Формы взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи
статья

Супонина Оксана Александровна

В целях повышения эффективности дошкольного образования предлагаю ознакомиться с формами взаймодействия дошкольного учебного заведения и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_s_roditelyam.docx47.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи

Если вы обладаете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники.

Т. Фулпер

Работа с родителями относится к образовательно-воспитательному циклу дошкольного учебного заведения. Ведь только при условии качественного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно воспитать гармоничную, всесторонне развитую, активную личность.

Сотрудничество с семьей - одна из первоочередных задач в каждом дошкольном учреждении. Современная жизнь побуждает к разнообразию и обновлению форм совместной работы с родителями. Использование различных форм и методов, привлечение родителей к сотрудничеству, творчество педагогов, дипломатичность – залог успешного взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи.

В работе с родителями используют различные формы сотрудничества: коллективное, индивидуальное, групповое, наглядно-письменное.

Коллективная работа

Наиболее распространенные формы коллективной работы: лекции, родительские конференции, тематические встречи за круглым столом, заседания родительского комитета, дни открытых дверей, создание группы родителей-советчиков, просмотр утренников, общие праздники, спортивные соревнования, отдых в выходные дни.

  • День открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным заведением, его традициями, правилами, особенностями образовательно-воспитательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или воспитатель-методист разговаривают с родителями, выясняют их впечатление, отвечают на возникающие вопросы.

  • Родительское собрание

Родительское собрание проводится групповым и общим (для родителей всего заведения). Общее собрание организуется 2 – 3 раза в год. На них обсуждается задача на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и т.п. На общее собрание можно пригласить врача или представителя методической службы города. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2 – 3 месяца. На обсуждение выносят 2 – 3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов).

Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят работать?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор – друг или враг в воспитании детей?".

Ориентированный план проведения общего собрания

I. Введение (эмоциональное, короткое, включающее сообщение темы беседы).

II. Выступления (выступления 3-4 человек с вынесением на рассмотрение наиболее актуальных вопросов).

На разных этапах собрания звучит музыка.

ІІІ. Самоанализ. Работа с фишками. Педагог говорит о большом значении создания надлежащих условий для воспитания и развития детей и выражает надежду, что родители будут руководствоваться рекомендациями, представленными в специально подготовленной Памятке. Итог этого состояния собрания самостоятельный подсчет фишек родителями, которые сами себе выставляют оценки (их количество не обсуждается).

«Точка зрения» – работа с Памяткой. Родителям предлагают прочитать текст Памятки, выделив фломастером советы, пункты, которые они используют дома и которые дают положительные результаты. Проводится обсуждение предложенных вариантов влияния на воспитание и развитие детей, в котором активно участвуют родители, делясь собственным опытом по рассматриваемому вопросу.

«Факты» – краткие новости. Ознакомление родителей с новыми открытиями науки в детской педагогике и психологии.

«Подробности» – инсценировка ситуаций по практике. Старшие дошкольники инсценируют как положительные, так и негативные ситуации из своей повседневной жизни.

Практическая часть. Все члены семьи вместе выполняют задачи, ознакомление с художественными техниками в изобразительной деятельности: подбор и разучивание стихов, считалок, движений для физкультурных пауз и т.д.

Итог. Определение темы следующего собрания, их проведение, планирование участия семьи в подготовке и проведение этого мероприятия.

"Ситуация успеха". Выполнение практических задач родителями вместе с детьми, конкурсы с участием сказочных персонажей.

Анкеты для родителей

 1. Кто или что побудило вас прийти на семейное собрание? (Нужно подчеркните)

дисциплинированность; интерес к затронутой проблеме; уважение к воспитанию;

просьба ребенка; непосредственное участие в подготовке к собранию; оформление и текст приглашения; ощущение душевной уравновешенности, после посещения собрания; участие вместе с ребенком в конкурсе; постоянное приглашение воспитателей; не знаю, не могу ответить однозначно; упорные требования родственников.

2. Следует ли, по вашему мнению, посещать собрание в группе членам семьи? Почему?

3. Что вам понравилось в процессе подготовки к собранию? (Нужно подчеркните):

– дни открытых дверей;

– подготовка к конкурсам с участием взрослых и детей;

– анкетирование по теме собрания.

4. Что, по вашему мнению, заинтересовало детей в процессе подготовки к семейному собранию?

5. Возникало ли у вас желание принять участие в обсуждении, беседе, дискуссии? Почему?

6. Оцените разные конкретные этапы сборов в баллах: понравилось – 3;частично удовлетворило – 2; не понравилось – 0;

а) вводная часть

б) выступление, дискуссии

в) музыкальное сопровождение

г) самоанализ (работа с фишками)

д) выставка, вернисаж

з) «точка зрения» – работа с Памяткой

ж) «подробности» – инсценировка ситуаций

к) «факты» – краткие новости

и) «эстафета» – игра

м) "ситуация успеха" – заключительный этап собрания.

7. Какие из предложенных тем вас заинтересовали (нужно подчеркните):

– Эстафета здоровья.

– Играя – учимся.

– индивидуальная неповторимость ребенка.

– Культура речи – духовное лицо человека.

– ребенок в изобразительной деятельности.

– Семейные традиции: дерево жизни.

Ваши пожелания дополнения, предложения по подготовке и проведению семейного собрания.Уважаемые родители, благодарим вас за сотрудничество и помощь!

  • Круглый стол

Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие воспитатель-методист, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом.

Темами подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие любознательности у дошкольников», «Развитие речи», «Специальная готовность ребенка к школе» и т.д. Такие заседания можно провести в каждой возрастной группе, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытое (или видеозапись) занятие с детьми, организовывать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, заключающуюся в использовании игровых приемов. Как наглядность уместным будет открытое занятие для родителей с детьми или видеоматериалы фрагментов занятий по математике, развитию речи и др., стоит обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях

  • Дискуссия

Дискуссия по проблеме, например, умственному воспитанию детей. Такую дискуссию хорошо провести с родителями старшей группы, предварительно пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей старшей группы.

Можно использовать такие методы как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток – шоу»: например, распределить участников на две группы: первая – те, кто считает, что умственное развитие ребенка – это умение писать, считать, читать; вторая – родители с противоположной точкой зрения. Главное – это всестороннее развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения.

Главное – это всестороннее развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в пример высказывания детей, продукты детского творчества, видеоролики и т.д. В конце подвести итог.

  • Устные журналы

Журнал состоит из 3 – 6 страниц, по продолжительности каждая занимает от 5 до 10 минут, таким образом общая продолжительность составляет 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представляет значительный интерес для родителей.

Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками изделий, рисунков, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети» и др.; рубрики заполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, социальный педагог, врачи и другие специалисты. В Устном журнале освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка.

Главное – сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.

  • Брифинг

Встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может производиться воспитателем-методистом, воспитателем группы или специалистом, заранее готовящимся к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать родителей. Две команды, одна задает вопрос – другая отвечает; организатор задает вопрос – родители отвечают.

  • Родительские конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщения, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для энтузиазма", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городских, районных масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»).

К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

  • Родительские чтения

 Родительские чтения – форма работы с родителями, позволяющая родителям изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. Посредством специалистов подбираются книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

  • Родительские вечера

Родительские вечера – форма работы, прекрасно сплачивающая родительский коллектив: такие вечера проводятся 1 – 2 раза в год в присутствии детей или без них. Родительский вечер – это хорошая возможность для педагога найти единомышленников и помощников в воспитании детей и в формировании детского коллектива.

   Ориентировочные темы родительских вечеров:

– Год рождения моего ребенка. Каким он был этот первый год?

– Будущее моего ребенка. Каким я вижу его?

– Друзья моего ребенка.

– Праздники нашей семьи.

– «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

– День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

– Фотографии нашего детства.

– Как научиться говорить «спасибо» своему ребенку

  • Индивидуальная работа

В индивидуальной работе с членами семей наиболее распространены следующие формы: вступительное анкетирование, предварительные визиты родителей с детьми в сад, собеседования, консультации, посещение педагогами своих воспитанников дома, телефонная связь.

  • Посещение семьи ребёнка

Посещение семьи ребенка многое дает для его изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Выходит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, дружелюбным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, образе жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостное, раскованное, притихшее, смущенное, приветливое) также помогут понять психологический климат семьи.

  • Консультации

Обычно составляется система консультаций, проводимых индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, напротив, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации есть усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в решении проблемных вопросов.

Формы проведения консультаций разные (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, по теме «Как разучивать с детьми стихи»).

  • Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побуждать собеседников к выражению.

  • Групповая работа

Наиболее распространенные формы групповой работы: консультации, семинары-практикумы, школа молодых родителей, кружки по интересам, вечера вопросов и ответов, встречи с интересными людьми – учителями, врачами, психологом, юристом и т.д.

В групповой работе чаще всего используют такую ​​современную форму практической работы с родителями как тренинг. Использовать групповую форму работы целесообразно с родителями, которые имеют схожие проблемы в воспитании ребенка.

  • Семинары-практикумы

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, говорить о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат.

  • Родительские тренинги

    Родительские тренинги – это достаточно эффективная активная форма работы с родителями, которые осознают существующие проблемы семьи, стремятся изменить стиль взаимодействия, сделать его более открытым и понимают необходимость получения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

    Огромное значение имеют тренинги, которые только начали приобретать опыт в воспитании ребенка.

Важными составляющими тренинга есть: акцент на реальное знание, то есть не на то, что делать, а на то, как делать; отработка различных ситуаций; наличие «обратной связи»; эффективность усвоения материала; спрессованность психологического времени; анализ за короткое время большого количества ситуаций; чувство психологической безопасности, даже при анализе конфликтных ситуаций.

Алгоритм  проведения тренингового занятия

Этапы  занятия

Задания

Упражнения

Продолжительность

Введение

Создание благоприятного психологического пространства.

Выработка, усвоение правил работы.

Настройка прямой и обратной связи «участник» – «группа» и «группа» – «участник».

Создание ситуации рефлексии. Знакомство

Правила

Разминка

Ожидание

Двигатели

Упражнения на рефлексию

До 10-15 минут для тренинга продолжительностью 1-1,5 часа

Основной

Оценка уровня осведомленности о проблематике.

Актуализация проблемы и конкретных задач по ее решению.

Предоставление информации, усвоение знаний.

Формирование знаний, умений и навыков.

Подведение итогов по содержанию работы.

Интерактивная техника.

Упражнения для оценки групповых процессов, состояния развития группы.

Приблизельно 45 -50 минут

Заключительный

Подведение итогов по процессу работы.

Оценка приобретенного опыта.

Настройка участников на атмосферу привычной жизни.

Упражнения на рефлексию и восстановление сил участников.

Прощание.

До 25-30 минут

  • Наглядно-письменные формы работы

Распространенные наглядно-письменные формы работы с родителями: родительские уголки, тематические стенды, ширмочки, планшеты, папки-передвижки, доска объявлений, информационные листки, тематические выставки, анкетирование, ящик предложений, индивидуальные тетради, неформальные письма, семейные газеты, педагогическая библиотека, приглашения , приветствие, реклама книг, публикаций в периодике, в системе Интернет по проблемам семейного воспитания, выставки и т.д.

  • Выставки совместных работ родителей и детей.

Выставки фотографий: «Наш семейный отдых», «Наша спортивная семья», «Традиции нашей семьи», «Мы путешествуем». Выставка рисунков: «Произведения добро по всей земле», «Мы за мир во всем мире», «Сохраним планету Земля», «Цветущие сады», «Наши маленькие любимцы», «Иллюстрации к любимым книгам» и т.д.). Выставки книг: "Наши любимые книги", "Детская полка родителей", "Энциклопедии для маленьких", " Фольклор для детей" и т.д.

  • Родительский уголок.

В родительском уголке следует постоянно менять материал (статьи известных психологов, педагогов, советы родителям о воспитании чувства доброты у дошкольников и т.п.).Творческое использование родительских уголков позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.

Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть в зависимости от условий самым разным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.

Чтобы систематизировать содержание уголка, можно разместить материалы по разделам, а для обновления текстов установить приблизительное время их сменяемости.

Раздел "Чем мы сегодня занимались". В этом разделе рассказывается о занятиях детей в течение дня, демонстрируются детские работы. Материалы раздела меняются каждый день.

Раздел "Чем живет группа". В этой главе воспитатели рассказывают, какие интересные дела, прогулки, экскурсии, общественные праздники ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку (например, содержится сообщение о том, что такого-то числа проводится дальняя экскурсия, значит, за день до похода необходимо тщательно проверить обувь ребенка). Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.

Раздел "Советы и рекомендации" не дает родителям систему знаний по педагогике, но сообщает необходимую педагогическую информацию, привлекает родителей к вопросам воспитания. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить с тем программным материалом, который в данный момент дается детям в группе. В этой же главе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняются раз в 2 – 3 месяца.

Раздел "О наших детях". Этот раздел пользуется наибольшей популярностью у родителей. В разделе рассказывается о том, чего добились дети, что они узнали, научились делать.

Раздел "Картотека добрых дел" (или "Справочный", "Информационный")

В этой главе в той или иной форме находит отражение деятельность родительской общественности, родительского комитета, дежурных. В этом же разделе можно поместить примерный режим ребенка на дому и в детском саду, меню на каждый день; дать необходимые для родителей сведения: часы приема врача, заведующего, бухгалтера детского сада; телефон, адрес учреждения; шкалу оплаты содержания ребенка в детском саду; объявления разного характера. Этот раздел обновляется при необходимости. Таким образом, весь материал "Уголка" раз в квартал заменяется полностью

Нетрадиционные формы работы с родительской общественностью

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся: «педагогический десант», «семейный мост», «народная горница», «родительский ринг», «дни доверия», «дискуссионный клуб», «вечер большой семьи», «день добрых дел», "в семейном кругу", "аукционы семейной педагогики", "творческий марафон", "семейные клубы", "библиотека специальной литературы", "родительская почта", "телефон доверия", "библиотека игр".

  • Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых учебно-обучающая форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и общие поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамические структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие. Все зависит от тематики встреч и планов организаторов.

  • Библиотека специальной литературы

Библиотека специальной литературы – значительная помощь в работе с родителями по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

  •  «Родительская почта», «Телефон доверия»

Это нетрадиционные формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в краткой записке выразить сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-нибудь значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях в поведении детей.

  • Библиотека игр (игротека)

Нетрадиционная форма взаимодействия с семьей. Поскольку игры требуют участия взрослого, то это заставляет родителей общаться с ребенком. Если традиция общих домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

   

  • Родительские почтовые ящички

Форма работы, позволяющая родителям анонимно обратиться к любому из специалистов дошкольного учреждения с вопросами, которые являются для них актуальными, а работникам ДОУ своевременно отреагировать на запрос родителей, подготовив консультацию, семинар или семинар-практикум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо,  что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

В материале сообщается какие формы и методы используются воспитателями ДОУ в работе с родителями...

РЕФЕРАТ Тема: Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение и...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»

laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...