проект "Блокадный Ленинград"
проект (подготовительная группа)

Халманских Александра Николаевна

проект "Блокадный Ленинград"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada_2020.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Блокадный Ленинград» в подготовительной группе.

Автор проекта: воспитатель МБДОУ «Детский сад /с № 18»

г. Троицк, Челябинской обл., Халманских А.Н.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы детского сада, воспитатели, родители.

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Актуальность проекта: Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: 

Для детей:

  • Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
  • Обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда.
  • Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка». Обогащать словарный запас детей.
  • Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда.
  • Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.
  • Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Для педагогов:

  • Формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца, любовь к родному городу.

Для родителей:

  • Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
  • Привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
  • Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.
  • Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
  • Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.
  • Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.

Этапы реализации проекта.

1 этап: «Подготовительный»

  • Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
  • Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
  • Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде).
  • Пополнение предметно-развивающей среды.
  • Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)        

С детьми:

  • Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни».
  • Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Э.Фонякова «Хлеб той зимы», В.Карасёва «Кирюшка», Т.Цимберг «Седьмая симфония», О.Бергольц «Мы – ленинградцы», С.Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда», Н.Ходза. «Дорога жизни»

 И.Миксон. «Жила, была».

  • Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны», песни военных лет.
  • Дидактическая игра «Разрезные картинки», «Что изменилось?».
  •  Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.
  • Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады», «Передний край обороны», «Имена героев на улицах Кировского района»
  • Просмотр фильмов и мультфильмов о блокаде:

- мультфильмы: «Воробушек», «Шарфик», «Один день в блокадном Ленинграде»;

- документальные фильмы: «Блокада Ленинграда» (для детей), «Непокорённые», «Дети блокадного Ленинграда», «Голоса»;

- художественные фильмы: «Жила-была девочка», «Ладога», «Зимнее утро».

  • Подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий».
  • Лепка «Разорванное кольцо».
  • Конструирование «Грузовая машина на Дороге Жизни».
  • Рисование «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокады», коллективные работы: «Дорога жизни», «Путешествие по дороге жизни».
  • Аппликация «Разорванное кольцо».

С родителями:

  • Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
  • Консультации: «Блокадный Ленинград»

3 этап: «Заключительный»

  • Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
  • Выставка коллективных работ «Дорога жизни… названа», «Путешествие по дороге жизни»
  • Проведение досуга «Блокадный Ленинград».

Полученные результаты:

  • Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
  • Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
  • В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
  • Родители приняли активное участие в проекте.

Список используемой литературы:

1. Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. -М.: Советский писатель, 1982.
В книге рассказывается о муках осаждённого фашистами Ленинграда, о героизме его жителей.
2.  Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда 1941 — 1944гг. -М.: Детская литература, 2010.
Рассказы для детей.
3.  Бардин С.М. ...И штатские надели шинели.  -Л.:  Лениздат, 1984.
Книга посвящена героическим защитникам Ленинграда в годы ВО войны.
4.  Дементьев Н.С. Блокадный день. -М.: Современник, 1980.
Повесть о героизме защитников Ленинграда.
5.  Островский В.П.   27 января 1944. -М.: Молодая гвардия, 1984.

 В книге ленинградского историка рассказывается о героической обороне города, о мужестве и самоотверженности ленинградцев, явивших всему миру пример стойкости духа и крепости характера советского человека.
6.  Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. -М.: Советская Россия, 1983.
В книге рассказывается о жизни осаждённого Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и неколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу.
7.  Щербаков П.Л., Уклеин Р.Я. Бессмертный подвиг Ленинграда. -Л.: Знание, 1988.
Брошюра посвящена 45-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом.

8. Воскобойников В.М. Девятьсот дней мужества.-М.: Малыш, 1987.

9. Воскобойников В. Таня Савичева .– М.: Издательство Оникс, 2010.

 Рассказы о юных героях.

10. Герман Ю.П. Вот как это было.  - М.: Дет.лит., 1985.

Трогательная повесть о блокадных днях - таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, "как это было", но и учит быть сильным.

11. Н. Ходза. Дорога жизни.- Детгиз.

12. И. Миксон. Жила, была.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе посвящённый снятию блокады Ленинграда

Цель: Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Познакомить детей с понятием блокада; Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу. Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда;
- воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны;
- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов;
- совершенствовать изобразительные умения и навыки
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература». «Музыкальное развитие».
Взаимодействие с родителями:
-стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Войне»
Оборудование: Аудиозаписи, видео клипы, презентации, свеча «Памяти»

Карта-схема «блокадного кольца», пилотка и руль шоферу, иллюстрации с памятниками.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание музыкальных произведений, военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград (ордена и медали прадедушек, прабабушек и других родственников).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Звучит музыка: "Вставай страна огромная".

1Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и о снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города.

 2 Воспитатель: А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны? –

Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

 1Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом.

2Воспитатель: Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2, 5года.

 1Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Звучит "Ленинградская симфония" Шостаковича

2Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".

Дети читают стихи:

 

Наш город назывался Ленинградом,    

 И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Бомбёжки. Метели, заносы…

 Уходят машины под лёд,      

 Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город, любимый спасёт.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

 Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

 Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

1Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте проедем с вами по этой военной дороге. Автобус пойдет медленно, и ты увидишь, как народ бережёт священную память о героях Ладоги. Тронулся наш автобус. (Каждая остановка у картинки в памятником)

2Воспитатель: Мы поехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.

1Воспитатель: Ленинград позади. Автобус идёт всё дальше и дальше. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.

2Воспитатель: Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце».

Дети читают стихи:

 

 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
  Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

1Воспитатель: Аллея Дружбы (1970 г и траурный курган «Дневник Тани Савичевой» - текст из дневника на восьми бетонных плитах. Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.

 Дети читают стихи:  

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива

Затаив на миг дыханье.

Слышит мир ее слова.

   2Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:

Дети читают стихи:  

 «Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 дорогой дружбы многих к многим,

 еще не знают на Земле

страшней и радостней дороги». 

1Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.

. «Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

Дети читают стихи:  

 Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

2Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».

Прослушивание песни «Катюша». 

Он представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни.

В мемориал входит стена с памятным текстом.

Дети читают стихи:  

 «Эти грозные годы запомни.

Здесь проходила «Дорога жизни».

Мужеством храбрых спасён Ленинград.

Павшим героям бессмертная слава.».

1Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновцы осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.

2Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.

Звучит песня «Дорога жизни»

Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.

1Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу. Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.

2Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.

1Воспитатель: Ребята, вам всем домашние задание, в выходные дни с родителями проехаться по «Дороги жизни» и остановиться у памятников или съездить в музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда».

В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).

2Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил. Ребята, покажите, как бы радовались, обнимались…  Под песню «Дети 21 века».

1Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников нашего города минутой молчания (зажигаем свечки) ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Дети читают стихи:  

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

Дети читают стихи:  

      В войну солдаты город защищали,

      Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

      За нас с тобою жизнь они отдали,

      Чтоб в мире больше не было войны.

      Кружился снег, а город наш бомбили.

      Была тогда жестокая война.

      Защитники фашистов победили,

      Чтоб мирной стала каждая зима!

2Воспитатель: В заключение нашего занятия предлагаю вам просмотреть музыкальный клип «Непокоренный Ленинград».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...