждать к оказанию помощи.

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене стать доброй). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Воспитатель может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.

- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

- Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.

- Придумайте интересную, волшебную  историю.

По окончании беседы воспитатель подводит детей к обобщению: как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь? (Добрыми, сердечными).

Игра «Жужа»

Цель: упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Материал: полотенце.

Ход игры: «жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужжа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стола, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.

Замечание: воспитатель следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять боль.

Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)

- Вам приходилось в жизни злиться?

- Из-за чего вы злитесь?

- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)

- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса воспитатель может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)

Упражнение «Надуть воздушный шарик злостью»

Цель: продолжать учить детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ход упражнения: воспитатель должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека. Всю обиду и гнев можно поместить в  воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

Игра «Угадай настроение по рисунку»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать  стремление совершать добрые поступки.

Материал: картинки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Ход игры: дети выставляют свои картинки. Вопросы:

- Какое настроение у мальчика?

- Похож ли он на рассерженного?

- А как вы догадались, что он сердит?

- Какое настроение у девочки?

- Почему у девочки хорошее настроение?

- А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

- А как чувствуете себя вы?

Упражнение «Помоги волшебнику»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать  стремление совершать добрые поступки.

Материал: три картинки, изображающие девочек с разными выражениями лиц: злым, равнодушным, добрым.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что злой волшебник попал в трудную ситуацию, и ему нужно помочь. Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые хорошо знакомы детям – об игрушках, с которыми он иногда любил играть.

1. Зайку бросила хозяйка -                       2. Уронили мишку на пол.

   Под дождем остался Зайка,                       Оторвали Мишке лапу –

   Со скамейки слезть не мог.                       Все равно его не брошу.

   Весь до ниточки промок.                           Потому что он хороший.  (А.Барто)

У волшебника есть три фотографии девочек. Он хотел разобраться, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала Мишке лапу, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку:

- Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым.)

- Посмотрите, какая вот эта девочка? (Равнодушная, безразличная.)

Какое у нее лицо? Что сделала эта девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками:

- Начала играть с Зайчиком в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.

- А эта девочка любит драться, обижать других, он оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.

- А эта девочка добрая – всех жалеет.

Упражнение «Выручи из беды»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать  стремление совершать добрые поступки.

Материал: игрушки: Зайка и Мишка, картинки с изображением «злого» и «доброго» волшебников.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Мишку и Зайку. Дети сочиняют истории, которые обыгрываются с помощью игрушек. Воспитатель обращает их внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым. (Изображение злого волшебника заменяется соответствующим) Волшебник благодарит  детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь  приятное и рассказывает сказку.

Упражнение «Рисуем музыку»

Детям предлагается послушать спокойную, мягкую музыку и «нарисовать» ее (вальс Д. Кабалевского).

Игра «Тень»

Цель: закреплять знание правил доброжелательного поведения.

Ход игры: я предлагаю вам поиграть в игру «Тень», но не для того, чтобы научиться дружить с ней, а для того, чтобы быть внимательным к другим людям. Дети разбиваются на пары: один играет роль человека, другой  - роль его тени. Человек делает любые движения, тени повторяют их, действуя в том же ритме, что и человек.

Игра «Сказка наоборот»

Цель: познакомить детей с правилами доброжелательного поведения.

Материал: узбекская народная сказка «Упрямые козы». Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой дороге, перекинутой через глубокий арык.  Вдвоем на доске не разойтись, кому-то надо уступить.

- Эй, ты, посторонись с дороги! – закричала одна коза.

- Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? – закричала в ответ другая.

- А почему бы тебе и не попятиться? – настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и… Трах! Стукнулись лбами и обе свалились в воду.

Ход игры: дети придумывают новое название сказки ( например, «Вежливые, веселые, добрые козочки»). Решают самостоятельно проблемную ситуацию: две козочки встретились на узкой доске. Как быть? Кто уступит? Какие слова должны произнести козочки? Какое выражение лица при этом у них будет? Вместе с воспитателем дети выбирают самый удачный вариант сказки, после чего они вновь распределяются по парам и проводится тренинг «вежливые козочки».

Игра «Два барана»

Цель: формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Ход игры: рано – рано два барана повстречались на мосту. Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется  - тот и проиграл. Можно издавать звуки «бе-бе-бе…». Замечание: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

- Дети, что вы чувствовали, когда были в игре «баранами»?

- Хотелось ли вам быть похожими на них? Почему?

Игра «Закончи предложение»

Цель: учить анализировать свое эмоциональное состояние.

Ход игры:

- Я обижаюсь, когда…

- Я сержусь, когда…

- Я радуюсь, когда…

- Я грущу, когда…

Упражнение «Дружба начинается с улыбки…»

Сидящие по кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят молча самую добрую улыбку (по очереди).

Упражнение «Негаданная радость».

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими; формировать навыки социального поведения.

Ход игры: в комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:

- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк.

Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились в пляс вокруг мамы. Выразительные движения: поднять брови, улыбнуться; смеяться, потирать руки одна о другую, причем одна может быть сжата в кулак; можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

Игра «Волшебные цветы»

Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими.

Материал: контурные изображения розы, репея, лилии, резеды.

Ход игры: детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении  цветов дети должны нарисовать лица и раскрасить цветок.

РОЗА                                                                   РЕПЕЙ

Зовут меня розой,                                              Репей я колючий,

Примите меня.                                                   Ко всем пристаю.

Я очень душиста                                                Расту при дороге,

И цветом нежна.                                                У стенки стою.

По цвету и имя                                                   Задеть меня платьем

Такое мне дали                                                   Прохожий боится…

И даже царицей                                                  Нельзя ли хоть с вами

За пышность прозвали.                                      Репью подружиться?

ЛИЛИЯ                                                                РЕЗЕДА

Я – лилия; с вами                                                Чуть видным кусточком

Я буду дружна;                                                    Расту я всегда,

Кротка и скромна я                                             И белым цветочком

И очень стройна;                                                 Глядит резеда.

Люблю, наклонившись,                                      Приятно лишь пахну,

В ручей поглядеться…                                       Хоть бледна окраска.

Позвольте мне с вами                                         Зато мне повсюду

В кружке повертеться!                                       Знакомство и ласка.

Дети рисуют под музыку П.И.Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки – ласковый, светлый, добрый, успокаивающий)

 

Игра «Мышь и мышеловка»

Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремления поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным.

Ход игры: необходимое число играющих -5-6. Все образуют круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимают соседа за талию – это «мышеловка» ( или сеть). Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами выбраться из «мышеловки»: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий. При этом воспитатель следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинали мышку, не делали ей больно. Если воспитатель замечает, что мышонок загрустил и никак не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его.

Игра «Угадай настроение»

Цель: учить детей анализировать конфликтные ситуации; формировать коммуникативные навыки.

Материал: картинки с видами настроений (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое).

Ход игры: детям дается набор картинок с разными видами настроений. После определения «настроения» каждой картинки дети разбиваются на пары. Один ребенок берет картинку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную партнером. После этого дети сравнивают картинки. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную картинку для определения настроения.

Игра «Падающая башня»

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.

Материал: подушки.

Ход игры: воспитатель предлагает всем вместе поиграть в игру, которая поможет избавиться от злости, обиды и дает возможность повеселиться. Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

Игра «По кочкам»

Цель: продолжать учить детей управлять своими эмоциями.

Материал: подушки.

Ход игры: подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в болото соседку, и та ищет себе новую кочку. Воспитатель тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.

Перед началом игры воспитатель может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы: «Ква-ква, подвинься!».

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей анализировать свое поведение и поступки других.

Материал: фишки красного и черного цветов.

Ход игры: детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо  или плохо? Воспитатель раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Воспитатель называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующее его моральной оценке. Примерный перечень детских поступков для игры:

ПЛОХИЕ                                                            ХОРОШИЕ

1) порвал блузку                                                1) защитил слабого

2) обидел друга                                                  2) проведал больного друга

3) поссорился с мамой                                       3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка                                     4) помог младшей сестре одеться

5) ударил котенка

6) разрушил птичье гнездо

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...