«Организация конструктивной деятельности в ДОУ"
консультация (подготовительная группа)

Кулак Вера Евгеньевна

«Организация конструктивной деятельности в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie-v-detskom-sadu.docx783.83 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Консультация для воспитателей        

«Организация конструктивной

деятельности в ДОУ»

          Конструирование – это практическая         деятельность детей, направленная на

получение        определённого,        заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и

является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского

    конструирования, как правило, предназначаются для практического  использования в игре.

Значение конструирования в формировании личности ребёнка:

          1. Развивает технические способности детей.        

  1. Формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания.
  2. Развивает пространственное воображение; гибкость мышления. 4.Формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся

испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели.

  1. Готовит        детей        к        школе:        развивает        мышление,        память,        воображение, способность к самостоятельному творчеству.
  2. Способствует формированию:
  • обобщенных        представлений        о        предметах,        способности        понимать существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями;
  • обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки;
  • самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами.
  1. Во время        НОД        формирует        умение        слушать        воспитателя,        принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
  2. Сознание детей        переключается        с        конечного        результата        на        способы     достижения цели, они начинают понимать, что, при выполнении задания важен

не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.

  1. Способствует развитию речи.
  2. Помогает        формированию        дружного        детского        коллектива,        навыков коллективной работы.
  3. Обогащает эстетические представления детей.

Выделяют два типа конструирования: техническое и творческое.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные

                     

структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун»,

«худой простофиля волк», «прекрасный принц» и т.п. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из

     природного материала.        

Существование двух видов детского конструирования творческого и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует

    дифференцированного подхода в руководстве ими.        

Виды конструирования в детском саду:

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и

    конструкции, различают:        

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

      - конструирование из природного материала.        

          Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее  доступным и легким видом конструирования для дошкольников и начинается с раннего возраста.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими

        трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета,   передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.

Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада:

     настольных, для игр на полу, во дворе.        

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются наборы «Лего», имеющие более прочные способы соединения, а также пластиковые и металлические «Конструкторы», у которых крепления более сложные – с   помощью   винтов,   гаек,   шипов   и   т.   д. В игре «Конструктор» дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы

     предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.        

          Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов  является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Соорудить из плоского материала поделку

                     

объёмной формы непросто; бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

           Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр  детей, начиная со второй младшей группы. Это песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.        Из        снега        делают        горку,        домик,        снеговика,        фигурки        зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить; воду можно наливать   в   разную   посуду,    на    холоде    она    замерзает    и    т.    д. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. Особенность поделок из этого материала состоит в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

                     Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития   фантазии, художественного вкуса, творческой деятельности ребёнка.

Основной формой работы по обучению детей конструированию является

     привлечение их к участию в НОД. В зависимости от поставленных задач и   наличия строительного материала может быть использован как фронтальный,

так и подгрупповой способ организации детей.

Методы и приёмы работы с детьми:

Наблюдение натурального объекта

Все возрастные группы

Показ и анализ образца

При        недостаточном        опыте конструирования или если впервые сооружают подобную поделку и способы

действий незнакомы.

Показ способов действий

При        недостаточном        опыте конструирования или если впервые сооружают подобную поделку и способы

действий незнакомы.

                     

Показ        отдельных        приемов

конструирования или технических приемов работы

При наличии некоторого опыта.

Постановка        конструктивных        задач        по

условиям, требующим усложнения знакомой конструкции

Младший и средний возраст.

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе

Все        возрастные        группы,        в        старшем возрасте - исходя из тематики и задач.

Объяснение        последовательности        и способов выполнения постройки, игрушки

При сложных видах конструирования: из бумаги, природного материала и др.

Пояснения, вопросы

Все возрастные группы.

Постановка        перед        детьми        проблемных задач

Старший возраст.

Анализ        и        оценка        процесса        работы        и качества готовой продукции

Младший возраст - исключительно положительная оценка, старший- обращать внимание на эстетическую сторону,

соответствие поставленным целям , характер работы, коллективизм и т.д.

Важно сформировать у детей обобщённые способы обследования предметов. Последовательность обследования:

  1. целостное    восприятие    –    рассматривание    -     предмета   с   общей

     характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание   школы большое, у него много окон» и т. д.);

  1. определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основныхего частей, определение их формы и величины;
  2. выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга

(сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже);

  1. выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.);
  2. повторное восприятие (рассматривание ) предмета в целом с определением его общей характеристики («вот высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т. д.);

Подбор и сочетание указанных выше методов и приёмов определяет форму организации продуктивно-конструктивной деятельности в процессе НОД.

         Формы организации обучения конструированию        

1. Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы        построек,        выполненных        из        деталей        строительного        материала        и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

1. Конструирование по образцу заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее

                     

элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала . Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

  1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Сначала детей учат построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам.
  2. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу

     обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для  проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

  1. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.
  2. Каркасное конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного

     каркаса.         

При выборе методов и форм организации работы необходимо помнить, что

     основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить  ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

При организации НОД по конструированию и выборе тем необходимо опираться на комплексно- тематическое планирование, рабочую программу группы.

Формы организации обучения конструированию необходимо чередовать, опираясь на требования программы каждой возрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательно - творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.»

Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет ...

Мастер- класс "Организация конструктивной деятельности детей дошкольного возраста (лего-конструирование)

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в ...

Особенности организации конструктивной деятельности с воспитанниками с нарушениями зрения

Консультация для воспитателей группы компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. рассмотрены вопросы: особенности конструктивной деятельности дошкольников; коррекционные задачи на занятиях по...

Консультация для родителей «Мы конструируем! Организация конструктивной деятельности с детьми в условиях семьи»

Консультация для родителей «Мы конструируем! Организация конструктивной деятельности с детьми в условиях семьи»...

«Мы конструируем». Организация конструктивной деятельности с детьми 3–4 лет в условиях семьи

Многим родителям знакома такая ситуация, когда новая игрушка через несколько дней надоедает детям, превращается в кучу непонятных, сломанных деталей. А ведь так дети познают мир, им очень ин...

Деловая игра для воспитателей на тему: «Формы организации конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»

Деловая игра для воспитателей на тему:«Формы организации  конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»...