Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Фольклор – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Русская народная культура – явление совершенно особое. Очень важно изучать историю русского народа, обычаи и жизненный уклад предков – это оказывает огромное влияние на становление ребенка как личности, а значит и на развитие всего общества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №47 «Теремок» комбинированного вида
Индивидуальный план работы по самообразованию
Музыкального руководителя
Шмоновой Яны Кенсариновны
Тема: «Фольклор – как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Реализация данной темы рассчитана на один учебный год (2024 -2025 гг.)
Возраст детей: 6-7 лет.
Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по вопросу развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредствам фольклора.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний, путем изучения учебной, научно методической, публицистической и художественной литературы по теме самообразования; формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста, используя русскую народную музыку;
- изучить опыт других педагогов-специалистов в данной области (посещение ГМО, открытых мероприятий, просмотры публикаций на образовательных сайтах и интернете);
- создать копилку методических разработок (конспектов НОД, сценариев праздников, досугов) по теме самообразования.
- составить картотеку народных игр и забав, малых жанров фольклора, песен, танцев и хороводов по возрастам;
- использовать в работе с детьми приемы, методы, формы и средства народной педагогики;
- воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа;
- учить умению сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности;
- привлекать к сотрудничеству родителей, для формирования музыкальной культуры ребенка.
Пояснительная записка
При формировании внутреннего духовного мира ребенка, его индивидуальных качеств огромное значение играет народная музыка, являясь результатом коллективного творческого процесса, складывается на основе художественных традиций многих поколений. Передаваясь из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащаются и видоизменяются: в различных районах страны могут существовать разные варианты одного и того же напева, наигрыша.
Русская народная культура – явление совершенно особое. Очень важно изучать историю русского народа, обычаи и жизненный уклад предков – это оказывает огромное влияние на становление ребенка как личности, а значит и на развитие всего общества.
Современные научные исследования подтверждают, что музыкальное развитие необходимо для общего развития, так как с его помощью формируется эмоциональная сфера ребенка, совершенствуется его мышление. Приобщаясь к музыкальному искусству с самого раннего детства, дети постигают смысл заключенных в нем духовных ценностей, становятся отзывчивыми к красоте, как в искусстве, так и в жизни в целом.
Данная тема по самообразованию, мною выбрана не случайно. В ней раскрываются методы работы, которые помогают в исследовании индивидуальности личности ребенка, а также возможность синтезировать полученные знания и навыки, развивать творческие способности, помогая ему успешно и полноценно развиваться.
Основные формы и методы работы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ продуктивной деятельности детей;
- обучающие и развивающие занятия; -
- индивидуальная работа;
- досуговые мероприятия;
- участие в конкурсах.
- работа с воспитателями и родителями по теме.
Ожидаемый результат:
- повышение качества работы по теме;
- разработка сценариев, докладов, выступлений, буклетов, презентаций;
- разработка дидактического материала, наглядности;
- проведение тренингов, мастер-классов;
- выработка методических рекомендаций по теме;
- обобщение опыта по исследуемой теме.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства, позволяет глубже изучить предмет. Например, слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер, образ и средства музыкальной выразительности, но и одновременно знакомится с эпохой его создания, биографией композитора, с музыкальными инструментами, а также с произведениями изобразительного искусства, поэзии, которые помогают дополнить восприятие.
Исходя из вышесказанного, мне хочется выделить основные этапы моей работы:
1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых русской народной культуре словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.
2. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.
3. Работа с детьми по формированию певческих навыков.
4. Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
5. Музыкально-образовательная работа.
6. Использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
7. Знакомство с русскими народными играми.
8. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Содержание работы
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
СЕНТЯБРЬ |
|
|
«Русские народные праздники в ДОУ» Анализ. |
ОКТЯБРЬ |
Ознакомление детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян ансамбль русских народных инструментов и т.п.)
|
|
|
НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ | 1. Знакомство детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и прочее. 2. Повышение эффективности и уровня развития творческой активности воспитанников, через знакомство с фольклором в НОД и на прогулке. | 1. Консультация на тему: «Воспитание детей через приобщение к русской народной культуре». 2. Методические рекомендации по организации уголка ряженья с элементами русского фольклора. | Консультации на темы: «Потешка в помощь маме», «Народные игры в жизни детей». |
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ |
|
| Совместное участие с детьми в проведении фольклорных праздников «Святки –колядки» и «Гуляй, народ, Масленица у ворот!». |
МАРТ - МАЙ |
|
|
|
Анкета для родителей «Русские народные праздники в ДОУ»
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
3. Какие народные праздники Вы знаете?
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
7. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
Литература для изучения
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.-
М.: Просвещение, 1977
- «Детские частушки, шутки, прибаутки» Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова; Художники Г. В.
Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 2007 – 224с.
- Журналы "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика".
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:
учеб. -метод. пособие, 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.
- «Знакомим малыша с окружающим миром» Книга для работников дошкольных учреждений А. Н. Павлова. Просвещение 2010-224с.
- Знакомство детей с русским народным творчеством Детство-Пресс, 2010 6. Календарные и народные праздники в детском саду Автор-составитель Г.А. Лапшина Издательство «Учитель» Волгоград 2017г.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т. С. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- «Ладошки» Игры для детей и родителей Знание, 2007 – 256с.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Литвиновой М. Ф. - Москва: Просвещение, 2006.
- Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. -: М.: ТЦ «Сфера», 2013.
- «Музыка – детям» Пособие для воспитателей и музыкального руководителя детского сада составители С. И. Чешева, А. П. Николаичева. Просвещение 2003 –144с.
- Музыкальное развитие детей на основе народной культуры старшая группа сост.О.В.Шубина , И.Г. Чайка Издательство «Учитель» Волгоград, 2018г 13. Николаева С. Р., Катышева И. Б. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками. Изд. -во: Детство-Пресс, 2009.
- Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. - 1990, № 4,7,10
- Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
- Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры Изд «Речь», 2011 17. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов, В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
- Ресурсы интернета.
- Родина моя –Россия сценарии фольклорных праздников и развлечений в детском саду. Нижний Новгород-Дзержинск 1996г.
- Русские народные загадки, пословицы, поговоркиЛ Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов
Ю.Г. Круглов.- М.: Просвещение, 1990
- Скворцова JI. «Формирование интереса к русскому фольклору»\\ Дошкольное воспитание №
5, 1993
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду: книга для воспитателей детских садов / Под ред. Усовой А. П. - Издание 3-е. - Москва:
Просвещение, 2012.
- Фольклорно-экологические занятия с дошкольниками 5-7 лет Г.А. Лапшина, Издательство «Учитель» Волгоград 2017г.
- Фольклор-Музыка-Театр Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» Под редакцией С.И. Мерзляковой 1999
- Энциклопедия детского фольклора: Серия: «Моя первая книга». - М.: Белый город, 2008 г.
- Энциклопедия для детей. Т. 9 Русская литература. 4.1. От былин и летописей до классики 19
века\ Глав. Ред. М.Д. Аксёнова.- М.: Аванта+, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: "Игровые приёмы в развитии самостоятельности у детей младшего возраста"...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...

План самообразования " Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
План самообразования...

План по самообразованию по теме "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
В данном плане представлены этапы работы по данной теме в течении учебного года...

План работы по самообразованию «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...

