Развитие мелкой моторики средствами пластилинографии.
статья (старшая группа)

Потапенко Мария Николаевна

Развитие мелкой моторики средствами пластилинографии.

                      Потапенко Мария Николаевна,

                                  Воспитатель ГБДОУ детский сад №51

       Василеостровского района Санкт-Петербурга

В данной статье рассматривается пластилин6ография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: мелкая моторика, пластилинография, нетрадиционный метод.

«Движения, особенно движения пальцев рук, сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше движения входят в жизнь ребенка, тем больших высот можно достигнуть».

Б. Никитин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_zhurnale_s_issn.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики средствами пластилинографии.

                      Потапенко Мария Николаевна,

                                  Воспитатель ГБДОУ детский сад №51

       Василеостровского района Санкт-Петербурга

В данной статье рассматривается пластилин6ография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: мелкая моторика, пластилинография, нетрадиционный метод.

«Движения, особенно движения пальцев рук, сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше движения входят в жизнь ребенка, тем больших высот можно достигнуть».

Б. Никитин

В последнее время мы часто сталкиваемся с детьми младшего возраста с не развитой моторикой рук, которые позже начинают говорить. Обоз различных источников литературы показывает, что развитие речи детей неразрывно связано с развитием моторики рук. Ученые обнаружили тесную связь между полушариями мозга и кистей рук, поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

В первые три года жизни, закладываются основы умственного, физического, нравственного развития ребёнка. Решение проблем в раннем детстве – это обеспечение полноценного развития ребенка.

Мелкие моторные навыки формируются в раннем возрасте, благодаря общей моторике. Сначала дети учатся хватать предметы, перекладывать их из рук в руки, а к 2 годам они уже умеют правильно держать ложку и карандаш. Дошкольный возраст характеризуется более сложными моторными навыками. Количество действий, требующих согласованных движений обеих рук, увеличивается.

Почему же речь так тесно связана с мелкой моторикой? На этот вопрос ответ дадут исследования нейрофизиологических ученых, занимавшихся проблемами нарушения речевого поведения. Ученые обнаружили, что в головном мозге очень близко к речевой зоне находится проекция руки, занимающая около трети всего объема двигательной зоны.

Именно проекция кисти и близкое расположение к моторным речевым зонам повлияли на то, что упражнения с тонкими движениями пальцев рук помогут ребенку развивать активную речь. У человека, у которого нарушена мелкая моторика, а также малые объёмы движений, недостаточный темп и переключаемость.

Данная тема актуальна не только для узкого круга специалистов, но также и для педагогов, особенно в начальных классах. В зависимости от того, как развивается мелкая моторика, существуют различные методы ее развития. Попробуем вспомнить, какие традиционные методы развивают мелкую моторику:

  1. В процессе массажа используются различные предметы: карандаши, грецкие орехи, щётки и другие.
  2. Упражнения для детей, занимающихся графическими упражнениями.
  3. Игры, развивающие тактильное восприятие: «Твердый», «Шершавый».
  4. Художественно-творческая деятельность: рисование на бумаге, глине, песке и других материалах;
  5. С пальчиковыми играми можно играть как с речевым, так и без него.
  6. Предметно-развивающая деятельность: сборка конструкторов, плетение шнурков и завязывания бантов;
  7. Принято говорить о традициях, установившихся в повседневной жизни. Эта методика широко представлена в литературе и опыте педагогов. Я активно пользуюсь этим инструментом. Я обратила внимание на так называемые "нетрадиционные" методы, то есть не изученные и малоизвестные.

К методам, развивающим мелкую моторику, относят:

  1. -аппликация с использованием подручных материалов может быть выполнена в различных техниках: рисование на песке, лепка из пластилина и так далее.
  2. -спектакль, основанный на теневом и пальчиковом театре.
  3. -иглотерапия.
  4. -Су-Джок терапия;
  5. -пескотерапия;
  6. -криотерапия;

В этой статье мы поговорим о том, как можно развивать мелкую моторику с помощью нетрадиционных методов. Искусство пластилинографии – это необычная техника, в основе которой лежит создание лепных полотен на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Пластилинография является одним из самых распространенных видов декоративного искусства. В первую очередь это развивает мелкую моторику, снимает мышечное напряжение и расслабляет мышцы. Увлекательное занятие, не требующее особых навыков и умений.

Понятие "пластилинография" имеет два корня: графический и изобразительный. Все дело в том, что пластилин – это материал, с помощью которого выполняются творческие замыслы. В данном случае речь идет о лепных картинах с выпуклыми или полукруглыми объектами на вертикальной плоскости. На занятиях по пластилилинографии дети знакомятся с формой и свойствами предметов. Дети учатся наблюдать за окружающими предметами, что способствует развитию наблюдательности. Её можно использовать как в детском саду, так и в дошкольном возрасте. Развивает творческую интуицию, творческий потенциал. С помощью лепки дети развивают воображение, моторику и мелкую моторику рук.

Виды пластилинографии

  1. Фактурная пластилинография -изображение больших участков картины на горизонтальной
  2. Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
  3. Контурная пластилинография- изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
  4. Модульная пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
  5. Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины собратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
  6. Многослойная пластилинография- объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
  7. Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
  8. Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
  9. Каждая техника – это игра, в которую играют дети. Позволяет ребенку чувствовать себя более раскованным, смелым, самодостаточным.

Особенностью выполнения работы является то, что она не занимает много времени.

1.Изображаемый объект скатывается в шарик или колбаску.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности

3.Расплющивая детали, соединять их между собой.

В чем особенности пластилинопластики? Не стоит забывать и о том, что малыши очень любят лепить. Пластилинография – это еще один вид пластилина, который подходит как для детей, так и для взрослых. Дети даже не догадываются, что с помощью пластилина можно рисовать.

С помощью пластилина ребенок может выразить свои эмоции, эмоциональное отношение к окружающему миру. Малыш постепенно осваивает искусство планирования, учится доводить начатое дело до конца и добиваться поставленной цели.

Не стоит забывать и о том, что пластилин – это не только пластика, но еще и отличное дополнение к сенсорному опыту ребенка. Для этого используется пластилин, который наносится на поверхность листа и скатывается в различные формы. С помощью пластилина можно научить ребенка читать и писать. В первую очередь это развивает мелкую моторику, а также творческую фантазию. Поделки из пластилина можно использовать не только для работы с детьми, но и в повседневной жизни. Большинство современных художников используют пластилин для вылепливания и вырезания персонажей.

Развивать мелкую моторику нужно с самых ранних лет. Дети младшего дошкольного возраста уже умеют раскатывать шарики и вытягивать их из пластилина. Пластиковые изделия позволяют развивать и обучать детей с самого раннего возраста. В процессе лепки мы развиваем мелкую моторику пальцев. Детям интересно раскатывать шарики, делать ямки и дырочки. Воспитатель учит детей лепить из пластилина картины, используя художественное слово и игровые приёмы.

У детей вызывает огромный интерес создание лепных картин с изображением выпуклых полу объёмных объектов. Проводя такие занятия, я заметила, что лепка помогает детям развить фантазию, творческое мышление, моторику, речь. Они положительно влияют на нервную систему ребёнка, легковозбудимые, шумные дети через некоторое время становятся более спокойными и усидчивыми. По мере того, как ребенок рассказывает о своих поделках, он учится правильно формулировать свои мысли и находить нужные слова. Дети становятся более наблюдательными, находчивыми и трудоспособными. Развивается логическое, образное и абстрактное мышление. Учится замечать мельчайшие детали окружающего мира, фантазировать. Развивает творческие способности, усидчивость, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. Развивается художественный вкус у ребенка.

Не перегружайте ребёнка, не затягивайте занятие. Идеальным вариантом является сочетание различных заданий, направленных на развитие способностей и умений. На занятиях по пластилинографии учитываются физиологические и психологические особенности ребенка. Упражнения по пластилинографии решают практические задачи, развивают творческие способности детей. В процессе обучения дети усваивают новые знания, обучаются новым навыкам и умениям. Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. Обыгрывание сюжета проходит в постоянном диалоге с детьми и взрослыми. Это способствует развитию мелкой моторики и речевой активности детей. Стихотворения, пословицы и потёшки. Упражнение длится от 15 до 30 минут.

При работе над проектом решаются такие задачи, как:

1.Развиваем мелкую моторику рук.

2.Интенсивная стимуляция зрительного и слухового восприятия, развитие связной речи;

3. Разрабатывать мелкие мышцы руки и координацию пальцев.

На занятиях по пластилилинографии обязательно присутствует динамическая разминка, дыхательная гимнастика и музыка. Все это приводит к тому, что дети становятся более общительными и уверенными в себе. Важным аспектом занятий пластилинографией является комплексный подход к развитию ребёнка.

1.Стимуляция сенсорной чувствительности происходит за счет более тонкого восприятия фактуры и цвета, что способствует развитию мелкой моторики.

2. Синхронизируются действия обеих рук, что позволяет планировать и реализовывать задуманное.

3. Развивается ловкость рук, улучшается согласованность движений. Упражнения на пальчиках улучшают кровообращение, укрепляют мышцы.

Пластилинография является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Литература:

1.Анистратова А.А., Гришина Н.И «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г

2.Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, 1998г.

3.Давыдова Г. Н «Пластилинография для малышей», Москва, Скрипторий, 2011 г.

4.Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М.: Мозаика – синтез, 2009

5.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.

6.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007-1

7.Нефедова Е.А. Узорова О.В. «Технология», Москва, 2005г.

8.Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Пластилиновая фантазия».

В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше увереннос...

Проект на тему: Развитие мелкой моторики посредством пластилинографии

Долгосрочный проект, расчитанный на работу с детьми и их родителями. Содержит четыре части: 1.Введение,2.Основную часть, 3.Заключительную часть,4.Библиографию. В проекте раскрывается проблема развития...

Развитие мелкой моторики через пластилинографию.

Проблема развития мелкой моторики рук детей с 2 до 7 лет является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. Одним ...

Развитие мелкой моторики через пластилинографию.

Проблема развития мелкой моторики рук детей с 2 до 7 лет является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. О...

Развитие мелкой моторики через пластилинографию

Пластилинография-это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.  ...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики через пластилинографию".

Пластилинография-это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.Лепкой...

Развитие мелкой моторики через пластилинографию

Проблема развития мелкой моторики рук детей с 2 до 7 лет является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. Одним ...