Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"
проект (старшая группа) на тему

Медведева Ксения Алексеевна

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компонент. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети дошкольного возраста о блокадном времени? В беседе с детьми на эту тему появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его историческом прошлом и  подвиге народа во время Блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дети блокадного Ленинграда"45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг.

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Автор

Медведева Ксения Алексеевна

 воспитатель ГБДОУ №52

группа «Непоседы»

Санкт-Петербург

2018 год

АННОТАЦИЯ

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компонент. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества наш город находился в блокадном кольце. Что знают дети дошкольного возраста о блокадном времени? В беседе с детьми на эту тему появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его историческом прошлом и  подвиге народа во время Блокады Ленинграда.

Цель

Создать условия для развития познавательной инициативы в процессе знакомства  с условиями жизни детей блокадного Ленинграда во время ВОВ.

Задачи:

  •  формировать у детей понятие исторической важности событий истории своей страны,
  • развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;
  •  охарактеризовать трагическое течение Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда
  •  привести примеры мужества и героизма советских воинов и жителей блокадного города;
  •  закрепить умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку  событиям
  • познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда
  •  воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город,
  • вызвать эмоциональный отклик

Вид проектапознавательно-информационныйсреднесрочныйподгрупповой.

Разработчик  проекта  воспитательК. А. Медведева

Участники проекта:

-подгруппа детей группы «Непоседы» (5-6 лет)

-воспитатель   А. В. Нарышкина

-муз. рук. С. Н. Иванова

 -родители воспитанников

Продукт проекта

Районное открытое мероприятие«День снятия Блокады»

Сроки реализации

25.12.2017г. по 26.01.2018 г.

Этапы проекта:

Iэтап- подготовительный   25.12.17- 29.12.17

II этап-основной 09.01.18- 23.01.18

IIIэтап- итоговый 24.01.18 - 26.01.18

Прогнозируемый результат:

  • знание таких терминов как: блокада, война, «Дорога жизни»,
    ветеран
  • умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя иллюстрации
  • умение делать выводы, высказывать свои суждения по теме
  • возникновение патриотических чувств к Родине и сострадания к погибшим за её свободу

Вопросы для диагностики уровня знаний и представлений детей по теме проекта

1.Как назывался Санкт-Петербург во время Великой Отечественной войны?

2.Какое суровое испытание выпало на долю жителей нашего города во время Великой Отечественной войны?

3.Что означает слово «блокада»?

4.Как называлась дорога по льду Ладожского озера?

5.Как звали девочку, которая вела дневник в блокадном Ленинграде?

6.Какой ты знаешь памятник детям, погибшим во время блокады Ленинграда?

7.Какого числа отмечается День снятия блокады Ленинграда?

Мероприятия

Этап

Наименование мероприятия

Цель, задачи

мероприятия

Ответственные за проведение,

дата

I  этап

1.Обсуждение темы проекта с детьми.

2. Выявление заинтересованности детей темой методом трёх вопросов:

-что ты знаешь?

-что ты хочешь узнать?

-как узнать?

3.Разработка конспектов и вопросов для проведения бесед, ситуативных разговоров.

4.Сбор необходимой информации, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы.

5. Информирование родителей о предстоящем проекте.

6.Диагностика уровня знаний и представлений детей по теме проекта.

7. Домашнее задание для родителей «Блокадная страница истории нашей семьи»

-выявить степень заинтересованности детей темой проекта

-создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач

-выявить уровень знаний детей о ВОВ и блокаде Ленинграда.

-привлечь родителей к работе над проектом

-рассказать о членах семьи, переживших блокаду Ленинграда (если есть или были).

Воспитатели

группы

К.А. Медведева

А.В. Нарышкина

25.12.2017 -

29.12.2017.

воспитатель

Медведева К. А.

25.12.18

воспитатели

группы

К.А. Медведева

А.В. Нарышкина

II этап

1.Литературная гостиная.

Чтение глав и рассматривание иллюстраций и фото военных лет из  книги

Н. Ходза  «Дорога жизни»

2. Прослушивание Д.Д. Шостакович, симфония №7 «Ленинградская»

3.Беседа с использованием компьютерной презентации «Блокада Ленинграда»

4. Литературная гостиная.

Чтение глав и рассматривание иллюстраций и фото военных лет из  книги

Н. Ходза «Дорога жизни»

5.Разучивание песни "Дети блокадного города»

(сл. и муз. Н. Я. Соломыкина)

6. Познавательный рассказ воспитателя

«Маленькие жители блокадного города»

7. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Не отнимайте солнце у детей»

(сл.В. Попков, муз. Е. Лучников)

8. Литературная гостиная.

Чтение глав и рассматривание иллюстраций и фото военных лет из  книги

Н. Ходза «Дорога жизни»

9.Творческая мастерская.

Знакомство детей с мемориальным комплексом  «Цветок жизни».Архитектор

 Мельников П. И., 1968 г.

Изготовление плаката «Цветок жизни».

10.Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце»

(муз. А. Островский, слова Л. Ошанин)

11.Работа с Этнокалендарём.

Беседа «27 января-День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 г.)

12. Подготовка к открытому мероприятию.

-познакомить детей с художественной литературой о войне

-продолжать учить слушать педагога

-отвечать на вопросы по содержанию

-рассматривать иллюстрации, высказывать свои суждения по тексту,

-воспитывать уважение к взрослым и сверстникам

-познакомить детей с муз. произведением и творчеством композитора в блокадном городе,

-учить различать части произведения по характеру музыки,

-развивать умение детей высказывать своё мнение об услышанном произведении и отношении к трагическим событиям ВОВ.

-рассказать детям о начале блокады,

-рассмотреть карту нападения

-познакомить детей с понятиями: «блокадное кольцо», «хлебная карточка», «норма»,

-воспитывать чувства сострадания к людям, пережившим блокаду, гордиться их мужеством и стойкостью

- продолжать знакомить детей с художественной литературой о войне

-рассказать детям о бытовых условиях жизни в блокадном городе,

-рассматривать иллюстрации, формулировать вопросы

-продолжать воспитывать умение слушать педагога, не мешать друг другу.

-познакомить детей с текстом песни, объяснить смысл

-  развивать певческие навыки,

- следить за дикцией и  звукопроизношением,

-учить контролировать дыхание и правильное интонирование

-обратить особое внимание на вступление

-подготовить детей к открытому мероприятию

-рассказать детям о жизни детей в блокадном Ленинграде

-познакомить с понятиями «эвакуация», «бомбёжка», «бомбоубежище»

-рассказать о работе дет. садов и школ в осаждённом городе и труде подростков на заводах

-продолжать учить детей сопереживать

-развивать умение слушать музыку,

-развивать чувство ритма,

-запомнить последовательность элементов танца,

-воспитывать патриотические чувства через создание образа в танце,

-подготовить детей к открытому мероприятию

-рассказать детям о «Дороге жизни» и о подвиге всех, кто работал на ней (строители, водители, врачи, регулировщицы, водолазы, зенитчики)

-воспитывать уважение к людям рабочих профессий, их труду и самоотверженности во время войны

- рассмотреть иллюстрацию

-рассказать детям о мемориале (его местонахождение, особенности архитектуры комплекса и его значение)

-изготовить плакат к годовщине снятия блокады для оформления муз. зала

-продолжать совершенствовать навыки пользования ножницами, совершенствовать приёмы вырезывания из бумаги.

-познакомить детей с текстом песни, объяснить смысл

-рассказать о значении слов из песни на плитах мемориала «Цветок жизни»,

-  развивать певческие навыки,

- следить за дикцией и  звукопроизношением,

-учить контролировать дыхание и правильное интонирование

-обратить особое внимание на вступление

-подготовить детей к открытому мероприятию

- продолжать формировать у детей интерес к историческому прошлому нашей страны;
– обогащать знания детей о героическом прошлом народе;
– способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества;

– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

-подготовить атрибуты и костюмы для танцев

-повторить стихи и тексты песен

-подготовить декорации для муз. зала

воспитатель

Медведева К. А.

09.01.18

муз. рук.

Иванова С. Н.

10.01.18

воспитатель

Нарышкина А. В.

11.01.18

воспитатель

Медведева К. А.

12.01.18

муз. рук.

Иванова С. Н.

15.01.18

воспитатель

Медведева К. А.

16.01.18

муз. рук.

Иванова С. Н.

17.01.18

воспитатель

Медведева К. А.

19.01.18

воспитатель

Нарышкина А. В.

19.01.18

муз. рук.

Иванова С. Н.

22.01.18

воспитатель

Медведева К. А.

25.01.18

воспитатель

Нарышкина А. В.

воспитатель

Медведева К. А.

муз. рук.

Иванова С. Н.

23.01.18-

25.01.18

III этап

1.Диагностика уровня знаний и представлений по теме проекта.

Подведение итогов.

2.Проведение открытого мероприятия. Презентация опыта работы для воспитателей района  «День снятия Блокады».

- выявить уровень знаний детей о ВОВ и блокаде Ленинграда.

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

воспитатель

Медведева К. А.

24.01.18

воспитатель

Нарышкина А. В.

воспитатель

Медведева К. А.

муз. рук.

Иванова С. Н.

26.01.18

Проблемы в ходе реализации проекта

1.Недостаточность знаний родителей воспитанников истории их семей.

2.Отсутствие интереса к истории Санкт-Петербурга у родителей, приехавших из других регионов.

3. Недопонимание родителями важности патриотического воспитания детей в дошкольном возрасте.

4.Недостаточная психологическая готовность детей воспринимать историю как реальность.

Результативность проекта

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка.

1. В ходе реализации проекта дети научились:

- видеть проблему

- задавать вопросы

-давать развёрнутый ответ на вопрос

- выдвигать гипотезы

- делать выводы и умозаключения.

2.Дети познакомились с новыми страницами истории своей страны, своего народа.

3.Укрепились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса.

Результаты диагностики (уровень знаний по теме проекта в %)

Начало проекта

Конец проекта

Низкий уровень

13%

Низкий уровень

0%

Средний уровень

80%

Средний уровень

36%

Высокий уровень

7%

Высокий уровень

64%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...

Познавательно-информационный проект для детей среднего дошкольного возраста посвящённый 71 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг

В современном мире все меньше и меньше родителей, воспитывая своих детей,  уделяют должное внимание теме героям Великой Отечественной войны, патриотизму… Каждый ребенок в свое время столкнет...

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"

Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства  р...

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ«ДЕТСКИЙ САД №16 «РУЧЕЁК» Информационно-творческий проектдля детей старшего дошкольного возраст...

Информационно- творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "9 мая- День Победы!"

Патриотическое воспитание дошкольников, актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и сами. В течении последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие ...

Информационно- творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "9 мая- День Победы!"

Нарушение преемственности поколений в воспитании детей. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны...