План самообразования «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников»
методическая разработка
План самоообразования " Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования «Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников»
Актуальность темы:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс развития связной речи рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств является мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования, профессионально-личностное саморазвитие. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал
4. Разработать перспективный план работы ;
5. Подготовка консультаций для родителей и воспитателей по данной теме.
6. Создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники.
7. Пополнение развивающей предметно - пространственной среды в группе.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
СЕНТЯБРЬ-НОЯБРЬ
Подбор и изучение методического материала на тему: «Мнемотехника как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»
Анализ изученной литературы.
ДЕКАБРЬ- ЯНВАРЬ
Подбор и создание наглядного дидактического материала для работы с детьми. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»
ФЕВРАЛЬ -МАРТ
Анкетирование родителей по теме «Мнемотехника».
Разработка консультации для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
АПРЕЛЬ
Составление памятки для родителей :«Как работать с мнемотаблицами».
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
Изготовление дидактических настольных игр по мнемотехнике
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
Оформление папки-передвижки для родителей «Составляем и используем мнемотаблицы дома».
ЯНВАРЬ
Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей».
ФЕВРАЛЬ-МАРТ
Оформление папки «Учим стихи с помощью мнемотехник».
АПРЕЛЬ
Оснащение уголка развития речи в группе. Составление картотеки дидактического материала на основе мнемотехник (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
МАЙ
Подготовить отчёт о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/27/picture-1122169-1551278001.jpg)
План по самообразованию "Мнемотехника - эффективное средство развития речи дошкольников"
План по самообразованию составлен на учебный год. В план включена работа с детьми и работа с родителями. В плане запланировано составление описательных рассказов с помощью мнемотаблиц на заданную тему...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-406174-1576084022.jpg)
Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"
Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/24/picture-1047632-1532449029.jpg)
План самообразования «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития речи дошкольников» на 2020-2021 учебный год.
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любитьСмеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ. Цель:Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помоч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-682833-1444307348.jpg)
индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/14/picture-965862-1678742148.jpg)
План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1312167-1665471370.jpg)
Тема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАТема по самообразованию: «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/23/picture-959091-1645627283.jpg)
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"
Презентация к самообразованию "Логоритмика как эффективное средство развития речи дошкольников"...