Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе. «Филимоновская игрушка- лошадка»
план-конспект занятия (средняя группа)

Морозова Ирина Николаевна

Цель: научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки путём использования техники торцевание.

Образовательные:

Задачи: познакомить с историей возникновения этого промысла;

- учить правильно, использовать основные цвета промысла;

- познакомить с применением техники торцевание для создания аппликации;

- учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: красивые плавные формы, яркие нарядные полосы

Развивающие:

-расширять представления детей о народных промыслах;

-развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками;

-развивать мелкую моторику;

-развивать навыки оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами, полосками.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл her_filimonovskaya_loshadka.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе. «Филимоновская игрушка- лошадка»
Морозова Ирина Николаевна воспитатель

ГБДОУ детский сад №41

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Цель: научить детей создавать орнаменты и узоры по мотивам филимоновской игрушки путём использования техники торцевание.

Образовательные:

Задачи: познакомить с историей возникновения этого промысла;

- учить правильно, использовать основные цвета промысла;

- познакомить с применением техники торцевание для создания аппликации;

- учить выделять отличительные особенности филимоновских игрушек: красивые плавные формы, яркие нарядные полосы

Развивающие:

-расширять представления детей о народных промыслах;

-развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками;

-развивать мелкую моторику;

-развивать навыки оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами, полосками.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Предварительная работа:

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;

- беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера- народные умельцы;

-чтение художественных произведений, отгадывание загадок, чтение пословиц, поговорок;

-просмотр иллюстраций на тему: «Филимоновская игрушка».

Демонстрационный материал: Филимоновские игрушки-свистульки, дидактические таблицы основных элементов и цветовых сочетаний.

Оборудование: Альбомные листы, простые карандаши, шаблон лошадки, клей ПВА, спички, креповая бумага (желтая, зеленая, красная), салфетки для рук.

Ход занятия

Воспитатель.

Стук в дверь. Воспитатель приносит коробку.

Ребята, кто - то оставил за нашей дверью эту коробку. Наверное, это нам. Давайте откроем ее и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из посылки филимоновские игрушки, предлагает детям их рассмотреть. Рассказывает, историю, как появились филимоновские игрушки.

Воспитатель:

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неѐ горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неѐ, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке сделал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие. С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение. Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: ребята сейчас я вам загадаю загадку, а отгадка на нее относиться к нашему занятию:

Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок,'' – копытами стучу,
Я громко ''иго-го'' кричу,
Садись на спину – прокачу!

Ответы детей: лошадка.

Воспитатель: правильно ребята, это лошадка (воспитатель показывает фигурку лошадки).

Воспитатель: посмотрите ребята, какие красивые игрушки делают мастера. А сейчас давайте рассмотрим элементы росписи.

(Воспитатель показывает картинки с элементами росписи на магнитной доске.)

Воспитатель: Ребята, какие элементы росписи вы здесь видите?

Ответы детей: полоски, елочки, солнышко.

Воспитатель: молодцы, а какого они цвета?

Ответы детей: красные, зеленые и желтые.

- чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских?

Воспитатель: правильно ребята. А сейчас я хочу что бы вы превратились в филимоновских мастеров и смастерили нашей лошадке подружек. Вы согласны?

Ответы детей: да.

Воспитатель: тогда проходите за столы и садитесь.

Дети садятся за стол.

Воспитатель: ребята, чтобы у нас все получилось давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок,

Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы «идут» по поверхности стола).

Воспитатель: А теперь настало время нам с вами сделать своих филимоновских лошадок, но не совсем обычным способом. Делать наших лошадок мы будем в виде аппликации способом торцевания из такой вот бумаги. (Воспитатель показывает детям креповую бумагу).

Торцевание это создание изображений с помощью отдельных элементов – "торцовок" или "торчков". "Торчки"- это сжатые в виде воронки или конуса кусочки бумаги (демонстрирует, как сделать "торчок"). Именно из таких элементов и создается задуманное изделие: мы просто приклеиваем готовые "торчки" в нужной нам последовательности близко друг к другу.

Воспитатель: Вот видите, ребята, с помощью такой несложной техники нам удалось создать таких прекрасных лошадок, очень похожих на настоящих филимоновских.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе. « Филимоновская игрушка-барашек» .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию в средней группе. « Филимоновская игрушка-барашек» . Цель: формирование у детей интереса к предметам ...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития. Сказка-потешка "Сорока-белобока"

План-конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей в ясельной группе раннего развития.Сказка-потешка "Сорока-белобока"...

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник»

Конспект ОД по художественно-эстетическому (аппликация) развитию в средней группе со сложной структурой дефекта «Парусник». Цель: формирование у детей умения создавать изображения пре...

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»

Конспект занятия по художественно-эстетической  деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе "Любимая игрушка"

Формирование умения детей строить партнерские взаимоотношения с учетом эмоционального настроя сверстников....