Консультация по трудовой деятельности в ДОУ
консультация

В консультации представлены все виды труда, для всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_trudovoy_deyatelnosti_v_dou.docx68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение №50 детский сад «Комбинированного вида»

Консультация по теме «Дежурство как форма приобщения детей дошкольного возраста к труду»

Выполнила воспитатель: Зенькова Анжелика Сергеевна

Кемерово 2024

Дежурство как форма приобщение детей дошкольного возраста к труду

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народная педагогика, народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей[1].

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Трудовая деятельность - это целостный процесс, состоящий из определенных компонентов[2].

В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.

#1060;ормирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.

#1042;оспитание уважительного отношения к любому труду.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд (В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др.)[3].

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Виды и задачи труда в ДОО

Вид труда

Определение

Задачи

Самообслуживание

это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

Хозяйственно-бытовой труд

труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др.

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка; учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

Труд в природе

уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

Ручной и художественный труд

труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок)[4].

  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях; учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Содержание и виды трудового воспитания реализуются через различные формы.

Форма трудового воспитания - это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения[5].

Выделяют 3 формы труда детей в детском саду приведённые в схеме 1.

Схема 1

Рассмотрим более подробно одну из форм организации труда детей.

Дежурство - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.[6]

Особенности:

- это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности;

- дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру;

- дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

- дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

- дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

- дежурства по уголку природы (старшая группа)[7].

Дежурство по столовой. Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. Позже один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. Постепенно дети осваивают умение согласовывать свои действия, учатся договариваться, распределять трудовые обязанности.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка.

Например: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.

В процессе дежурства по столовой воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивает старательность ребенка, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Детям младшего и среднего дошкольного возраста трудно учитывать работу друг друга, согласовывать между собой действия. Этим определяется и форма организации дежурств – за каждым столом свой дежурный.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Организация дежурства по столовой старших дошкольников несколько иное. Дежурят по столовой двое, распределив между собой обязанности. В содержание работы дежурных входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. Воспитатель может использовать в своей практике разные варианты назначения дежурных: по симпатиям детей друг к другу; девочка с мальчиком; умеет выполнять правильно действия – не умеет; активный ребенок - пассивный; быстро выполняет работу – медленно и т.д.

Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Детям на первых порах следует помогать, напоминать им, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте, убрать материалы, привести их в порядок.

Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Оно должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе оформляется стенд, где отмечаются дети-дежурные. Информация должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Подобного рода «дежурства» превращаются в контроль одних детей за поведением других, что наносит вред моральному развитию дошкольников, ибо утрачивается основной смысл дежурств – забота о других.

Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

Методика организации дежурства в группах детского сада

Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п.); забывают приготовить те или иные предметы (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.). Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.

В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что, и как они должны делать. Напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.

Условия и методы организации труда. В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного.

По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2-3 дней, вводится передача дежурств, отчеты дежурных о работе перед группой детей. Все это помогает осуществлять повседневный контроль за работой дежурных, фиксировать их успехи. Привлечение детей к контролю и помощи, смена дежурств способствует воспитанию интереса к дежурствам, ответственного отношения к ним, умения каждодневно выполнять различную работу, формирует такие качества, как терпение, настойчивость, трудолюбие.

Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец, дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п. разные формы организации труда повышают интерес к дежурствам, усложняют контроль, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы. Отчитываются дежурные и за свою часть работы и за общий результат.

В старшей и подготовительной группах педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Этому способствует отчет дежурных, оценка их труда перед всей группой, назначение новых дежурных, групповой наказ к дежурству – что и как должны делать дежурные.

Регламентирование образовательного процесса:

  • от 1,5 до 3 лет не более 10 минут
  • 3-4 года не более 15 минут
  • 4-5 лет не более 20 минут
  • 5-6 лет не более 5 минут
  • 6-7 лет не более 30 минут[8].

Вводя дежурство, воспитатель проверяет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов; показывает рамку, в которой появляются новые окошки (для дежурных по подготовке к занятиям). Число дежурных зависит от объема работы. В летнее время прибавляется работы на огороде, в цветнике, поэтому воспитатель может или увеличить количество дежурных, или организовать общую эпизодическую работу детей небольшими группами.

Подбор дежурных на тот или иной вид дежурств осуществляется с учетом подготовленности детей, их желания дежурить вместе. Так, ребенок, не освоивший весь объем работы, может дежурить в группе с хорошо работающими детьми, которые оказывают ему необходимую помощь. Если вместе дежурят быстро работающие дети, то они могут получить большой объем работы.

Воспитатель контролирует последовательность назначения детей на дежурства (в течение недели все дети должны пройти через разные виды дежурств), ведет учет дежурств, определяет задачи работы с детьми.

Успешное выполнение задач, поставленных перед детьми, обеспечивается рядом условий:

1. Наличием программы трудового воспитания, включающей систему знаний о труде, его организации как ориентировочной основы трудовой деятельности детей; программы трудового обучения, включающей перечень трудовых процессов, которые должны освоить дети в возрастных группах, требования к их выполнению; программы воспитания детей в самостоятельной трудовой деятельности;

2. Квалификацией воспитателя, который должен овладеть содержанием и методикой трудового воспитания, целесообразно ее применять в возрастных группах детского сада. Педагогическое мастерство воспитателя, его творческий подход к реализации задач трудового воспитания определяют его успех;

3. Наличием соответствующего оборудования для всех видов труда. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: быть прочным и удобным для выполнения тех или иных операций; безопасным при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.) ; соответствовать по весу и размерам возможностям детей; быть внешне привлекательным и гигиеничным;

4. Правильной организацией хранения оборудования для разных видов труда в условном месте, в установленном порядке, свободным доступом для самостоятельного использования его детьми, поддержанием постоянного порядка;

5. Посильностью труда, т. е. такой нагрузкой, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь ввиду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. поэтому важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или заменяя детей через каждые 7-10 минут.

Таким образом, рассмотрев особенности организации дежурства в ДОО нами было выявлено, что дежурство – это одна из форм организации трудовой деятельности в ДОО. В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно в соответствии с возрастом детей: дежурства по столовой, дежурства по подготовке к занятиям, дежурства по уголку природы. Каждый из видов дежурств имеет свои методические и организационные особенности. Для эффективного приобщения детей дошкольного возраста к данной форме труда и выработке трудовых навыков необходимо использовать его различные виды и сочетания.


[1] Энциклопедический словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . (Дата обращения: ).

[2] Елжова, Н.В. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение. – М.: Издательство Ростов н/Д: Феникс. – 2012, 156 с.

[3] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательство ОИЦ Академия, 356с.

[4] Козлова, С.А.; Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: учебник. – М.: ОИЦ Академия, 2012.

[5] Козлова, С.А., Дошкольная педагогика. – М.: Издательство ОИЦ Академия, 356с.

[6] Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. – М.: Юрайт, 2013

[7] Методика ознакомления дошкольников с трудом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . (Дата обращения: )

[8] Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Совершенство, 2014. – 297с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

Консультация для воспитателей "Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания."

Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания....

консультация "Организация трудовой деятельности на прогулке зимой"

Консультация"Организация трудовой деятельности на прогулке зимой"...

Консультация для молодых педагогов «Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»

Консультация поможет систематизировать знания у молодых педагогов о видах трудовой деятельности, о формах организации трудовой деятельности в ДОУ...

Консультация «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация»

Консультация «Планирование трудовой деятельности дошкольников, его индивидуализация»...

Консультация «Влияние трудовой деятельности на формирование нравственных качеств личности дошкольника».

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематич...