«Развитие познавательно - творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.»
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Харисова Инга Тависовна
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx71.39 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Опыт работы по теме: «Развитие познавательно - творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.»

 на  августовской конференции педагогических работников

«Образование г. Зимы: функционирование и развитие в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта».

                                                                 Представила опыт работы

                                                                 воспитатель второй          

                                                                 квалификационной категории

                                                                 МБДОУ «Детский сад №56»

                                                                 Харисова Инга Тависовна

    Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования: “…развивающему обществу нужны современно образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу…”, о чем говорится в концепции модернизации российского образования.

    Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

    В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают.

     Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

   Опираясь на данные исследования и современные требования к дошкольному образованию, мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Маленькие строители». Данный проект был реализован с детьми младшего дошкольного возраста, в течение 2013 - 2014 учебного года.

Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста через организацию конструктивной деятельности.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

1. Сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

2. Приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства;

3. Развивать эстетический вкус, конструкторские навыки и умения.

Участники проекта.

Дети, семьи воспитанников.

 Основными формами организации деятельности в реализации проекта были выбраны:

1. Создание центра «Юные строители»

2. Круглый стол для детей и родителей «Учимся, играя».

3. Выставки поделок

4. Создание альбома «Архитектор».

Ожидаемый результат:

У детей

- Повышается уровень познавательных и творческих способностей, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности;

- Развиваются конструктивные  навыки и умения, эстетический вкус.                                                                                                                           У родителей

- Повышение компетентности родителей в вопросах организации конструктивной деятельности;

- Проявления интереса к деятельности детей в детском саду.

Реализовывался проект в несколько этапов.

    На подготовительном этапе повышала теоретическую профессиональную педагогическую компетенцию по вопросам организации конструктивной деятельности.

1. Определяла цели и задачи.

2. Подбирала дидактический и игровой материал.

3. Изучала методическую литературу по данной теме.

    На практическом этапе, реализовывала мероприятия проекта, по двум направлениям.

1. Направление «Воспитатель - Дети».

    Содержание работы в данном направлении строилось по двум видам конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструктора) и художественное (из бумаги и природного материала) и заключалось в проведении различных дидактических, сюжетно-ролевых игр, занимательных заданий, развивающих занятий, цель которых развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности.

     Для успешной реализации данного направления разработала тематический план для детей младшего и среднего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми.

Тематическое планирование работы с детьми второй младшей группы общеразвивающей направленности.

           Форма

   Срок

                     Цель

Дидактическая игра:«Учимся, играя!»

Знакомство с лего - конструктором.

НОД: «Горка с лесенками».

 Игровое упражнение«Пирамидка»

Дид.игра:«Чудесный мешочек»

 

Дорожки

Беседа: «Все дюди трудятся».

              Октябрь

Дать представление о строительном материале: кубик, кирпичик, пластина, призма. Развивать наглядно-действенное мышление.

Познакомить с лего- конструктором. Закреплять знания цвета и формы.

Учить детей строить горку с двумя лесенками. Помочь овладевать элементарными конструкторскими навыками: приставлять, надставлять.

Учить строить простейшие постройки.

Учить детей называть знакомые геометрические фигуры, различать по цвету, по форме, по размеру. Развивать умение находить и на ощупь определять фигуру, называть ее.

Учить детей строить дорожки, варьируя их в длину.

Продолжать знакомить со свойствами основных деталей: кирпичик, пластина.

Формировать пространственные признаки «длинный ».

Дать детям представление о том, что все люди трудятся, вызвать уважение к тем, кто трудится, делает вещи, строит дома и прочее.

Игровое задание «Дорожки»

Дидактическая игра

 «Накладываем детали»

НОД :«Мебель в нашей группе»

Сюжетно-ролевая игра «Мебель для комнаты».

                   Ноябрь

Продолжать учить детей преобразовывать  дорожки в длину по предложению воспитателя.

Формировать пространственные признаки «узкий -широкий».

Учить детей выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок.

Рассмотреть с детьми кукольную мебель, выделить в предметах «общее» и «различное». Формировать порядок обследования образца (стол: сначала ножки, потом крышка). Развивать речь детей (словарь: над, под, внизу).

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части.

Учить анализировать образец.

Дидактическая игра  «Знаю профессии»

НОД:1)«Ворота – широкие и узкие».

 2) «Ворота -низкие и высокие».

Творческая мастерская

«Украшение для группы»    

Игровое задание «Домик для зверят»

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Конструирование по замыслу.

                  Декабрь

Обогащать представления детей о различных видах труда, профессиях. Учить узнавать профессию «строитель», чем занимается.

Закрепить названия деталей строительного материала; соотносить размеры построек с размерами игрушек. Формировать пространственные представления. Развивать поисковую деятельность.

Учить детей склеивать колечки  из готовых полосок.

Продолжать учить детей огораживать небольшое пространство кирпичиками и пластинами, устанавливая их вертикально и горизонтально(друг на друга),построить предметы мебели, используя детали по желанию, побуждать детей к совместным играм.

Учить детей находить геометрические фигуры кубик, кирпичик, пластину.

Предложить отыскать похожие детали, а также найти эти детали на карточке.

Закреплять полученные навыки.

Учить зараннее обдумывать содержание будущей постройки, давать общее описание.

Дидактическое  упражнение «Бумажные мячики»

 Игровое упражнение                      «Ветерок».

Творческая мастерская.

  «Ветка рябины».

Здравствуй, лес!

Игровое задание«Деревья»

НОД: «Теремок»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

               Январь

Познакомить детей со свойствами бумаги, учить мять салфетки двумя руками и катать из них шарики-мячики; развивать мелкую моторику, интерес к игре с бумагой.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячиками. Их можно подбрасывать, катать и даже дуть на них.

Учить придавать заготовкам определенную форму, развивать мелкую моторику рук.

Познакомить с некоторыми видами деревьев, растущих в лесу, научить различать деревья.

Учить строить деревья из конструктора по образцу.

Учить анализировать образец.

Развивать творческие способности детей посредством работы с бумагой. Закрепить технику- сминать салфетку в комочек, наклеивать на шаблон в определенной последовательности.

Учить детей понимать суть задания, правильно называть геометрические фигуры.

Дидактическая  игра «Составление геометрических фигур»

НОД:1) «Мост для пешеходов».

2)«Мост для автомобилей».

Занимательная игра «Куриное семейство».

 

Развивающая игра: «Волшебные рыбки»

 «Мостик через речку».

             Февраль

Упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки.

Научить детей строить мосты несложной конструкции. Дать представление об их назначении, о том, что мосты бывают для пешеходов, автомобилей. Научить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, цвету, форме. Учить работать по схеме.

Учить сопоставлять сюжетную картинку с карточкой на которой изображены геометрические фигуры, предложить детям отыскать в ней те фигуры ,которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Рассказать о рыбах.

Учить строить рыб из конструктора.

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали.

НОД: 1) «Одноэтажный дом».

           2)  «Теремки»

Сюжетно-ролевая игра: «Строим дом».

Развивающая игра «Паруса».

Дидактическая игра «Геометрическое домино».

Творческая мастерская:

«Кораблики»

                     Март

Научить детей сооружать в определенной  последовательности  прочную постройку с перекрытием, оставляя промежутки для дверей, окон. Учить работать по схеме.

Познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей.

Предложить детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросить, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны.

Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый);по предложению взрослого отбирать фигуры определенного цвета.

Научить мастерить простейшие поделки из природного материала. Учить бережно относиться к материалам.

Рассматривание картины «Машины на нашей улице»

НОД:1) «Грузовая машина»

          2) «Фургон»

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

Дидактическая игра «Чей домик?».

Развивающая игра «Поможем ежам».

                  Апрель

Продолжать знакомить детей с транспортными средствами, из каких деталей состоит та или иная  машина. Обогащать словарный запас.

Научить конструировать грузовой автомобиль,

фургон. Анализировать образец, преобразовывать постройку(удлинять, применяя длинные пластины).Дать представление о цилиндре и его свойствах.

Познакомить с работой космонавтов, дать детям элементарные представления о ракете, их значении, строении.

Учить строить по образцу ракету.

Учить детей различать и называть геометрические фигуры, активизировать словарь.

Учить детей работать по схеме, используя карточку как образец.

Учить строить мост по условию и образцу. Закрепить умение строить забор из строительного материала. Развивать мышление, мелкую мускулатуру рук. Воспитывать отзывчивость, желание оказать помощь.

Дидактическая игра: «Подбери по форме».

Творческая мастерская «Лесные человечки».

Развивающая игра «Конструируем из палочек».

Обобщающее занятие с участием родителей

 «Город моей мечты»

                 Май

Учить детей выделять предметы определенной формы, называть их. Развивать внимание, наблюдательность.

Продолжать учить детей работать с природным материалом. Развивать воображение, фантазию.

Учить детей классифицировать палочки по длине, узнавать по контуру предметы, закреплять названия знакомых геометрических фигур.

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Расширять возможности понимания своего ребенка.

Развивать творческое воображение, фантазию.

Тематическое планирование работы с детьми средней группы      общеразвивающей направленности.

                 Форма

Срок

                 Цель

НОД «Домики»

Дидактическая игра «Выкладывание фигур»

НОД «Заборчики»

Игровое задание :

«Что лишнее»

 

«Большие и маленькие пирамидки»

                 Октябрь

Закрепить умения и навыки, приобретенные в младшей группе.

Предложить детям рассмотреть схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»

Закрепить названия деталей строительного материала. Учить устанавливать кирпичики вертикально, соблюдая между ними расстояние. Развивать сенсорно-аналитическую деятельность.

Предложить рассмотреть  карточки с рядами геометрических фигур и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Учить строить разные пирамидки.

развивать внимание, мелкую моторику рук.

Развивающая игра ««Составление силуэта кошки из геометрических фигур».

НОД ««Многоэтажный дом»

        

Задание. «На что похоже?»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

        

                   Ноябрь

Упражнять детей в отыскании внешнего сходства между строением тела животного и свойствами геометрических фигур, их комбинацией. Развивать умение создавать образ фигуры животного по готовому образцу.

Формировать обобщенные знания о зданиях; установить зависимость: чем больше этажей, тем выше дом; учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал; способствовать развитию поисковой деятельности, побуждать детей искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая подходящими деталями);

Учить детей отгадывать на ощупь фигуры из конструктора (треугольник, круг, квадрат);

Учится работать по примеру;

Развивать фантазию, логическое мышление и мелкую моторику.

НОД:

«Мосты для транспорта»

        

 

Дидактическая игра «Сопоставь»

Интегрированное занятие

 «В гости к старичку -    лесовичку».

                 Декабрь

Закрепить представление о различных видах мостов, их назначении, строении; продолжать знакомить с элементами их конструкций (спуски, опоры, перекрытия )развивать умение создавать конструкции по заданным условиям.

Учить сопоставлять геометрические тела с реальными предметами, видеть схожесть.

Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина и дополнение изображения деталями; Учить отбирать самостоятельно средства выразительности.

 Продолжать знакомить с разновидностями природного материала.

 Развивать умение различать геометрические фигуры и отгадывать загадки.

НОД «Грузовой транспорт»

Творческая мастерская

«Кошка Мурка»

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Конструирование из бумаги

«Дед Мороз»        

                 Январь

Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение соотносить нарисованные детали с реальными).

Упражнять детей в изготовлении поделок по принципу оригами. Закреплять термины последовательности работы. Воспитывать аккуратность в процессе деятельности.

Закреплять названия знакомых геометрических фигур.

 Продолжать упражнять детей в работе с бумагой. Учить эстетически, оформлять поделки, прорисовывать мелкие детали. Воспитывать желание порадовать своих близких красивыми поделками.

«Корабли и катера»

        

 Сюжетно-ролевая игра «По морям, по волнам»

Развивающая игра

«Волшебная змейка»

Творческая мастерская «Записная книжка»

                Февраль

Продолжать знакомить детей с деталями конструктора, упражнять в замене одних деталей другими; учить детей обсуждать, анализировать конструкции, планировать свою постройку со своим напарником; побуждать к самостоятельному нахождению отдельных способов решения поставленной задачи, связанной с преобразованием постройки.

Учить детей самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали, определять структуру постройки в соответствии с назначением каждого из них;. Закрепить названия строительного материала.

Продолжать знакомить с деталями конструктора.

Закреплять умение соединять детали.

Познакомить детей со способом построения изгибающейся змейки.

Развивать умение работать в коллективе.

Учить детей работать с бумагой.

Складывать прямоугольный лист пополам, проглаживать линию сгиба, украшать поделку аппликацией.

НОД

«Строим трамвай по схеме»

Мы едем в зоопарк.

«Слон»

«Обезьяна»

Творческая мастерская        

«Цветы. Подарок для мамы»        

Дидактическая игра «Конструируем из палочек»

Конструирование по замыслу

                  Март

Закрепить умение находить в предмете с помощью схемы основные функционально-структурные части. Учить последовательно воспроизводить постройку, опираясь на схему конструкции. Развивать творческое воображение.

Учить отличать хищников от травоядных животных.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Учить строить слона из конструктора.

Учить строить обезьяну из конструктора. Упражнять детей в изготовлении поделок из бумаги по принципу оригами. Активизировать мыслительные процессы. Соотнесение наглядных символов со словесными и перевод их в практическую деятельность.        

Учить выкладывать из палочек геометрические фигуры по собственному замыслу.

Закреплять полученные навыки.

Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

«Знакомство со светофором».

«Улицы нашего города»        

Занимательная игра «Космонавты»

Дидактическая игра «Посчитай и сконструируй».

Творческая мастерская «Игрушки из коробочек»

                 Апрель

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования.

Продолжать знакомить со светофором.

Учить правила дорожного движения.

Строить проезжую часть и надземный переход.

воспитывать умение трудиться в коллективе.

Учить строить ракету, космонавтов, используя строительные, конструкторские детали.

Учить детей видеть и  называть знакомые геометрические фигуры.

Учить конструировать.

Закреплять счет.

Продолжать учить создавать образы, вырезая детали и оформляя ими объемные формы.

 Конструирование по замыслу.

Дидактическая игра «Накладываем детали»

Итоговое интегрированное

занятие «Улица для веселых человечек»

                   Май

Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной.

Выявить умение выделять основные части своей постройки (фундамент, стены, перекрытие, крыша).

Уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней.

Закреплять цвет, форму, счет.

Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь сказочным героям. установить эмоциональный     контакт между родителями и детьми.

    Для развития познавательных и творческих способностей организовала предметно-развивающую среду с учетом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.  В группе созданы   центры «Юные архитекторы», «Художники», в наличии имеется: яркий, красочный дидактический материал, настольный и напольный  строительный материал, а так же конструкторы, мелкие игрушки для обыгрывания построек, бумага разного вида, клей, природный материал. Для совместной деятельности с детьми разработала  картотеку «Занимательные игры и упражнения по конструированию».

     Организуя конструктивную деятельность, знакомила детей с деталями строительного материала, конструктора, его разновидностями и свойствами. Исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определяя с детьми название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д. при помощи игр «Чудесный мешочек», «Какая деталь пропала?», «Что лишнее?», «Найди похожую фигуру» учились запоминать названия деталей.

    Первые постройки ребята выполняли по образцу с помощью наглядной модели из  строительного материала, деталей конструктора из небольшого количества деталей (3-5 детали), например стол и стулья для мишки, кроватка для больного пупса. Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

   На последующих этапах своей работы, занимаясь с детьми конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают большую самостоятельность действий у ребенка.

   Изучая свойства песка (сыпучий, липкий, сухой, мокрый), учились делать простейшие постройки , дети с удовольствием осваивали прием формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки.

Сгребая песок с двух сторон руками и, уплотняя его, строили заборчик.

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играли со снегом. разгребали его лопатками, насыпали горки, лепили  маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п.

   Понимая, что ручным трудом ребенок овладевает постепенно, осваивали некоторые ручные и орудийные действия с материалом. Знакомила детей с разными видами бумаги, ее свойствами и качествами. Отдельное действие детей по преобразованию материала включала в целостный процесс по созданию поделки. Скатывание бумаги в шарик позволило выполнить разные работы «Цыплята», «Ветка рябины», «Новогодний сапожок»и т.д. Дети, сминая листы бумаги – получали шарики и объединяли их в одну поделку.

   Изготавливая поделки из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, ореховой скорлупы (кораблики, лесные человечки и т.д.) учила использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

    Работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и служат для оформления группы и детского сада. Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

   После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором в самостоятельной деятельности, причем,  использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

2. Направление «Воспитатель - Родители».

Содержание работы в данном направлении заключалось в привлечении внимания родителей к воспитанию ребёнка в семье, развитие его познавательно-творческих способностей в конструктивной деятельности.

Приоритетные задачи данного направления следующие:

1. Создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;        

2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;

3. Повышение компетентности родителей при выборе наглядного материала и строительных наборов;

4. Стимулировать к обмену родительским опытом.

    Для реализации данного направления разработала тематический план работы с родителями младшего и среднего дошкольного возраста, который также представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с родителями.

Тематическое планирование работы с родителями второй младшей группы общеразвивающей направленности.

Форма

Срок

Цель

Родительское собрание на тему: «Юные строители»

          Сентябрь

Помочь родителям в создании условий для развития у детей познавательно – творческих способностей через организацию конструктивной деятельности

Анкетирование ««Создание условий для организации конструктивной деятельности»

Привлечь родителей к изготовлению строительных деталей: пластины, цилиндры.

Выставка поделок «Дары осени»

          Октябрь

Стенд для родителей   «Приемы конструирования».

Презентация «Конструкторы бывают разные»

          Ноябрь

Консультация «Виды конструирования и их значение в жизни младшего дошкольника».

 

Конкурс «Елочка-зеленая иголочка»

          Декабрь

Домашнее задание «Делимся семейным опытом»

Оформление фотоальбома «Строим всей семьей»

          Январь

Оформление стенда «что должен знать и уметь ребёнок в определённом возрасте»

Выставка поделок «Дадим коробкам вторую жизнь».

          Февраль

Беседа « Как развивать детское творчество».

Конкурс «Весна,весна!Цветы,цветы!»

          Март

Папка передвижка «Рекомендации для родителей»

Круглый стол «Учимся, играя».

Конкурс «Бумажная сказка»

          Апрель

Консультация:«Развиваем самостоятельность».

Занятие-игра «Город моей мечты»

          Май

Тематическое планирование работы с родителями средней группы общеразвивающей направленности.

Форма

Срок

Цель

Родительское собрание на тему «Роль конструирования в семье и в детском саду».

          Сентябрь

Расширять представления родителей  о развитии познавательно-творческих способностей через организацию конструктивной деятельности.

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредствам развивающих игр по конструированию».

Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

Конкурс «Осенние поделки»

           Октябрь

Папка-передвижка «Чему учит конструирование».

Консультация для родителей

«Создаём с детьми картины из природного материала»

           Ноябрь

Консультация«Развитие конструирования из бумаги и картона в дошкольном возрасте

Конкурс «Украшаем группу».

          Декабрь

Папка-передвижка ««Значение игр и занятий со строительным материалом»

Мастер-класс «Волшебная бумага»

          Январь

Памятка «Конструирование из строительного материала, деталей конструктора»

Выставка поделок «Строим с папой корабли».

          Февраль

Консультация для родителей «Поделки из бросового материала».

Выпуск семейной газеты

«Вторая жизнь упаковки»

          Март

День открытых дверей

Развивающая игра «В гости к нам пришли фигуры»

Фотоотчет «Наши успехи».

          Апрель

Родительское собрание «Чему мы научились». Итоговое интегрированное занятие «Улица  веселых человечек».

          Май

    Работу с родителями строила в соответствии с тематическим планированием. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам организации конструктивной деятельности для родителей оформила уголок «Учимся, играя», где выставляется наглядная информация, подбирается методическая литература для родителей.

   В рамках семейных творческих мастерских в детском саду прошли выставки детско-родительского творчества: выставка поделок из природного материала «Дары осени», конкурс « Елочка - зеленая иголочка», выставки - конструирование из бумаги «Бумажная сказка», «Весна, весна! Цветы, цветы!», «Дадим коробкам вторую жизнь».

Конструктивную деятельность родители продолжали и дома с детьми, что способствовало проявлению их творческих способностей.

   В конце года прошло итоговое мероприятие по теме «Город моей мечты», где семейные команды, представляли свои проекты, сделанные из строительного материала, деталей конструктора, бросового материала.

После проведения таких мероприятий родители открывали в себе скрытые таланты и формировались навыки общения родителей с детьми.  

    На диагностическом этапе, выявляла изменения  в уровне развития познавательно-творческих способностей, с использованием следующих методов: беседа, тестовые задания, наблюдение.

Анализируя результаты, получила следующие данные, которые представлены в виде гистограммы

 В результате работы в рамках проекта «Маленькие строители» у детей сформировалось умения понимать и принимать задания и предложения взрослого, воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу. Улучшились коммуникативные качества, речь, умение мыслить легко и свободно.

    В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей- 75% не знают, что такое конструктивная деятельность и  как осуществлять процесс  воспитания ребенка с учетом данного подхода. И только единицы -25% имеют небольшие представления о том, какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка.

   После проведенной запланированной работы с родителями изменилось отношение родителей к детям: 87% родителей стали обдуманно относится к подбору игр для конструктивной деятельности, активно включаются в совместно творческую деятельность.

 Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что система педагогической деятельности, направленная на развитие познавательных и творческих способностей через организацию конструктивной деятельности и выбранные формы работы являются эффективными. Наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

Опыт работы. " Развитие художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию."

Опыт работы формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Тополек". Работа осуществлялась 2 года, в рамках работы кружка " Пластилиновый мир".  Реа...

Семинар : «Развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности»

СчасСчастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении. От того, как мы умеем общаться, выра...

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через организацию кружковой деятельности «Маленькие художники» (нетрадиционные способы рисования)

          Дошкольный возраст является  сензитивным периодом для развития творческих способностей детей.        Для успешного развития...

Проект «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого дошкольного возраста....