Перспективный план исследовательской деятельности в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа)

Пискун Ирина Вячеславовна

Перспективный план исследовательской деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_issledovatelskoy_1doc.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план исследовательской – познавательной деятельности в старшей группе.

месяц

Тема

Цель

Оборудование

Примечания

Работа с родителями

сентябрь

Воздушный океан

1.Встреча с воздушным шариком.

2.Свойства воздуха (опыты).

3.Чистый и грязный воздух.

4. Ветер.

Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе.

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

полиэтиленовый пакет

резиновая груша

воздушный шарик

парашютик

карточки с изображением ветра, бури, свеча

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Результаты опытов заносятся в таблицу.

Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок « ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ» поместить памятку на тему: «« Развитие любознательности у дошкольников».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Дом.задание родителям:

Продемонстрировать ребенку работу вентилятора ( его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух , который движется и мы его чувствуем.

октябрь

Песок. Глина. Почва

  1. Песок, его свойства. Песочные часы.

  1. Глина, ее структура и цвет.

  1. Почва. Разновидности почвы.

Познакомить детей со свойствами песка, его цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Познакомить детей со свойствами глины, её цветом, структурой

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений

стакан с песком, с глиной, водой

лист бумаги ложечки

 лупы

песочные часы.

Глина, вода, дощечки для лепки, глиняные игрушки

образцы почвы в железной баночке

стакан с водой палочка

влажные бумажные салфетки,

почва, воронки

Рисование картин песком

Лепка из глины

Посадка растений в почву

Консультация на тему: «Игра и

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников

ноябрь

Магнит

  1. Магнит и его свойства.

2.Магнитные свойства Земли.

  1. Компас.

Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе.

Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Формировать умение работать с компасом и определять по нему стороны горизонта.

магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка.

Глобус, энциклопедия

 « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

декабрь

Свет

  1. свет повсюду

  1. свет сквозь предметы

      3.Волшебный     кружок                  

Уточнить знания детей об источниках света на Земле.

Выяснить все ли предметы пропускают свет, развивать навыки экспериментирования, учить делать выводы

Выяснить влияние солнечного света на окраску листьев растений

Фонарик, свеча, лампа

Фольга, стекло, книга, ткань, сетка, фонарик

Комнатное растение с крупными листьями, кружок ,вырезанный из бумаги

Предложить зарисовать источники света

Зарисовать результаты опыта

 Дом.задание родителям:

Вместе с детьми найти источники света дома и зарисовать их.

Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации  экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

январь

1. «Знакомство с водой»

 

2.«Вода, лёд, пар»

3.«Круговорот воды в природе»

Создать представление о воде, как о природном явлении. Расширять знания детей о свойствах воды через проведение опытов

Расширять представление детей об агрегатных состояниях воды.

Объяснить причины круговорота воды в природе

Просмотр детской презентации «Мир воды»;

прослушивание звукозаписей «Вода», загадывание загадок.

Разные по форме сосуды, губка, салфетки, ткань, полиэтилен, гуашь, сахар.

Баночки с водой, со льдом, свеча.

Просмотр презентации для детей «Круговорот воды в природе»;

Рассматривание репродукций картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями.

опыт 1 – вода это жидкость;

опыт 2 – вода не имеет формы, цвета, запаха;

опыт 3 – вода-растворитель.

Проведение опытов: переход воды из жидкого состояния в твёрдое, газообразное; из твёрдого - в жидкое.

Составление схемы« Круговорот воды в природе»;  

Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты с водой для дошкольников».

Создание альбома «Мир воды»

Дом.задание родителям:

Проведение опытов по замерзанию воды в морозильной камере и плавлению льда на горячей плите.

февраль

1.«Кому нужна вода?»

2. «Умная галка»

3.«Зачем нужно  очищать воду?»

4.«Солевары»

Расширять знания детей о значении воды в жизни людей и  природе

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы, путём наглядного моделирования ситуации.

Познакомить со способами очищения воды. Дать представление о том, зачем нужно беречь воду.

Дать представления о процессе растворения и выпаривания соли

Цветок в горшке   ( неполитый), лейка с водой

Камешки, стакан с водой, тряпочка, шапочка- маска с изображением галки.

Губка, 2 стакана , баночка с водой, 2 воронки, земля, песок, палочка для смешивания

Соль, ложка, стакан с водой, свеча

Просмотр презентации;  

беседа;

проблемная ситуация: « Почему завял цветок?»

Чтение рассказа; беседа

моделирование наглядной ситуации, проведение опыта.

Проведение опыта;

беседа с детьми

Проведение опыта;

беседа с детьми, зарисовка результата опыта

Проведение конкурса рисунков « Портрет Волшебницы воды»

Дом..задание родителям:

Проведение опыта по растворению и выпариванию соли. Предложить зарисовать процесс растворения соли , а затем – испарения воды.

март

Наш мини огород

  1. Способы размножения растений.
  2. Посадка лука.
  3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.
  4. Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Луковицы

Семена помидор

Миски с увлажненной просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! »

Дом.задание родителям: вырастить растение способом черенкования, зарисовать процесс выращивания.

апрель

Электричество

  1. электричество вокруг нас

  1. модная прическа

      3. шарик -  

        помощник.                        

Развивать у детей элементарные представления об электричестве, учить видеть электрические приборы и явления, объяснить,

познакомить с явлением  статического электричества.

Показать, как с помощью электрического заряда можно разделить вещества

Шерстяная ткань, шарик, расческа, бумажные человечки, соль, перец

Зарисовать результаты опыта

Дом.задание родителям:

Вместе с детьми найти электрические приборы дома и зарисовать их.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к познавательно– исследовательской  активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Исследовательская деятельность" 2 младшая группа

Перспективный план "Исследовательская деятельность" образовательная область "Познание" 2 младшая группа...

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Перспективный план исследовательской деятельности в подготовительной группе

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе всегда занимает ведущее место. Она направлена на развитие у детей наблюдательности, самостоятельности, стремления познавать мир, ...

Календарный план исследовательской деятельности в старшей группе

Календарный план исследовательской деятельности в старшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности в старшей группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНобразовательной деятельностив старшей группе2020/2021учебный год...

Перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериме...