План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год
материал (подготовительная группа)

Сергеева Т.Н.
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками. 2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи. 3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2021-2022.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок» г. Цимлянска

План работы по самообразованию

«Мнемотехника как эффективное средство развития

связной речи у детей дошкольного возраста».

2021-2022 год

воспитатель

Сергеева Татьяна Николаевна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Актуальность исследования

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.

Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о

чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).

Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направлениеразвития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Ожидаемые результаты для педагога: повысить свой профессиональный уровень. Создание специальной среды с целью разучивания стихотворений с использованием вспомогательных средств.

Ожидаемые результаты для детей: владение детьми различными видами запоминания стихов;

Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении. Участие в праздниках и развлечениях; повышение уровня произвольной памяти, развитие речи дошкольников.  Расширение кругозора детей.

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

 3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.
Прогнозирование результата:

 Владение теорией и практикой использования мнемотехники в развитии связной речи на развитие детей. Высокий уровень педагогических возможностей по данной теме. Достигнутая цель в развитии организаторских способностей в работе с детьми.

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя и

детей

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Беседа «Наш детский сад».

Составление описательного рассказа на заданную тему; Познакомить с детским садом: с группой, с работниками, с новыми детьми.

Октябрь

Наблюдения на прогулке

Составление рассказа «Подарки осени"

Составить небольшой описательный рассказ по образцу воспитателя о собранном урожае. Упражнять в составлении простейшей мнемотаблицы .

Ноябрь

Рассматривание комнатных растений, обсуждение способов ухода за ними.

Рассматривание таблицы-схемы «Дежурство по столовой»

Закреплять знания о растениях; упражнять в составлении простейших мнемотаблиц.

Декабрь

Одежда. Рассматривание таблицы-схемы «Порядок одевания на прогулку»

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Одежда»; составлению небольшого текста по мнемотаблице.

Зимняя прогулка

Закрепить знания детей о зиме, формировать понятие причинно- следственных связей и закономерностей явлений природы.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

Январь

Снеговик

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ.

Развивать наблюдательность, внимание, наглядно – действенное мышление.

Февраль

Наблюдения на прогулке за птицами; Составления рассказа" Снегири"

Формировать умение наблюдать за живым объектом; воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, составить вместе с детьми описательный рассказ.

Март

Весна пришла

Закрепить знания детей о весне, упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели

Апрель

Наблюдения на прогулке

Составление рассказов о весне

Закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна», формировать понятия причинно- следственных связей и закономерностей в явлениях природы. Потренироваться самим детям в составлении простейшей таблицы.

Май

Ухаживаем за цветами.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Воспитывать бережное отношение к цветам, проявлять заботу о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...

План работы по самообразованию «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность темыИзобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действите...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...

План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь я...

Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Программа  саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...

План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...

План по самообразованию «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

Педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздей...