Мастер класс «Кейс технологии по ранней профориентации »
учебно-методический материал

Елена Николаевна Егорова

Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

Формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой  стоит игровая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 94 «Соенеч» Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан
(МБДОУ «Детский сад № 94 «Соенеч» НМР РТ)

Мастер класс

«Кейс технологии по ранней профориентации »

 

Подготовила: учитель-логопед Егорова Е.Н.

2022 г.

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом путем прямого и комментированного показа.

Задачи: 

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике кейс- технологии в работе по ранней профориентации

2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии

3. Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

Повестка:

1.Организационный         момент:

Приветствие: отгадывание загадок и определение темы мастер класса

2. Теоретическая часть:

Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

Формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой  стоит игровая деятельность.

Название кейс - от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.

Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть.

3. Практическая часть: демонстрация игр по профориентации.

4.Рефлексия: подведение итогов мастер-класса.

Ход проведения:

1.Организационный         момент:

Добрый день, уважаемое жюри, коллеги, гости! Для проведения мастер-класса мне нужна фокус-группа в составе 4 человек…тему мастер-класса, вы сможете определить, отгадав  загадки. Но их нужно не просто отгадать, а записать первую букву каждой отгадки.

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья… (плотник)

Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать?(Режиссёр.)

 

Это кто с ружьём в лесу

Ищет зайца и лису?

Он не повар и не плотник,

Он конечно же (охотник)

 

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помним вас. (фотограф)

 

Он природу охраняет, браконьеров прогоняет, 

а зимою у кормушек, в гости ждет лесных зверюшек(егерь)

 

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка.(слесарь)

 

Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (сантехник)

 

Всей семьей мы в цирк ходили

В цирке всех нас удивили

Мастерством артисты- (иллюзионисты)

 

У Печкина прапрадед был,

Он почту в старину возил

По тракту он в повозке мчался,

Каким он словом назывался? (ямщик)

Теперь сложите первые буквы этих картинок , и у нас получится слово  - ПРОФЕССИЯ. А тема моего мастер – класса звучит так, « Использование Кейс – технологии в ранней профориентации дошкольников»

2. Теоретическая часть:

- Коллеги! Для начала нам нужно вспомнить, что же такое профессия. Как вы можете дать объяснение данному слову? (Ответы педагогов)

- Все верно. Термин «профессия» от лат. —  официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом, род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

- Давайте теперь разберемся, что такое ранняя профессиональная ориентация.

Ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности.

- Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных технологий: одной их которых является кейс- технология, в основе которой  стоит игровая деятельность.

- И что же такое кейс- технология? В чем она заключается? Что она дает? (Ответы педагогов)

- Правильно! Название кейс - от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.

Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Также это способ закрепления полученных знаний, так как в любое удобное время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять кейс и поиграть.

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

Алгоритм решения кейса:

  • Как называется профессия?
  • Как ты догадался?
  • Где работают люди данной профессии?
  • Какая у них форменная одежда?
  • В чём заключаются трудовые действия?
  • Какие орудия труда использует?
  • Какие личностные качества человека помогают в профессии?
  • Какой результат труда данной профессии?
  • В чём заключается польза труда для общества?
  • Что было бы, ели бы не было данной профессии?
  • Что было раньше, что сейчас?

Каждый кейс – источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций.

3. Практическая часть:

Игра №1  «Профсловарь»

 Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся  эти группы слов.

1.     Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист). 

2.     Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

3.     Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (Полицейский).

4.     Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)

5.     Ясли, детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

Игра №2 «Актер»

Уважаемые коллеги, предлагаю вам  игру «актер и зеркало». Для этой игры вам нужно на своих местах разделиться по парам.  Предлагаю  вам испытать на себе эту профессию. Выберите,   кто из вас будет выполнять роль зеркала, а кто актера. Задача актера показать мною сказанные эмоции, чувства, движения, а задача зеркала -  отобразить (повторить) движения актера.  (радость, грусть, удивление) , а теперь поменяйтесь ролями (страх,  подмигивание, влюбленность). Молодцы, вы замечательно справились с профессией актера. 

Игра №3 « Врач»

Но непросто врач, посмотрите на слайд. Какая специальность у этого врача? Правильно, врач ароматерапевт. Ароматерапи́я — разновидность альтернативной медицины, в которой используются полезные свойства растительных эфирных масел.  Предлагаю вам представить себя в роли врача – ароматерапевта. Выберите себе один из ароматов, попробуйте угадать, что это за растение  и какими свойствами оно обладает.

Если затрудняетесь, подсказка на экране.

Лимон Используется для ухода за кожей различных типов, дезинфицирует мелкие порезы, помогает при укусах насекомых, обладает отбеливающим эффектом

Лаванда. Ее  запах способствует повышению артериального давления, полезен при простудных и инфекционных заболеваниях органов дыхания.

Аромат лаванды  полезно вдыхать при головной боли и мигрени.

 Роза Масло омолаживает кожу, насыщает ее влагой, тонизирует и смягчает. Оно возвращает кожным покровам упругость и эластичность. Результат регулярного применения — свежий здоровый вид.
Грейпфрут. Его запах помогает  активизации кровотока. Улучшение пищеварения

Бергамот  это эффективный и натуральный антибиотик. Известно также, что оно успокаивает сознание и снимает мышечное напряжение.
Апельсин  Прекрасное средство против депрессии и апатии, повышает работоспособность, снимает нервное напряжение и переутомление, оказывает успокаивающее действие, снимает ощущение тревоги и беспокойства, помогает при бессоннице.

Мята боль в суставах, усталость мышц после физической нагрузки и тяжёлого дня. Компрессы с эфирным маслом уменьшат боль, улучшат кровоток в мышцах, тонизируют их и вернут бодрость
Хвоя
. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.

 Игра №4 «Полицейский»

Название игры «Автомульти» 

Коллеги, ответьте на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1.     На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2.     Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3.      Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше?(Вареньем)

4.     Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину? (велосипед)

5.     Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6.     На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте) 

7.     Личный транспорт Бабы-яги (Ступа)

8.     На чем приехал в Ленинград человек  рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)

9.     На чем катался Кай? (На санках)

10. В чем плыли по морям царица с младенцем в «Сказке о царице Салтане»? (В бочке)

Игра №5  «Головоломка»

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)

РВАЧ = В- – – (медработник)

ТЁРКА = А – – – – (театральная и кинематографическая профессия)

КУЛОН = К – – – – (весёлая цирковая профессия)

МАРЛЯ = М – – – – («разноцветный рабочий»)

СТАРИНА = С – – – – – – (младший медработник)

ВОДОСТОК = С – – – – – – – (животноводческая профессия)

КРЕДИТОР = Д – – – – – – – (руководитель предприятия, начальник)

 Игра №6 «Воспитатель»

Предлагаю вам ответить на вопросы шуточной викторины.

1.     Спецодежда педагога – это

Халат и тапки

 Костюм, халат и т.д.

Майка, каска, пистолет

Вечерний наряд от Юдашкина

2.Какой стиль из названных не относится к стилям семейного воспитания?

Демократический. Авторитарный.

Либеральный.

Социалистический.

3.Как называется представление педагогом своих достижений?

Реклама

 Портфолио

Автопортрет

Фотоальбом

4.Как называется процесс приспособления человека к сложившимся условиям и ситуациям?

Мобилизация

Адаптация

Витаминизация

Социализация

5.Как называется группа учителей, собравшихся для обсуждения важного вопроса?

Медсовет.

Попсовет.

Педсовет.

Худсовет.

6.Что в переводе с латинского означает слово «семинар»?

Питомник

 Хозяйство

 Рассадник

 Семь наук

7.Когда  проходит  августовская  педагогическая конференция ?

После дождика в четверг.

В середине Вашего отпуска.

В конце августа.

1 апреля.

 8.Что не входит в здоровый образ жизни?  

Здоровое питание.

Здоровое воспитание.

 Зажигание.

Закаливание.

4.Рефлексия.

 Мы с Вами проиграли несколько папок  из кейса. А теперь мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас было на мастер-классе. Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, вложите ее в конверт и оставьте свои комментарии.  Я их обязательно прочитаю и учту все ваши пожелания.

Кейс это набор игр, проблемных ситуаций, заданий по определенной тематике. Это только один из примеров кейса. Данные игры я адаптировала для взрослых, для детей они немного другие, но суть та же.   Данную технологию можно использовать с любой возрастной группы  , на любую тему. Кейс помогает ребенку по своему желанию организовывать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал . Кейс удобен тем, что в любое  время ребенок может самостоятельно или в игре со сверстниками взять его и поиграть.

Начала работу со знакомства с профессиями нашего родного города. Сейчас я совместно с руководством  ХБ КОМБИНАТА готовлю кейс с устаревшими и новыми ткацкими профессиями.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Председатель:  

____________________________

Секретарь:

____________________________

Мастер-класс

«___» _________ 20___ г.

Протокол №____

Присутствовали:

№ п/п

ФИО

Должность

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»Цель:Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- т...

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами поиграем, Вам надо угадать загадки.Гвозди, топоры, пила,Стружек целая гора.Это трудится работник —Делает нам стулья... (плотник) Он спе...

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами поиграем, Вам надо угадать загадки.Гвозди, топоры, пила,Стружек целая гора.Это трудится работник —Делает нам стулья... (плотник) Он спе...

Мастер-класс « Кейс-технология в ранней профориентации»

Цель:Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс- технологии при формировании знаний о разных профессиях у детей дошко...

Мастер-класс « фото-кейс технология в ранней профориентации»

Мастер-класс « фото-кейс технология в ранней профориентации»Цель:Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования ке...

Мастер-класс «Кейс-технология в ранней профориентации»

Мастер-класс «Кейс-технология в ранней профориентации»Цель:Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использован...

Мастер-класс «Использование кейс-технологий в ранней профориентации дошкольников с целью формирования ценностного отношения к труду взрослых»

Цель: Цель: познакомить детей с некоторыми видами профессий посредством дидактических игр, систематизировать знания о профессиях людей и о предметах их труда, трудовых действиях. Задачи: - ф...