Консультация для педагогов.Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка
консультация (средняя группа)

Комарова Дарья Олеговна

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение № 4 «Аленушка»

АО «МЕТРОВАГОНМАШ»

Консультация: Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка.

Подготовила: Комарова Д.О.

        г. Мытищи 2021г.


Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:

интеллектуального; эмоционально-волевого; деятельностного; нравственно-духовного.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

- Создать благоприятную предметно- развивающую среду для социального развития ребенка;

- Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

- Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

-Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника.

«Общие сведения о ребенке». В данном разделе следует указать, откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам. Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая; удовлетворительная; недостаточная; плохая; иное.

«Характеристика семьи». В данном разделе необходимо предоставить сведения о родителях. Заполнить подразделы:

- Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

- Тип семьи: а) благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания); б) неблагополучная (педагогически некомпетентная: отсутствует единство требований родителей, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются, систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении в детском саду); в) нравственно неблагополучная семья (родители ведут аморальный образ жизни, пьянство, тунеядство, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются); г) конфликтная семья (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты, родители раздражительны, жестоки, нетерпимы).

-Кто занимается воспитанием ребенка: мать, отец, бабушка, другие.

-Характер взаимоотношений родителей с ребенком: а) семейный диктат (систематическое подавление инициативы и собственного достоинства ребенка); б) чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); в) попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка) г) сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).

«Особенности внешнего вида ребенка», в данном разделе кратко отметить: осанку, походку, жесты, мимику, наличие слюнотечения и т.д.

«Соматическое здоровье» указать группу здоровья; как часто болеет, и какими заболеваниями; аппетит, характеристика дневного сна; страдает ли ребенок энурезом и (или) энкопрезом и т.д.

«Особенности моторной сферы».

-Общая моторика: норма, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловок.

-Ручная моторика: норма (сохранность функции), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (норма, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (норма, незначительные нарушения, нарушена, неполная).

-Ведущая рука: левша, амбидекстер, правша.

«Характеристика познавательной сферы ребенка». В данном разделе дать характеристику психическим процессам:

-Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий; какое внимание преобладает - произвольное, непроизвольное, другое.

-Характеристика памяти: медленно запоминает и быстро забывает, быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то чего нет в тексте), концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая.

-Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; (не) осуществляет простейшие классификации по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т.д.; (не) подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; (не) умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима) (не) понимает содержание сюжетных рядов и картин, (не) выделяет главное в воспринимаемой информации (не) выполняет счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности, явлений природы (определение по картинке называние по признакам) (не) понимает смысл предлагаемых заданий.

«Состояние знаний ребенка по разделам программы». В данном разделе описать знания ребенка об окружающем мире, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.

-Запас общих сведений об окружающем: называет, (не) называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года обозначает словом (затрудняется); признаки времен года называет, (затрудняется), не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны.

-Сформированность навыков рисования: (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.)

-Сформированность элементарных математических представлений. Количество и счет: ((не) дифференцирует понятия «один-много», (не) владеет количественным (порядковым) счетом в пределах…, (не)знает цифры от 1 до…, (не)соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, (не)сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счета (наложением, приложением, графическим соотнесением) или опосредованно (через счет), (не) знает элементы знаковой символики (<, >, +, - ,=), (не)владеет составом числа …, (не) решает примеры в пределах…, (не) решает задачи на наглядном материале.

-Восприятие цвета: представление о цвете отсутствует, различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.

Восприятие формы: не имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры (плоские и объемные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, последовательно называет дни недели, знает названия месяцев года, определяет и называет время года.

-Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.

Отношение к занятиям. В данном разделе определить (не) способен контролировать свою деятельность, (не) доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»); принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Характеристика речи ребенка.

-Звуковая сторона речи: охарактеризовать особенности звукопроизношения: в пределах возрастной нормы, фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен.

-Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, без видимых ограничений; за счет каких слов (частей речи) ограничен; слоговая структура слова не нарушена, негрубые дефекты слоговой структуры слова, слоговая структура нарушена, (не)нарушает структуру многосложных слов.

-Грамматический строй речи: сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован; особенности словоизменения, словообразования: сформированы, соответствуют возрастной норме, в стадии формирования, не сформированы. Отразить сформированность следующих умений: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

-Связная речь: соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована; характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, умение строить предложения по демонстрации, действий по картинке, умение составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение; возможность диалога.

Характеристика деятельности.

-Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель.

-Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собрать матрешку, пирамидку, сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.

Основные трудности, отмечаемые в общении. Трудностей нет; не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, мало контактен со взрослыми, детьми; конфликтен; иное.

Личностные особенности. Адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности , наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества : адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, лживость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых , аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

Особенности эмоционально-волевой сферы. Преобладающее настроение (мрачность , подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается сам (а), по просьбе взрослого , при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.); наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность.

Дополнительные особенности развития ребенка. В данном разделе можно отметить к какому виду деятельности замечены склонности, проявление творческих способностей. Причины отставания в развитии. Положительные и отрицательные качества ребенка.

Диагностика индивидуальных особенностей детей:

-Беседа и анкетирование родителей. Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

Диагностика развития ребенка. Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.

Наблюдение за поведением в группе. На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др. Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.

Методы, используемые в работе:

-Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

-Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

-Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

-Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

-Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка.

1 этап. Выбор.

Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап. Наблюдение.

-Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

-Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

-Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

-Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Диагностика.

-Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование);

-Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка;

-Подбор методик, определение методов и приемов работы.

4 этап. Работа.

-Подбор индивидуальных заданий;

-Связь с родителями и педагогами;

-Домашние задания;

-Корректировка задач, методов работы с ребенком.

5 этап. Контроль.

-Итоговая диагностика.

-Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника, должны соблюдаться следующие принципы:

-Принцип опоры на обучаемость ребенка.

-Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

-Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

-Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

-Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

-Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать.

-Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация эмоционального благополучия ребенка.

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

-«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

-«Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

-«Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.

-«Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводятся:

-Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).

-Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.

-Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.

-Коллективные работы по изобразительной деятельности.

-Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).

-Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).

-Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.

-Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

-Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.

-Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.

-Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.

-Игры драматизации.

-Театрализованные игры.

-Просмотр спектаклей.

-Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Для развития социальных навыков у ребенка проводятся:

-Дидактические игры («Правда или нет»).

-Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.

-Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет».

-Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкотерапии.

Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:

-НОД по экологии и по ОБЖ;

-чтение художественной литературы;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-разбор ситуаций;

-просмотр спектаклей на экологические темы;

-акции (Посади дерево, покорми птиц);

-уход за растениями в уголке природы и на участке;

-трудовая деятельность (различные виды труда).

Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию:

-Выработаны привычки нравственного поведения;

-Имеют способность к самооценке, оценке;

-Имеют представления о моральных качествах;

-Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;

-Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;

-Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;

-Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;

-Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

Предполагаемый результат:

-развитие социальной компетентности;

-развитие коммуникативных навыков;

-коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

-развитие чувства самоценности;

-коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Консультация для педагогов "«Особенности организации работы с детьми по художественно – эстетическому развитию (продуктивная деятельность) на свежем воздухе в условиях проведения летней оздоровительной кампании»

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом у...

Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»

Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

В данной консультации представлены направления и особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности....