Семинар – тренинг для педагогов «Волшебные дары Фребеля» Технология Фребеля в ДОУ
материал

СТЕПАНОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

– Познакомить педагогов с игровым набором Дары Фребеля; 

– Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО; 

– Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_trening_volshebnye_dary_frebelya.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 25 «РОМАШКА»

Семинар – тренинг для педагогов

«Волшебные дары Фребеля»

Технология Фребеля в ДОУ

Составила воспитатель: О.А Степанова

Цель: повысить педагогическую компетентность по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в познавательном развитии детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

– Познакомить педагогов с игровым набором Дары Фребеля; 

– Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО; 

– Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

Ход семинара – тренинга

Здравствуйте, коллеги! Сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительную игровую страну, где я вас познакомлю с игровым пособием «Дары Фрёбеля».

Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада.

Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фрёбель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

 Принципы педагогики Фрёбеля:

  • Признание уникальности каждого ребенка;
  • Признание целостности детства в его проявлениях;
  • Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
  • Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
  • Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
  • Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
  • Признание ребенка как части семьи и общества.

Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.

Ведущее место в своей системе Фрёбель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке.

Этапы роботы с «Дарами Фребеля»

• визуальное обследование «дара» как целого («Чудесный мешочек», «Одного поля ягоды»); 

•свободная игра ребенка с «даром»;
•  обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребенка («Подарок для друга», «В мире фигур»);
•  самостоятельные постройки ребёнка из нового строительного материала;
•  совместные постройки и с помощью педагога («Капризная принцесса», «Почему я не…»);
•  строительство по образцу («Королевство кривых зеркал», «Зеркало»);
•  строительство и перестроение: большое - маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств; построение предмета с заданными свойствами («В мире фигур»);
Деятельность детей с играми отличается следующим образом:
• Первый уровень: дети выполняют задания самостоятельно, по мере необходимости педагог помогает детям словесной инструкцией;
•  Второй уровень: дети выполняют задания, опираясь на помощь педагога, при этом у них есть ярко выраженное стремление к выполнению заданий самостоятельно;
• Третий уровень: дети действуют только совместно с педагогом для достижения намеченного результата;
Знания, умения и навыки различаются на всех трех уровнях по требованиям, которые ставятся перед детьми ОВЗ в соответствии с тем, на каком уровне дети данной категории находятся.
Требования к детям усложняются и увеличиваются в зависимости от того, на каком уровне находится ребенок, но при этом требования тесно связаны между собой и на каждом этапе они дополняют друг друга.

  1. Первый дар — «Цвета» (текстильные мячики на веревочке);
  2. Второй дар – «Формы» (шар, куб и цилиндр одного размера);
  3. Третий дар – «Числа» (куб из кубиков);
  4. Четвертый дар – «Размеры» (куб из брусков);
  5. Пятый дар – «Симметричность» (кубики и призмы);
  6. Шестой дар – «Пропорции» (кубики, столбики, кирпичики);
  7. Дар – «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат);
  8. Дар – «Деревянные палочки» разной длины, шести цветов и неокрашенные;
  9. Дар – «Кольца и полукольца» (малые, средние, большие);
  10. Дар – «Точки» (фишки) восьми цветов;
  11. Дар – «Цветные тела» (цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр);
  12. Дар – «Мозайка. Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов);
  13. Дар — «Башенки» (полуцилиндры, кубы, треугольные призмы);
  14. Дар — «Арки и цифры» (разрезанные цилиндры, кубики с цифрами).

У каждого модуля своя цель. Для решения определенной задачи могут использоваться несколько модулей.

Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Давайте поиграем.

Мячик в руки мы возьмем

И туда-сюда качнем.

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал.

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.

Второй дар - шар, кубик и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года. Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.

В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара.  Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.

В старшей         группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая из двух фигур больше похожа на шар. Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.

В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты:  

1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра.

2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третий дар - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.

Фрёбель предлагает три основных типа игр:

1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.

2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.

3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.

При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры. 

Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.

Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.

Четвертый, пятый и шестой дар Фрёбеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.

Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.

Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля.

1. Попробуйте угадать, что находится в ящике?

Геометрические тела разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел)

· Как называется эта фигура зелёного цвета?

· Сколько здесь всего цветов? Какие?

· Сколько здесь всего разных фигур? Какие?

· Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?

· Что можно сделать с этими материалами?

В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.

Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.

2. Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.

Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.

Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар это круг.

3. Модуль с палочками разного цвета и размера.

Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:

- дорожку;

- лесенку;

- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;

- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;

- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;

- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;

- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».

В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы,(сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

 А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)

4. Модуль с кольцами

Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.

Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.

Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы не случилось одно настроение

5. Фишки (со среднего возраста)

Вспоминаем сказку « Кот и петух » и приговорку лисы « Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают » На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция « Самые вкусные зернышки не красные и не желтые ».

С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.

Используем как заместители, для украшения построек.

6. Мозаика

Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной  последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.

Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить  на место.

«Дары Фрёбеля» позволяют в соответствии с ФГОС построить образовательный процесс. Разработаны игры с использованием «даров» и распределены по образовательным областям. С ними вы можете ознакомиться самостоятельно.

Наше семинар – тренинг «Волшебные дары Фребеля» подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю подумать, что получили от нашего семинара - тренинга и собрать бусы. Красная бусинка будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе. Синяя бусинка будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома. Желтая бусинка – информацию необходимо переработать, примите к сведению.  

Интернет источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/22/master-klass-dlya-pedagogov-dou-dary-fryobelya

https://dou183.ru/волшебные-дары-фребеля/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/22/master-klass-dlya-pedagogov-dou-dary-fryobelya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Семинар- практикум «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии ФГОС»

laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии ФГОС»...

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...

тренинг для педагогов "Волшебные краски"

конспект тренинга для педагогов с применением техники правополушарного рисования...

Тренинг для педагогов "Волшебная Мандала"

Ознакомление участников тренинга с возможностями арт - техники «Мандала»....