Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи»
материал (подготовительная группа)

Посполитаки Алена Михайловна

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Влияние мелкой моторики на развитие речи»

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.

Связь между развитием речи и развитием мелкой моторики была установлена еще во II веке до н.э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.

Так что получается, что развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Значит, надо приложить максимум усилий, чтобы развивать мелкую моторику руки ребенка. Благо, сейчас с этим особых проблем нет, ведь существует множество игр и пособий для развития моторики руки.
Начинать работу по развитию моторики надо уже в младенческом возрасте. Существует множество пальчиковых игр и потешек, гимнастика для пальчиков, игры с песочком, которые будут очень полезны для развития моторики.

В дошкольном возрасте развитие руки становится необходимым занятием. Таким образом, мы развиваем речь ребенка и готовим руку к письму.

Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Развитие мелкой моторики у детей необходимо начинать с грудного возраста.

Именно в этом возрасте движения пальцев рук является единственным показателем

развития, который можно объективно оценить.

Упражнения для мелкой моторики с 2-х месяцев:

— потягивать пальчики малыша;

— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;

— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые), а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.

Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет.

В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения и выполнять их можно тоже под стишки. Например:

— пальчиками одной руки «здороваться» с пальчиками другой руки – можно похлопывать кончиками пальцев, если получится, можно цепляться кончиками пальцев. Стишок: «Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую!» — упражнение на разгибание пальчиков, только начинать с мизинца. Для такого упражнения тоже есть стишок:

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет: Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: — Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом, тащит рису ложку.

Говорит: — Не надо плакать. На, поешь немножко!

(разгибаем пальчики по очереди, начиная с мизинца, а в конце на слова «Поешь немножко» прикасаемся большими пальцами и мизинца обеих рук друг к другу).

— упражнение на обхват ладошкой пальцев рук другой руки, кончиками пальцев пошевелить. Потом такое же упражнение для другой руки

— сцепливать пальчики левой и правой руки по очереди – мизинец с мизинцем, указательный с указательным и т.д.

Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застёгивание-растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т.д.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

  • Рисование и раскрашивание


Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

  • Собирание мозаик и пазлов


Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

  • Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

В статье представлен материал, дающий представление о современном состоянии изученности вопроса влияния мелкой моторики на развитие речи детей....

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»

Вашему вниманию предлагается консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей», которая была проведена мною для родителей воспитанников МБДОУ "Детский с...

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики на развитие речи"...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи»

Консультация для родителей«Влияние мелкой моторики на развитие речи»На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая ...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи»

На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий не...