Картотека игр
картотека (младшая группа)

Иванова Ольга Егоровна

Картотека дидактических и подвижных игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для детей 6-7 лет  по формированию целостной картины мира.

Ознакомление с миром природы. Живая и неживая природа.

Времена года. Осень.

Игра: «Времена года»

Цель. Закреплять знания о последовательности сезонов. Выявить характерные признаки каждого времени года. Познакомить с изменениями видов осадков, о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни тех или иных живых существ и т.п.

Материал:  большая красочная игровая карта, на которой представлены времена года – свой цвет у каждого времени года (зима – белый; весна – зеленый – осень- желтый; лето - красный).

Задание. Пройти по игровому полю до финиша, соблюдая правила и верно отвечая на вопросы.

Правила: 1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Играть строго по очереди.

3. Внимательно слушать педагога и ответы сверстника.

4. Каждый игрок сначала кидает кубик: выпавшее количество точек – количество шагов; затем отвечает на вопрос или отгадывает загадку о времени года и, если ответ правильный, продвигаемся на два шага вперед , если ответ неверный, остается на месте.

5. Тот, кто мешает отвечать и играть другим игрокам, начинает двигаться в обратном направлении. Одно замечание – два шага назад, два замечания – четыре. Таким образом, дисциплинированные игроки будут двигаться вперед к финишу, а недисциплинированные игроки – назад к старту.

6. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.

Игровые действия:

  1. Игроки выстраивают свои фишки на старте по разноцветным обозначениям времен года, фишки будут продвигаться по карте.
  2. В ходе игры дети отвечают на вопросы (один ход – один вопрос).
  3. Вопросы для осеннего периода:

- Какие вы знаете периоды осени?

- Какие виды осадков бывают в осенний период?

- Какие овощи поспевают осенью?

- Какие фрукты созревают в садах?

- Что такое сухой дождик?

- Под соснами и елками бежит мешок с иголками – кто это?

Вопросы для зимнего периода:

- Назови зимние месяцы.

- Как называется месяц, который является первым в году, но вторым месяцем зимы?

- Назови три состояния, в которые переходит вода при разных температурных условиях.

- Какого числа приходит Новый год?

- Какие зимние игры вы знаете?

- О каких деревьях говорят «зимой и летом одним цветом»?

Вопросы для весеннего периода:

- Как люди называют шаги весны?

- Где снег тает быстрее – в низине или на пригорке?

- Какие первоцветы вы знаете?

- Какие виды почек по место положению вы знаете? (Верхушечные, боковые.)

- Какие бывают побеги? (наземные и подземные.)

 Вопросы для летнего периода:

- Почему лето называют красным?

- Какие ягоды собирают летом?

- Назови лекарственные травы?

- Как люди отдыхают в летний период?

- Как называется насекомое, которое образовывается из куколки гусеницы?

- Чем береза отличается от других деревьев в летнем лесу?

 Подведение итога игры.

Игра: «Краски осени»

Цель:  познакомить с одним  из видов народного искусства (хохломской росписью), со своеобразием красок и элементов, употребляемых в хохломской росписи. Закреплять знания о теплых красках. Формировать умение правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей, отражающих природу. Продолжать формировать умение самостоятельно сравнивать. Сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материалы:  Изделия из Хохломы; изображения изделий, украшенных хохломской росписью4 шаблоны посуды, подлежащие украшению именно этой росписью; элементы хохломской росписи4 клей.

Задания: 1. Выбрать «посуду» для росписи.

2. Из предложенных деталей выбрать только те. Которые являются элементами хохломской росписи.

3. расположить на шаблонах «посуды» детали росписи. Прорекламировать ее.

Правила.

  1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
  2. Тот, кто лучше всех справится с заданием, выиграл.        

Игровые действия:

Ведущий говорит:

- Вы знаете, о том, что краски времен года, целесообразность устройства мира природы

 Привлекают и восхищают людей, побуждают их воспевать красоты природы в стихах, картинах. Красота природы отразилась и в народно – декоративном творчестве. Вы знаете, что у каждого времени года свои краски, которые преобладают над другими. Как вы думаете. Какие краски  преобладают в осенний период времени?

 - Это теплые краски?

- Вспомните, как называется народно – декоративная роспись, в  которой используются  эти краски?

2. Знакомство с правилами игры и заданием.

- Сегодня мы с вами выступим в роли народных умельцев. Каждый из вас распишет свое изделие хохломской росписью. Чтобы получилась красивая роспись, вам нужно не только внимательно рассмотреть иллюстрации и изделия, но и правильно выполнять задание.

3. Дети выполняют игровые действия.

4. Подведение итога игры.

 Дидактическая игра «Зимние запасы»

Цель: Закрепление знаний о жителях леса, их образе жизни. Формирование умения правильно дифференцировать еду зверей. Обучение действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого, из частей составлять целое.

Задания.

  1. Продумать, в каком месте можно устроить склад продуктов на зиму (у одних склад в норке, у других – в дупле, третьи закапывают его в сухие листья, корни деревьев).
  2. Выбрать из предложенной еды только то, что любит зверек.
  3.  Разместить вместе со своим зверьком запасы еды на зиму.

Правила

  1. Играют от 4 до 6 детей.
  2. Каждый ребенок выбирает зверька, которому он хотел бы помочь заготовить запасы на зиму.
  3. Выигрывает тот ребенок. Который быстро и правильно помог своему зверьку и смог набрать большее количество карточек.

Игровые действия

  1. Беседа:

- Природа осенью очень добра: она одаривает не только людей. Но и всех живых существ – в лесах, полях, во всех уголках. Но звери знают, что после щедрой осени придет суровая зима. Принесет морозы и снега, которые укроют землю. Звери готовятся к приходу зимы. Они не только утепляют свои домики, но и запасают еду, чтобы прожить долгую зиму. Давайте, ребята, поможем им приготовиться к зиме.Кого из лесных жителей вы знаете? Кто из них делает запасы на зиму? Кому из них вы хотели бы помочь?

2. Знакомство с правилами игры и заданием.

3. дети помогают своим зверям подготовить запасы на зиму.

4. кто хорошо помог своему зверьку, имеет право совершить еще одно доброе дело. Доброе дело заключается в том, что ребенку дается возможность помочь товарищу или еще оному зверьку.

5. За каждое выполненное доброе дело ребенок получает карточку.

6. В конце игры подводится итог.

Время года «Зима»

Дидактическая игра «Снежинки»

Цель: Знакомство с защитными свойствами снега. Рассказ о строении  снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепление умения вырезать различные формы снежинок.

Материал.

 Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках); карандаши, бумага, ножницы – на каждого участника игры.

Правила

  1. Количество играющих не должно превышать 5-6 человек.
  2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.
  3. Знать правила работы с ножницами и клеем.
  4. Работать совместно в коллективе.
  5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Ход игры.

  1. Предложить внимательно рассмотреть картину, сказать, чего на ней не хватает. (Нет снега на земле)
  2. Беседа о значении снежного покрова для лес и его обитателей.
  3. Предложение: укрыть землю на картине вырезанными снежинками.
  4. Показ приемов вырезания снежинок из бумаги.
  5. Дети вырезают снежинки и укрывают ими землю на дидактической картине.
  6. В конце игры подводится итог.

Игра «Охотник» народная игра.

Цель:  упражнение в умении классифицировать и называть животных. рыб, птиц.

Правила.

Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот. Кто дойдет до леса. Назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры. На свободном месте в одном конце площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какя-нибудь метка и проведена черта. Это лес. Где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «…зайцем»; делает второй шаг: «…медведем»; третий шаг: «…волком» и т.д. При каждом шаге охотник называет  какого-нибудь зверя. Запрещается называть птиц.

Победителем считается тот. Кто дошел до леса, при каждом шаге называя какого-нибудь зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Дидактическая игра «Зимние узоры»

Цель: Знакомство с одним из видов народного искусства – гжельской росписью, со своеобразием красок и элементов, употребляемых в гжельской росписи. Закрепление знания о холодных красках. Формирование умения правильно, ритмично составлять рисунок из предложенных деталей. Продолжать формирование умения самостоятельно сравнивать, сопоставлять последовательность и своеобразие рисунка в разных видах народной росписи.

Материал. Изображения изделий из Гжели; шаблоны посуды и разнообразных фигурок, подлежащих украшению именно этой росписью; элементы гжельской росписи; клей.

 Задание.

  1. Выбрать «посуду» или понравившуюся фигурку для росписи.
  2. Из предложенных деталей выбрать только те, которые являются элементами гжельской росписи.
  3. Расположить на шаблонах «посуды» и фигурок детали росписи и правильной последовательности, приклеить их.
  4. Рассказать о своей работе, а также о гжельской росписи, прорекламировать ее.

Правила

  1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
  2. Тот, кто лучше всех справился с заданием, выиграл

Игровые действия.

1 Беседа. Волшебница – зима рисует узоры на окнах домов. У нее для этого есть свои холодные краски. Как вы думаете какие?

- В каком виде народно-прикладного творчества отразились краски зимы? (Гжельская роспись)

2. Знакомство с правилами игры и заданием.

- Давайте сегодня «порисуем» красками зимы. Чтобы у нас получилась красивая роспись, рассмотрим изделия народных мастеров, которые расписывали свои изделия именно этими красками.

3. Выполнение игровых действий.

4. В конце игры подводится итог.

Игра – путешествие в зиму.

Цель: Закрепление знаний о зимних явлениях в природе;

- развитие воображения. Памяти, пантомимической и речевой выразительности, чувства ритма, мелкой моторики рук, пластики, слаженности движений;

- формирование умения играть сообща. Интереса к природным явлениям.

Ход игры.

 Загадка о зиме.

Отгадайте-ка. Ребятки,

Про кого моя загадка?

Кто полы белит белым

И на стенках пишет мелом?

Шьет пуховые перины,!

Разукрасил все витрины?

Беседа. На улице зима. Все белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Ветки деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья словно из сказки «Морозко». Стоит ветерку подуть, как с веток начинает сыпаться снег. Это настоящее волшебство Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, стать настоящей Снегурочкой.

 Огромные сугробы у дорог. Как хорошо с разбега упасть в такой сугроб и побежать, раскинув руки! А потом поиграть в снежинки. Так, чтобы снег обязательно попав за шиворот.

Холодно. Мороз щиплет нос. Но все-таки зима – это здорово!

Отправляемся в путь. Предложить  - стать   огромным снежным облаком. Спросить из чего оно состоит? (Снежинок)

Стихотворение «Снежинки» (дети изображают падающие сверху вниз снежинки)

Тихо падают снежинки.

Легкий ветер гонит их.

То построит в хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок пушистый,

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.

По замершему асфальту

Закружил, понес их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся.

На земле хотят остаться.

Ороз ослаб, ветер стих, и выглянуло зимнее солнышко. Сразу закапало с крыш. Что растет вниз головой?

Дети показывают как растет сосулька в стихотворении «Сосулька».

Вниз головой висит сосулька.      Опускают руки вниз.

От солнца насморк у нее.              Трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,              Собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.               Проводят руками от талии вниз и горизонтально                                                                        

                                                                                      «обрезают» длину.

Придет мороз, и закалеет,               Обнимают себя руками, дрожат.

Немного за ночь подрастет,           Руки вытягивают вверх, встают на носочки.

Окрепнет телом, потолстеет,         Делают округлые руки с боков.

Тяжолой станет – упадет.               Приседают.

Пока вы были сосульками, поднялась настоящая метель. Давайте поиграем в снежную  карусель. Проводиться подвижная игра «Карусель» со словами.

Закружилась вьюга,

Словно карусель.

Медленно сначала,

А потом быстрей.

Ничего не видно,

Все белым-бело.

Наконец-то тихо.

Землю замело.

На карусели было весело, а на коньках будет веселее. Теперь отправимся на каток. Раздаются воображаемые коньки, которые дети «обувают», «зашнуровывают», пробуют на них встать, «проехать». Определяется периметр катка. Дети «едут» друг за другом скользящим шагом. Звукоподражая: «Вжик-вжик-вжик»

Фигуристами мы станем.

На коньках скользим по льду.

Как волчок, кружиться будем

И подпрыгнем на бегу.

Ласточкой проедем быстро,

Сделаем шпагат легко.

Острые, стальные кони

Понесут нас далеко.

Молодцы! Вы очень хорошие фигуристы! Какой элемент фигурного катания у кого лучше получился?

А какие вы лыжники? Берите по паре лыж, палки. Вставайте на лыжню друг за другом. Проверте, скользят ли лыжи? Оттолкнулись вперед! Не торопитесь. Не наступайте на лыжи впереди идущему. Скользите дольше на одной лыже после толчка. Не забывайте помогать себе палками.

  А впереди горка. Давайте с нее съедем. Лыжи вместе, палки – под мышками, присели, спину округлили, голову подняли. Вперед! Ветер свистит в ушах. Немножко страшно. Гора крутая. Но все благополучно съехали. Молодцы!

  А внизу снег такой глубокий, что не пройти. Покажите, как вы будете идти по глубокому снегу. Идите след в след, а то вдруг рядом яма, можно в нее провалиться.

   Наконец-то мы добрались. Давайте лепить снежную бабу. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было лепить? Сколько нужно скатать комков? Какого размера?

 Мы бабу снежную лепили,            Дети обрисовывают руками три круга.

Чтоб краше не было ее,                   Имитируют движения лопатой.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.                      Отрицательно качают головой.

Сначала ком большой скатали

И плотно этот ком прижали.           Круг в воздухе, максимально большой.    

Второй поменьше был размером,   Изображают круг поменьше.

На первый он уселся смело.            Приседают.

А ком последний снеговой

Стал бабе снежной головой.            Показывают на голову.

Лицо украсили морковкой              На уровне носа пальцами изображают морковку.

И угольками вместо глаз.                Показывают на глаза.

Прорисовали ротик ловко.               Указательным и большим пальцем прорисовывают рот.

Смотрели в профиль и анфас.         Поворачивают голову в сторону, прямо.

На голову ведро надели,              Движение руками.

Украсили его пером,                   Приставляют расправленные пальцы руки к затылку.

Метлу воткнули для порядка.     Имитируют подметание.

Трудились дружно всем двором!   Складывают пальцы в «замок».

Дети вспоминают, что зимой бывает елка, Новый год. Водят хоровод.

В заключении дети обмениваются впечатлениями о путешествии, планируют маршруты новых путешествий.

Время года «Весна»

Дидактическая игра: « Зимующие и перелетные птицы»

    Цель: Формирование умения узнавать птиц по описанию. Продолжать формировать знания детей о зимующих и перелетных птицах; развивать познавательный интерес логическое мышление, память и речь детей; побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания; воспитывать любовь к природе.

    Задание:  карточки с зимующими птицами расположить на левой створке, карточки с изображением перелетных птиц на правой.

     Правила: Если ребенок не знает к какому виду относится та или иная птица, карточка ставится в кармашек с красной окантовкой на любой из створок, если сомневается- в кармашек с желтой окантовкой (на створку зимующих или перелетных птиц, если уверен в своем ответе то в кармашек с зеленой окантовкой на соответствующей створке. За правильный ответ дается зеленый кружок, за неправильный красный.

     Материалы: На центральной створке расположены: зимнее и летнее дерево, по три кармашка относящиеся к каждому дереву.

 На левой створке: большой кармашек, три маленьких, вопросительный и восклицательный знаки (восклицательный знак синего цвета- зимующие птицы).

 На правой створке, как и на левой расположены большой кармашек, три маленьких, вопросительный и восклицательный знаки, но восклицательный знак оранжевого цвета (перелетные птицы).

 Карточки с изображением зимующих и перелетных птиц и загадки о них

 Кружки красного и зеленого цвета.

      Ход игры: Воспитатель располагает карточки с изображением зимующих и перелетных птиц в кармашки у деревьев (намеренно не правильно).

Игра имеет несколько вариантов.

  1. Вариант. В кармашки со знаками вопросов на левой и на правой створке, помещаются карточки с изображением птиц (Намеренно не правильно). Задание: расположить каждую птичку на свое дерево.
  2. Вариант. Воспитатель  или водящий  в  подготовительной группе, читают загадку про птицу или описывают ее. Игроки должны догадаться, о какой птице идет речь, и поместить картинку с ее изображением в кармашек зимнего или весеннего  дерева, в соответствии с тем, зимующая это птица или перелетная. В зависимости от ответа выдаются кружочки соответствующего цвета.

Дидактическая игра «Загадка»

Цель: Учить выделять признаки предметов, придумать загадки, используя образные слова и выражения.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим.

Правила: выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, красивые слова для своей загадки.

Ход игры: У каждого игра на столе картинка, перевернуть изображением вниз. Подобрать картинки, связанные с наступлением весны: сосульки, подснежники, ручейки, проталины, первая травка и пр.

Дидактическая игра «Кто больше заметит небылиц?»

Цель: Обучение умению замечать небылицы, нелогичные ситуации, оъяснять их; развитие умения отличать реальное от выдуманного.

Задание: Использование фишек. Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл.

Правила: Кто заметил в рассказе , картинке, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.

Ход игры: Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения про весну. Постарайтсь заметить небылицы и запомните их. Кто заметил небылицу. Положит фишку. Заметил еще одну небылицу – положил вторую фишку рядом ит.д. Кто заметил больше небылиц, тот и выиграл. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.

     Сначала читается небольшая часть стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.

Затем того, кто отложил меньше фишек, просят назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.

Дидактическая игра «Наряды матушки - земли»

  Цель: Уточнение и расширение представлений детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

  Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением времен года); карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер и т.п.)

   Задание.

  1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответсвуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
  2.  Рассказать о причинах выбора.

Правила.

  1. В игре могут участвовать от 12 до 6 человек.
  2. Правильность выбора той или иной карточки обслуживается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
  3.  Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Ход игры.

  1. Воспитатель рассказывает о временах года.

- Летом солнце поднимается высоко над горизонтом, его лучи хорошо обогревают землю. Становиться тепло, распускаются листья на деревьях; расцветают цветы, поют птицы, люди легко одеты. Можно загорать и купаться. Осень солнце поднимается не так высоко над горизонтом, его лучи меньше греют землю. Становиться прохладно. Опадают листья с деревьев, природа засыпает, птицы улетают в теплые края, дожди сменяются снегом. Зимние морозы сковывают льдом реки и озера, снег покрывает землю белой шубой. После долгой холодной зимы весной периода оживает вновь.

2. Воспитатель делит детей на четыре команды (по 3-4 человека в команде) и сообщает, для какого времени года они должны подобрать «наряд».

3. В конце игры воспитатель отмечает лучшие ответы, подводится итог.

Время года « Лето».

Дидактическая игра «Идем в гости к Мудрой Сове»

Цель: Формирование умения ориентироваться по карте в лесу. Развитие пространственного мышления. Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Материал. Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустарники, озеро, тропинка, река. Дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север, северо- восток, восток и т.п.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обозначающие детей.

Задание. Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила.

  1. В игре участвуют 5-6 детей.
  2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.
  3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.
  4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.
  5.  За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т.п.)фигурка игрока исключается из отряда.
  6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направлении и прийти на Совет жителей леса.

Ход игры.

  1. Воспитатель сообщает игровую задачу.
  2. Читает письмо от лесных жителей.

« Дорогие друзья!

Мы звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении  двигаться. Идите на запад до быстрой речки. Которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему  пути к дому Мудрой Совы.

    С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

  1. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в прорезь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где сервер, юг, северо- запад, северо-восток, восток, юго-восток. юго-запад.
  2. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну фигурку. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраиваются в ряд, друг за другом.
  3. Участники советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:

«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса. Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдете по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

  1. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.
  2. В конце игры воспитатель подводит итог: отмечает лучших участников и проводит беседу на экологическую тему

Дидактическая игра «Паутина жизни»

Цель: Познакомить со взаимосвязями среди живых объектов в определенной экосистеме: на примере небольшого участка леса протянуть нити – связи между обитателями таким образом, чтобы получилась паутина питания между животными.

Материал. Изображение фрагмента леса; карточки с изображением живых существ, населяющих данный участок природы. На карте игры установлены нити для будущих связей между объектами живой и неживой природы.

Задания.

1.В начале игры определить имя живого существа по загадкам и месту обитания.

2. Найти его среди изображенных на карточках и расположить карточку на участке леса.

3. Соединить объекты нитями взаимосвязей.

Правила. 

1.Количество играющих 5 -6 человек.

2. Победителями становятся те. Кто правильно ответит на вопросы воспитателя и правильно соединит объекты.

Ход игры.

1.Воспитатель показывает карту игры, объясняет правила и задание, предлагает отгадать загадки.

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.   (Дятел)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе летом. (Белка)

Мех его на удивленье,

Словно бархат, круглый год.

Роет он с большим терпеньем

Под землею длинный ход. (Крот)

Кто это маленький.

В земле живет,

На «ч» начинается,

На «к» заканчивается?  (Червяк)

  1. Ребенок, отгадывающий загадку, получает в руки карточку с изображением животного. О котором была загадка. (на 5-6 играющих нужно приготовить 5-6 загадок и 5-6 отгадок – карточек.)
  2. Воспитатель обращает внимание на то, что поставить каждое живое существо на карту игры нужно таким образом, чтобы рядом с ним было множество нитей, каждую из  которых впоследствии нужно соединить с теми объектами, в которых нуждается данное существо.
  3. Дети по очереди соединяют нити с объектами (1 ход – 1 нить-связь), ребенок объясняет, почему он соединил живое существо с этим объектом. Так постепенно вырисовывается паутина взаимосвязей между объектами живой и неживой природы.
  4. На конечном этапе все представители живого сообщества оказываются соединенными между собой нитями взаимосвязей; получается наглядная картина, показывающая, что все жители леса связаны между собой и окружающей средой.
  5.  В конце игры подводится итог.

Дидактическая игра «По грибы, по ягоды»

Цель:



Предварительный просмотр:

"Найди флажок"
Дети сидят на стульях в разных местах комнаты (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей).
«Пора искать флажок»,— говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки.
Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок.
По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.
Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями. Найди свой домик
Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.
Вариант игры
Вместо индивидуального «домика» - стула, можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собраться там по 4- 6 человек. В каждом доме воспитатель ставит цветной флаг (красный, синий, желтый). Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки закрыть глаза и переставляет флаги.
По слову «домой» дети открывают глаза, находят флаг своего цвета и собираются возле него.
"Мыши и кот"
Дети-«мыши» сидят в «норках» -  на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки.
В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель.
Кошка засыпает, и только тогда мыши разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку, надеваемую на руку.
"Поезд"
Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне -«паровоз», остальные - «вагоны».
Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»).
«Поезд подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей. Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Вариант игры. После остановки поезда дети идут погулять. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой «вагон».
"Пузырь"
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется. Вариант игры
После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»
В этом варианте игру можно повторить 3-  раза.
"Воробушки и кот"
Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это - «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».
Котята и ребята.
Подгруппа детей изображает котят, остальные- их хозяева (у каждого 1- 2  котенка). Котята на заборчике - на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,- говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают - просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята - хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; - убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).
"Наседка и цыплята"
Дети изображают «цыплят», а воспитатель - «наседку».
На одной стороне площадки огорожено веревкой место- «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).
Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке.
"Лягушки"
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» - перепрыгивают через черту - и тихонько присаживаются на корточки.
При повторении игры роли меняются.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

"Попади в воротики"

Дети с помощью воспитателя распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики - из кубиков, кеглей или прутиков. Каждая пара получает один мяч и катает его друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию воспитателя).
"Кто дальше "
бросит мешочек. 5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.
Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.
"Попади в круг"
Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться по¬пасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

"Подбрось повыше"

Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.
"Попади в цель"
Воспитатель ставит или подвешивает 2—3 вертикальные цели—это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.
Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.
"Через болото"
На площадке из кирпичиков (плоских фанерок размером 15X20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3 м. Расстояние между кирпичиками 10-15 см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.
Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: до¬ходить до конца дорожки.
"Курочка и цыплята"

Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.
Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.
"Мишка идет по мостику"

На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2—2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке—медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.
Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.
"Кружись - не упади!"

В играх с ходьбой «Нам весело», «Парами на прогулку», «Солнышко и дождик» вводится кратко¬временное медленное кружение на месте.
"Шире шагай"
На площадке в 2—3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см), в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не вы¬ходя за его края, не задевать за обручи.
"Солнышко и дождик"

Дети встают по кругу.-
«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку».
«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на
Топ-топ-топ-топ! месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,
Хлоп-хлоп-хлоп
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.
"Парами на прогулку"
На одной стороне площадки из шнуров (стульев, стоек) образуют ворота. Дети, держась за руки, встают парами (произвольно, кто с кем хочет), воспитатель помогает им в этом. На сигнал «идем гулять» дети парами проходят через ворота, а затем расходятся по площадке. Здесь они могут попрыгать, присесть — «собираем ягоды, цветы». На сигнал «идем домой» малыши снова встают парами и проходят через ворота.
Правила: идти парами, держась за руки; согласовывать свои движения, не отставать и не опережать; уступать дорогу, проходя ворота.
Усложнение: сделать еще одни ворота и предложить проходить в те ворота, которые окажутся ближе при сигнале «идем домой
«Найди свой домик »
Дети сидят вдоль стороны площадке или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется. 

«Мыши и кот»
Дети- «мышки» сидят в «норках»- на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль стен комнаты ,или сторонам площадки в одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается , мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку.

«Поезд»

Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне- «паровоз» , остальные «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно ,затем быстрее и наконец переходят на бег ( при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу») .»Поезд подъезжает к станции»,-говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.
Первое время воспитатель сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка. «Птички в гнездышках»
В разных концах площадке или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (ставятся стульчики или чертятся большие круги). Дети- «птицы» размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). После слов воспитателя «птицы в гнезда» дети бегут на свои места. 
«Лохматый пес»

Один из детей изображает «пса» ; он ложится на коврик на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет , не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим что-то будет.
Пес вскакивает начинает лаять .дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.
«Воробушки и кот»

Дети стоят вдоль стен на скамеечках на больших кубах или в обручах , положенных на пол. Это- «воробушки на крыше» или «в гнездышках».Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей. «Воробушки полетели»,- говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнезда и ,расправив крылья, т.е вытянув руки в стороны , бегают в рассыпную по комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробушков, которые должны спрятаться от неё на крыше или гнёздышках, заняв свои места. Поймав воробушков кошка отводит к себе в дом.
«Лягушки»
Посередине площадке чертят большой круг или кладут шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга , остальные сидят на стульчиках, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульчиках, воспитатель говорит следующие слова:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква , ква-ква-ква ,
Скачут вытянувши ножки.
Дети стоящие по кругу подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения ,сидящие на стульчиках, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болотце перепрыгивают черту – и тихонько присаживаются на корточки. 
«Наседка и цыплята»

Дети изображают «цыплят». А воспитатель- «наседку». На одной стороне площадке огороженной веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см). Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревкой и немного побегали.
«Береги предмет»

Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной (и.п) . У ног каждого ребенка лежит кубик ( или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубики руками и не дает до него дотронутся . Как только водящий отходит, играющий встает.
«Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:
Огуречик, огуречик ,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.
«Найди свой цвет»
Дети получают флажки 3-4 цветов : один- красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый).
По сигналу воспитателя «идем гулять» дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу воспитателя «найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета. «Найди себе пару»
Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому сигналу дети, имеющие одинаковые флажки, находят себе пару. 
В игре должно принимать не четное количество детей , чтобы один из играющих оставался без пары. Обращаясь к оставшемуся без пары, все играющие хором говорят:
Ваня, Ваня не зевай себе пару выбирай.
Затем по удару бубна дети опять разбегаются, и игра повторяется.
«Трамвай»
Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадке в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободной рукой они держат шнур, концы которого связаны ( один держит правой рукой другой левой). Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флага – желтый, красный ,зеленый. Воспитатель поднимает флаг зеленого цвета , и дети бегут трамвай двигается. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флага: если поднят зеленый, движение продолжается, если появился желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый цвет, чтобы можно было снова двигаться 
«Догони меня»
Дети сидят на стульчиках, поставленных у одной из стен комнаты или по стороне площадки. «Догони меня»,- предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем. Стараясь поймать его. Затем воспитатель снова говорит: «Догони меня», - и бежит в противоположную сторону. А дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стульчиках и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшим количеством детей.
«Лошадки»

Дети становятся парами. В паре один – «лошадка». Другой – «возчик». Используются вожжи, или дети держат друг друга за поясок . Воспитатель говорит:
Поехали , поехали, с орехами , с орехами
К детке по репку, по пареньку,
по сладеньки, по горбатеньки.
С окончанием текста дети продолжают бежать в том же ритме под проговаривание воспитателя: «Гоп, гоп». бегу до тех пор пока воспитатель не скажет: «Тпру- у». «У медведя во бору»
На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. за чертой, на расстоянии 3-2 шагов от нее, очерчивается место для медведя. На противоположной стороне обозначается линией «дом детей». Воспитатель выбирает медведя. Воспитатель говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору грибы , ягоды бегу,
А медведь не спит, все на нас рычит.
Медведь должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее «рычит», медведь с рычанием встает и догоняет детей ,которые бегут к себе «домой». Пойманного, медведь ведет к себе.
После того как медведь поймает 3-2, выбирается новый медведь. 
«Конники»

Группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длинной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников , стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование находящиеся на площадке.
Во время игры воспитатель может предложить детям двигаться быстрее или медленнее в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования.
«Такси»

Дети становятся внутрь большого обруча( диаметром1м.) , держат его в опущенных руках: один – у одной стороны обода . другой – у противоположной, друг за другом. Первый ребенок – водитель такси, второй – пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.
Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь- то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание бегать в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

«Зайцы и волк»
Дети- зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет»- зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревья. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой тест:
Заики скачут скок скок 
на зеленый на лужок.
Травку щиплют кушают .
осторожно слушают,
Не идет ли волк.
Дети выполняют действия о которых говорится в стихотворении. С окончанием появляется волк и начинает ловить зайцев. 
Ребенок , исполняющий роль волка. Должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. «Кролики»
В одной стороне комнаты полу кругом расставлены стулья, сидениями внутри полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети становятся с сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки- кролики сидят в клетках. Воспитатель сторож подходит к клетка и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим выползают из под стульев, а затем прыгают продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
Воспитатель должен следит за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать их спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.

«Где звенит колокольчик»
Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает послушать на звук где звенит колокольчик , и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его , затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место – и игра повторяется.
Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает его около себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик сначала надо тихо потом громче. 

«Не опаздывай»
Воспитатель раскладывает на полу кубики. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате , по сигналу «Не опаздывай!» бегут к кубикам. Первоначально дети могут подбегать к любому свободному предмету, постепенно они привыкать занимать свое место. При повторение игры можно предложить бегать детям как лошадки
Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

« Куры в огороде»

Посередине площадки ограничивается большое пространство – огород. С одной стороны его дом сторожа, с другой – курятник, в нем куры дети. Роль сторожа выполняет воспитатель или один из детей. По сигналу «куры гуляют» дети подлезают под шнуры и ходят в огороде, ищут корм, бегают. Сторож замечает кур в огороде и гонит их – хлопает в ладоши, приговаривая «кыш-кыш». Куры убегают , подлезают под шнур прячутся в дом. Сторож обходит огород и тоже возвращается домой. 
Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч …. По сигналу дети выбирают на площадку и бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свой домик» занимают домики.
Дети должны бегать легко, в разных направлениях, не наталкиваться; не подбегать к домику до сигнала «Скорее в круг»
На площадке чертят круг диаметром 4 метра в середине – круг поменьше диаметром 2 метра . дети ходят друг за другом за большим кругом. Между большим и малым кругом ходит воспитатель. На сигнал скорее в круг дети стараются вбежать в маленький круг, воспитатель ловит их, пойманные останавливаются на месте. Затем они снова становятся в круг.
Усложнение: воспитатель выбирает себе помощника.

«У ребят порядок строгий»
По первому сигналу играющие разбегаются из шеренги врассыпную и произносят речевку6 «У ребят порядок строгий, знают все свои места, ну, трубите веселее: тра-та та, тра-та- та». По второму сигналу все быстро строятся в шеренгу.
Сначала можно вставать на свободные места , но к концу года на свое место.

«Мой веселый звонкий мяч»
Дети становятся в круг воспитатель с корзиной маленьких мячей в центре. Все вместе произносим слова:
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Красный, жёлтый, голубой
Не угнаться за тобой
По окончанию слов воспитатель подбрасывает мячи в верх так что бы они разлетелись в разные стороны. Дети должны быстро собрать их назад в корзину.


«Ровным кругом»

Дети взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг, стой на месте!
Дружно вместе ,сделай вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель, например повернуться, наклониться. Нужно ритмично идти по кругу, сохраняя интервал; не заходить в круг.
«Тишина»

Дети ходят врассыпную по залу. Воспитатель говорит следующие слова: 
«Тишина у пруда не колышется вода
Не шумит камыш, засыпает малыш».
Как только воспитатель закончил говорить слова, дети ложатся на пол и имитируют сон.
Воспитатель ходит между детьми и отмечает, кто крепко спит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...