Главные вкладки

    Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть по телевидению, редко встречается и книга в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении - это необычный язык сказов и его отличие от современной лексики. Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличие между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Этот проект я отправляла на общероссийский конкурс "Творческое лето в ДОУ", где он получил диплом III степени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Проект "Наш Бажов"62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационно-исследовательский    

     проект с детьми 5-6 лет.

    «Наш Бажов»

    Цель: Создать условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, творческих способностей детей группы. Вызвать у детей интерес к творчеству П.П.Бажова. Построить образовательный процесс на основе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Привлечь к образовательной деятельности родителей.

    Задачи: 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Приобщение к культуре и быту народов Урала (познание).

                      2. Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, формирование патриотических чувств (социализация).

                     3. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной связной речи. Практическое овладение воспитанниками диалогической речью через театрализацию сказов П.П.Бажова (коммуникация).

                     4. Развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширять у детей элементарные представления о художественной литературе Урала, знакомить с особенностями языка сказов П.П.Бажова (чтение художественной литературы).

                     5. Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов; приобщение к изобразительному искусству через рассматривание изделий уральских промыслов, иллюстраций, альбомов (художественное творчество).

                     6. Развитие музыкально-художественной деятельности через разучивание хороводов, пение песен об Урале, Бажове (музыка).

                     7. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (подвижные игры на основе подвижных игр Уральского региона и основе сказов П.П.Бажова); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности (физическая культура).

                    8. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений об основах нравственного поведения (здоровье).

                    9. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения на основе содержания сказов (безопасность).

    Участники проекта:

    - дети дошкольного возраста 5-6 лет,

    - родители,

    - воспитатели,

    - музыкальный руководитель.

    Предполагаемый результат:

    • Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова.
    • Родители активные участники образовательного процесса, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, готовят костюмы, участвуют в выставках.
    • Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Альбомы рисунков детей по сказам П.П.Бажова. Выставки поделок. Альбом «Наш Бажов».

    Почему я разработала этот проект:

            Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы. Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть по телевидению, редко встречается  и книга  в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза  при чтении – это необычный язык сказов и его отличие от  современной лексики.

            Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы.

           Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала.

    Содержание деятельности:

    I этап: Подготовительный (сбор информации).

    - Сбор материала о П.П.Бажове;

    - Выставка книг П.П.Бажова;

    - Чтение произведений П.П.Бажова;

    - Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).

    II этап: Исследовательский.

    - Экскурсия в библиотеку;

    - Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».

    - Рисование: «Огневушка-Поскакушка».

    - Лепка: «Малахитовые бусы»,

                   «Сережки из яшмы»,

                   «Родонитовые броши»,

                   «Украшения из малахитовой шкатулки»,

                    «Малахитовая чаша».

    - Ручной труд: «Каменный цветок»,

                              «Малахитовая шкатулка»

    - Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,

                              «Кулоны, броши».

    III этап: Заключительный.

    - Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).

    - Создание альбома «Наш Бажов»

    - Праздник «Наш Бажов» - комплексная итоговая деятельность с детьми.

    Образовательная область

    Мероприятие

    Задачи

    Физическая культура

    Подвижные игры

    Тематическое физкультурное занятие  «Игры народов Урала»

    Развлечение «Огневушка-поскакушка»

    Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.

    Здоровье

    Беседа «Как и чем лечились люди на Урале в давние времена»

    Закрепить представление о необходимости заботиться о своём здоровье с детства, уточнить, какие способы лечения болезней были у наших предков времён сказов П.П.Бажова.

    Безопасность

    Занятие «Поможем жителям всей планеты».

    Беседа «Что случится с людьми, если…»

    Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира.

    Обобщить представления детей о труде людей в давние времена, об опасности работы в забое и с камнем. Воспитывать любовь к своей Родине. Побуждать детей к развёрты-ванию сюжетно-ролевых игр, дидактических игр. Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготов-ленных своими руками. Развивать творческое вообра-жение, способность совместно развёрты-вать игру, согласо-вывая собственный игровой замысел с замыслами сверст-ников. Побуждать к проведению режиссёрских игр, игр-фантазий.

    Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

    Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

    Труд

    Конструирование «Малахитовая шкатулка».

    Ручной труд «Каменный цветок».

    Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в разных конструкциях. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном, бросовым и природным материалом, различными видами конструкторов.

    Познание

    Рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова,

    иллюстраций и книг  П.П.Бажова,

    иллюстраций о жизни простых людей тех времён.

    Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, Дать детям знания о культуре и быте народов Урала.

    Коммуникация

    Занятия:

    Беседа  «Что мы знаем о П.Бажове»;

    Заучивание  стихов о сказах П.Бажова

    Экскурсия в библиотеку.

    Чтение:

    Сказы:

    «Серебряное копытце»,     «Голубая змейка», «Огневушка-Поскакуш-ка»,

     «Медной горы хозяй-ка»,

    «Малахитовая шка-тулка»,

    «Синюшкин колодец»,                      «Каменный цветок»,                       «Таюткино зеркальце»,

    «Великий Полоз».

    Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх.

    Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Сказы П.Бажова», «побывальщины», забой, камнерезы, мастеровые, крепостные, и др.; расширяя и уточняя знания детей об истории Урала.

    Развивать умение связно, последователь-но пересказывать сказы. Развивать память, мышление, воображение, речь детей.

    Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

    Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

    Прививать интерес к художественной и познавательной литературе.

    Художественное творчество

    Рисование: «Огневушка-Поскакушка».

    Лепка:

    «Малахитовые бусы»,

    «Серёжки из яшмы»,

    «Родонитовые броши»,

    «Украшения из мала-хитовой шкатулки»,

    «Малахитовая чаша»,

    «Ящерица».

    Аппликация:

    «Моделирование ювелирных изделий»,

    «Кулоны, броши».

    Продолжать развивать творчество детей через рисование, лепку, аппликацию по тематике сказов. Знакомить с изделиями уральских промыслов через рассматривание иллюстраций, альбомов, малых форм.

    Музыка

    Разучивание песен:

    «Добрая сказка»,

    «У нас на Урале».

    Музыкальные игры:

    «Голубая змейка»,

    «Огневушка»,

    «Перстенёк»,

    Хоровод:

    «Шкатулочка».

    Праздник:

    «Наш Бажов»

    Через разучивание песен, игр, хороводов приобщать к культурному наследию народов Урала, развивать эстетический вкус, творчество.

    Социализация

    Сюжетно-ролевые игры по сказам.

    Создание поделок совместно с родителями.

    Приобщать к общепринятым нормам и  правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через ролевые игры по сказам П.П.Бажова, через совместный творческий проект с родителями. Формировать патриотические чувства.

    Литература:

    1. З.И.Смирнова, О.В.Толстикова «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала».
    2. «Малахитовая шкатулка» Свердловское книжное издательство.
    3. Сказы: «Серебряное копытце»,    

                            «Голубая змейка»,

                            «Огневушка-Поскакушка»,

                            «Медной горы хозяйка»,

                            «Малахитовая шкатулка»,

                            «Синюшкин колодец»,

                            «Каменный цветок»,

                            «Таюткино зеркальце»,

                            «Великий Полоз».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

            Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

    Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"

    Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства  р...

    Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

    Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

    Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность проектаСовременные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным прое...

    Информационный, исследовательский среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

    Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

    Информационный, исследовательский творческий, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я помню, я горжусь!"

    Георгиевская лента — это не просто кусок ткани, который можно привязывать везде. Это символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых рукопашных схватках, ...