РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие экспериментаторы»
опыты и эксперименты (младшая группа)
Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №428 Московского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБДОУ детский сад № 428 Московского района Санкт - Петербурга Протокол от __ _____ №___ | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий ГБДОУ детский сад № 428 Московского района Санкт - Петербурга _____________ /Соколова Е.Н./ Приказ от __________ № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
Подготовила
Сазонова Евгения Сергеевна
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на потребность ребёнка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Адресат ДОП
Программа предназначена для детей с 3–4 лет (младшая группа детского сада).
Уровень освоения: общекультурный.
Объем освоения и срок освоения ДОП
Срок освоения | Объем освоения | Режим занятий |
5 месяцев | 5 часов | 1 раз в неделю по 15 минут |
Отличительные особенности программы. Экспериментирование дошкольников имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Главным отличием можно назвать родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Программа «Почемучка» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Цель программы - развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
развивающие:
- развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект;
- развивать речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитательные:
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся будут:
- знать этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
-проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Личностные: у обучающихся будут сформированы:
- интерес к научным знаниям, любознательность;
- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.
Метапредметные: Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выявлении экспериментальной задачи;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов.
Организационно-педагогические условия реализации ДОП.
Язык реализации: образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Условия реализации программы: продолжительность обучения 5 месяцев, занятия проводятся 1 раза в неделю по 15 минут. Занятие длится 15 минут.
Условия набора и формирования групп: на обучение по программе принимаются все желающие дошкольники 3-4 года, имеющие интерес к экспериментальной деятельности. Наличие специальной подготовки или каких-либо навыков не требуется.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Форма организации занятий: групповая, всем составом объединения.
Формы проведения занятий: беседа, демонстрация, практическое занятие.
- фронтальная – работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач.
Материально-техническое оснащение ДОП:
- наличие помещения для занятий;
- наличие материала для экспериментирования;
- наличие оборудования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 0,5 | 0,25 | 0,25 | Опрос |
2 | «Снег и его свойства» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опыты со снегом |
3 | «Вода и её свойства» | 1 | 0,5 | 0,5 | Опыты с водой |
4 | «Бумага, ее качества и свойства» | 1 | 0.5 | 0,5 | Опыты с бумагой |
5 | «Огород на окне» | 1 | 0.5 | 0,5 | Проект по теме |
6 | Диагностика полученных знаний | 0,5 | 0,25 | 0,25 | Тестирование |
| ИТОГО: | 5 | 2,5 | 2,5 |
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий ГБДОУ детский сад № 428
Московского района Санкт - Петербурга
_____________ /Соколова Е.Н./
Приказ от __________ № _____
Календарный учебный график
Реализации программы по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
В 2024 году
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
5 месяцев | 09.01.2024 | 31.05.2024 | 20 | 20 | 5 | 1 раз в неделю по 15 минут |
Рабочая программа
по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
Задачи программы:
обучающие:
- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
развивающие:
- развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект;
- развивать речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
воспитательные:
- воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся будут:
- знать этапы построения эксперимента; правила безопасного проведения эксперимента и поведения в лаборатории;
-проявлять поисковую активность и умение извлекать в ходе ее информацию об объекте исследования;
- уметь самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- владеть исследовательскими умениями и навыками, проводить экспериментальную деятельность под руководством педагога.
Личностные: у обучающихся будут сформированы:
- интерес к научным знаниям, любознательность;
- навыки продуктивного взаимодействия обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности;
- аккуратность, терпение, настойчивость в исследовательской деятельности.
Метапредметные: Обучающиеся разовьют свои умения в:
- выявлении экспериментальной задачи;
- планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов.
Содержание обучения
Тема 1. Введение Теория: Введение в программу. Закрепить знания детей о правилах техники безопасности в лаборатории. Практика: Подготовка одежды для работы в лаборатории (фартуки, шапочки, перчатки). Форма контроля: опрос.
Тема 2. Снег и его свойства Теория: Познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду) Практика: опыты со снегом Форма контроля: практическая работа.
Тема 3. Вода и её свойства Теория: Познакомить детей со свойствами воды (вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде) Практика: опыты с водой Форма контроля: практическая работа.
Тема 4. Бумага, ее качества и свойства Теория: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). Практика: опыты с бумагой Форма контроля: практическая работа.
Тема 5. Огород на окне Теория: Показать значение воды в жизни растений, дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Практика: проект «Огород на окне» Форма контроля: практическая работа.
Тема 6. Диагностика полученных знаний Теория: Тестирование по всем пройденным темам Практика: Экспериментирование с выбранным материалом под руководством педагога. Форма контроля: практическая работа.
Календарно-тематическое планирование программы
по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности
«Маленькие экспериментаторы»
№ п/п | Месяц | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий | Место проведения | Формы контроля |
1 | Январь | очная | 0,5 | Введение в программу. Техника безопасности | группа | опрос |
2 | Январь | очная | 1 | «Снег и его свойства» | группа | опыты |
3 | Февраль | очная | 1 | «Вода и её свойства» | группа | опыты |
4 | Март | очная | 1 | «Бумага, ее качества и свойства» | группа | опыты |
5 | Апрель | очная | 1 | «Огород на окне» | группа | проект |
6 | Май | очная | 0,5 | Диагностика | группа | тестирование |
Методические
и оценочные
материалы
Условия реализации программы
В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в проведении, анкетирования, наглядной агитации, консультаций. Для реализации поставленной цели и задач условия в развивающей предметно пространственной среде группы. Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.
Методы, используемые для реализации работы кружка: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга, о чем-либо, что он думает по этому поводу?»
Игровые методы: экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические методы: действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные методы: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки, Почемучки, лаборанта или ученого.
Формы контроля
Контроль проходит методом наблюдения. Применяются следующие формы: оформление книги опытов, где обучающиеся могут использовать ее для дальнейшего развития и рассматривая ее в свободной деятельности. Творческий отчет перед детьми других групп и родителями.
Оценочные материалы
Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций.
Критерии | Показатели |
Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы. | 0-низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности. |
Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации). | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебнопознавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту. | 0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности |
Уровень | Количество баллов |
Высокий | 5-6 |
Средний | 4-5 |
Низкий | 0-3 |
Методические материалы
Форма проведения опытно-экспериментальной деятельности (ОЭД):
Во время проведения ОЭД всячески поддерживается детская инициатива в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. На протяжении всего курса происходит 15 сопровождение сказочным героем –куклой Почемучкой (мальчик, девочка - на усмотрение воспитателя), который находится в Центрах экспериментирования. Проявление инициативы способствует внутреннему раскрепощению детей, уверенности в себе, пониманию своей значимости, заинтересованности, желанию и в дальнейшем проявлять самостоятельность. Для реализации программы студии по опытно-экспериментальной деятельности «Почемучка», используются формы работы: опытно - экспериментальная деятельность (игры-путешествия, игры-соревнования в основном, как итоговое).
Методы организации ОЭД:
-беседа;
-постановка и решение вопросов проблемного характера;
-наблюдение;
-опыты;
-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
-«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
-использование художественного слова; -дидактические игры: игровые обучающие и творчески развивающие;
-ситуации;
-трудовые поручения, действия.
Игровые приёмы:
-моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя –куклы Почемучки;
-повтор инструкций;
-выполнение действий по указанию детей;
-«намеренная ошибка»;
-проговаривание хода предстоящих действий;
-предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
-фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Алгоритм подготовки ОЭД:
1 Постановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя).
2 Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
3 Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
4 Наблюдение результатов эксперимента.
5 Фиксирование результатов эксперимента.
6 Формулировка выводов (при помощи воспитателя).
Список литературы
Веракса Н.Е., Галимов О.Р.. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Мозаика-Синтез Москва, 2017.
Горошилова Е. П., Шлык Е. В. Серия: Познавательно-речевое развитие дошкольника. Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников 3 – 7 лет: перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы. Из опыта работы по программе «От рождения до школы». – СПб.: ООО «Издательство: Детство-Пресс», 2018 г., с.96.
Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ авт.-сост. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова.-Волгоград: Учитель.-148.
Николаева С.Н. - «Юный эколог» - парциальная программа экологического воспитания дошкольников. Мозаика–Синтез, Москва 2010.
Дыбина О.В. Ознакомление с природой в детском саду.младшая группа
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным миром. Мозаика-Синтез М., 2016.
Методические рекомендации по спользованию многофункционального развивающего стола «Умка» в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста. авт.-составители: Дорохина И.А., Дубинина Н.В., Искендерова Т.Д., Кудряшова А. И. (практикующие педагоги ДОУ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.
Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Капитошка"
Программа расчитана на дошкольный возраст 4-7 лет....

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности Кружок «Сказка» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) Срок реализации 3 года)
Пояснительная записка Рабочая программа по разделу «Театрализованная деятельность» - это программа по развитию творческих способностей, ориентированная на художественно–эстетиче...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Лаборатория Почемучек»
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Маленький актер"
Формировать у дошкольника любознательность и эмоциональная отзывчивость, он узнаёт способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у него развиваются управление своим поведением, п...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Лаборатория Почемучек» (старший дошкольный возраст)
Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности.«Лаборатория Почемучек»(старший дошкольный возраст)...
