развлечение "Русские посиделки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Шихрагимова Пчестан Аликсеевна
У каждого народа есть свои традиции и обычаи, отражающие жизнь, духовный облик и внутренний мир людей. Традиции хранят народ от обезличивания, позволяют ощутить связь времен. Благодаря им, мы можем познакомиться с ценностями, передающимися из поколения в поколение.
 
Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  развлечения «Русские посиделки»

Познавательное фольклорное развлечение для детей среднего возраста.

Цель: Оптимизация условий для развития у детей музыкального слуха и фольклорных песенных, творческих способностей.

Задачи:

1. Способствовать развитию у детей чувства ритма посредством выполнения двигательных, игровых упражнений, формировать навык игры на ложках.

2. Закреплять умение петь слаженно, вовремя начинать пение после вступления, изменять силу голоса, владеть разнообразными приёмами пения.

3. Продолжать учить детей употреблять в речи слова из народного русского фольклора, учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста русской народной сказки и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, при помощи которых озвучивается сказка: темп, динамику, регистр и тембр звучания.

4. Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.

5. Развивать у детей фантазию, воображение, инициативность, активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов.

6. Воспитывать у детей культуру поведения, развивать

коммуникативные качества, социальную компетентность.

Действующие лица:

Антошка

Оборудование:

Интерактивная доска

Фонограммы

Ложки

Теремок

Изделия народно-прикладного искусства: расписные глиняные игрушки, деревянные игрушки и посуда, русские платки

Обогащение словаря:

Фольклор, потешки, прибаутки, хоровод, частушки, баклуши, бить баклуши, деревянные ложки, ложкари, лапти, улиточка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Демонстрация мультфильма.

Работа над выразительностью.

Материал к занятию:

ИКТ: Презентация «Деревянные ложки»

Презентация «Потешки»

Использование фонограмм :

Р. н. п. «Светит месяц, светит ясный»

Р. н. п. «Каравай»

Е. Железнова «Игра на ложках»

Графические изображения

Декорации, костюмы, атрибуты.

Ход занятия:

Дети под р. н. музыку «Светит месяц, светит ясный» входят в группу, становятся полукругом перед экраном

Ведущий :

Здравствуйте ребята!

Дети : отвечают.

Ведущий :

Ребята, а какая музыка только что  звучала? Какая по характеру? Это хороводная песня. А что такое хоровод? В хороводе движения выполняются по кругу?

Хорводное движение улиточка, завиваем улиточку сами самостоятельно, встаём полукругом.

Давным – давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки. все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

1 ребенок.

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались на посиделки

Без общенья жизни нет.

2 ребенок.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

3 ребенок.

Отдых – это не безделки

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки,

Для друзей и для гостей!

Проходят и садятся на стульчики.

Ведущий :

Я сегодня к вам пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Звучит музыка, появляется Антошка.

Входит Антошка (плачет)

Антошка:

Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот - для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Ведущий :

Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Ведущий :

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Ведущий :

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?

Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.

(дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «Деревянные ложки»

Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят«Баклуши бьет!».

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик.

Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках- называют ложкари.

Фрагмент игры на ложках. Показ презентации или фонограммы.

Ведущий :

Ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.

Ложки бывают разные: большие, маленькие. И звучат как вы думаете? Одинаково? (Правильно по разному) Показываю.

Существует огромное количество приёмов игры на ложках.

Настоящие ложкари держат сразу по несколько ложек в одной руки, для нас это будет пока сложно.

Антошка:

Хочу так же. Что тут сложного, вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие то ложки у меня неправильные!

Воспитатель :

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?

Вот теперь, когда мы узнали все про ложки, настало время познакомиться с ними ближе. А теперь возьмём ложки и попробуем на них поиграть. Но сначала – обязательные правила: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев(раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ребята, чтобы научиться играть так, как играют настоящие ложкари нужно очень долго учиться, мы сейчас с вами поиграем более легкими приемами. Возьмем ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Указательный пальчик вставим в ложку. Проверяем, ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. (повторяем некоторые приемы)

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

Графическое изображение.

Ритмическое упражнение

1, 2, 3 – ты на ложки посмотри,

1, 2, 3, 4 – вот мы ложечки купили

1, 2, 3, 4, 5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Антошка:

Ой ,как здорово! Хватит, хватит, расшумелись. А то мне даже петь захотелось.

Ведущий :

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.

(играет и поет не ритмично, невпопад)

Ведущий:

Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться,

Антошка:

Ой, как здорово!

Как настоящие музыканты! Значит, мы готовы показать первый концерт?

Ведущий :

Ребята, правда,  здорово у вас получилось. Вы готовы показать небольшой концерт?

Игра на ложках.

Ведущий : Молодцы!

Посиделки продолжаются

– сказки начинаются.

А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.

*Вымолвил словечко

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне

И за что не знаю

Повезло лентяю. (По щучьему веленью)

*Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок)

Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) .

*Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том в конце концов

Стало множества жильцов. (Теремок).

Ребята, а нам знакома эта сказка?

Сколько в ней героев?

Давайте назовём.

Какой герой вам больше понравился и запомнился?

Давайте послушаем, как нам споёт Арина тему Лисы.

Давайте все вместе споём заключительную песенку

Всех зверей и лисы.

Про «Теремок»

А раз все мы подружились в пляс, мы все пустились.

Танец «Ой, за что люблю Ивана»

Антошка:

Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, песни пели сказки показали, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Ведущий:

Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка:

Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Проводиться игра «Найди Ложку»

Ведущий :

Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как ее делают, научились некоторым приемам игры на ложках.

За что мы держим ложки? А как зовут людей, которые играют на ложках? Вы были очень внимательными и старались.

Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.

За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете, и я вам подробно о них расскажу, играть на них научу.

«До свиданья, до свиданья,

До свиданья!»- говорим.

И еще разок, пожалуй,

С вами встретиться хотим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательное мероприятие "Посиделки у костра"

Занятия по пожарной безопасности эффективнее усваиваются через театрализованную деятельность. В увлекательной для дошкольников форме прошло театрализованное представление «Теремок на новый лад». А раз...

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Осенние посиделки (Праздник для старшей и подготовительной группы)

Осенний праздник для детей старшей и подготовительной группы. На праздник приходят гости - фольклорный ансамбль "Сайгатские трещотки". Исполняют для детей народные песни, хороводы. Играют вмсте с деть...

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ НА КУБАНИ

Утренник для детей подготовительной группы 2010-2011 учебный год....

Методическая разработка праздника Осенние посиделки

Тема праздника: Русские осенние обряды Сценарий праздника с использованием фольклора, для детей 5-6 лет....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...