Из опыта работы. Консультация для педагогов «Роль лэпбука в развитии познавательной активности старших дошкольников.»
консультация

ЯцуненкоГалина Ивановна

Лэпбук – в дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук – это самодельная наколенная книга, в которой размещен материал на определенную тему. Этот материал расположен в кармашках, окошках, мини- книжках-раскладушках, гармошках, выдвижных элементах, в которых находиться дидактический материал. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль лэпбука в развитии познавательной  активности старших дошкольников.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

В современном мире все меняется благодаря техническому прогрессу. Наши дети впитывают в себя новую информацию даже быстрее чем мы, взрослые. И чтобы нашим детям было интересно, мы педагоги, должны успевать за детьми. Знакомиться и осваивать компьютер, различные игровые приставки, постоянно должны работать над своим самообучением и развитием. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.

Я работаю воспитателем в детском саду  и хочется, чтобы моим детям было интересно со мной общаться, интересно и ненавязчиво проходили занятия. Меня заинтересовало сравнительно новое средство обучения – лэпбук.

Лэпбук – в дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук – это самодельная наколенная книга, в которой размещен материал на определенную тему. Этот материал расположен в кармашках, окошках, мини- книжках-раскладушках, гармошках, выдвижных элементах, в которых находиться дидактический материал. Ребенок может сам открыть, развязать, достать материал, рассмотреть его. В игровой форме она поможет дать ему  необходимые знания по теме; в ней можно найти и стихи и загадки об изучаемом объекте. Лэпбук поможет запомнить необходимую информацию, самостоятельно изучить или закрепить материал.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие  ребенка.

Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с лэпбуком  является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.

Таким образом, можно сказать что лэпбук – это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.

Что получает ребенок при использовании лэпбука:

• он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал;

• это отличный способ для повторения пройденного;

• он поможет закрепить и систематизировать изученный материал;

• ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию;

• повышение познавательного интереса;

• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод;

• обогащение и активизация словаря;

• формирование грамматически правильной речи;

• развитие монологической речи, логического мышления;

   развитие мелкой моторики;

• привлечение родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Преимущество лэпбука:

• Яркое пособие, которое привлекает внимание детей.

• Пособие служит развитию познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

• Используется в разных видах деятельности и в разных формах организации детей.

• Лэпбук удобен в хранении разного рода заданий.

• Учитываются индивидуальные особенности ребенка.

Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Литература.

  1. Дудникова,  С.А.  Социальное  развитие  ребенка  дошкольного  возраста  /  С.А.  Дудникова  // Стратегия дошкольного образования в XXI веке : проблемы и перспективы : материалы науч.практ. конф. / Моск. гос. ун-т.-М., 2001
  2. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников:- М.: Учитель, 2014. – 223 с.
  3. Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по теме:"Использование метода ТРИЗ в развитии познавательной активности старших дошкольников"

Творческие способности подразумевают   наличие подвижности мышления, быстрые ориентировки нестандартного подхода к решению больших и малых задач. Важнейшим здесь является  умение перено...

Доклад из опыта работы: «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Актуальность избранной  мною темы на современном этапе очевидна.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исс...

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни....

Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Консультация для педагогов "Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка"

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически  на протяжении всей жизни. Одна...