Детское экспериментирование
статья (старшая группа)

Попова Наталья Николаевна

Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_-_statya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация: ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире.

Ключевые слова: экспериментирование; исследовательская деятельность; познавательная активность; познавательно-исследовательская деятельность; проблемное обучение.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе [1].

С ростом и развитием ребёнка расширяется сфера его познавательных интересов. Происходит устойчивое и глубокое стремление к познанию окружающего мира. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, у него всё вызывает интерес, он задаёт много вопросов, основой из которых «почему?». Вопросы ребёнка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях  внешние проявления познавательной активности.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность.

 В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира [1].

 В системе дошкольного образования сформировался эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира экспериментирование. Он заключается в том, что даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся  занятия, на которых вместе со взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Любовь к экспериментированию объясняется тем, что детям присуще наглядно - действенное, наглядно - образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Малыши с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду — в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки превращаются в муку? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Зачем растение пьёт? Почему осенью много луж? И т.п.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны; знакомятся с электричеством, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки». Они с интересом открывают законы движения  «Почему движутся предметы?», инерции  «Монета в стакане» и пространства «Как превратить лилипутов в великанов ».

 Следует заметить, что дети экспериментируют с большим удовольствием вместе со взрослым. Перед воспитателем стоит задача развить поисковую активность и познавательную мотивацию. Наиболее эффективно они развиваются, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения [2].

При решении проблемной ситуации у детей зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные раннее знания и навыки в новых практических условиях, объяснить достигнутый результат. В связи с этим важной является постановка перед детьми проблемных вопросов, ответить на которые дошкольники смогут с помощью исследовательской деятельности. Своевременно  заданный вопрос направляет внимание детей на то, что может оказаться вне поля зрения в данный момент.

Дети выдвигают гипотезы и все они принимаются воспитателем, даже те, которые заведомо неверны. Педагог является партнёром в общении и в деятельности, поэтому все версии проверяет вместе с детьми. Обсудив полученные результаты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть. что из этого получается. Результатом опытов будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей: если.., то..; потому, что... [2].

Если ребёнок выдвинул версию, проверил её и обнаружил несоответствие результата и цели, то он может скоординировать свою деятельность и предложить новые гипотезы.

Для решения проблемных ситуаций требуется коллективное обсуждение, что позволяет детям конкретизировать свои знания и умения, контролировать способы выполнения и результаты не только своей деятельности, но и деятельности партнёров. Например, при установлении закономерности: у Саши шаг шире, чем у Оли, при измерении одной и той же дорожки Саша сделает шагов меньше, чем Оля, и наоборот: Оля сделает шагов больше, чем Саша.

Все результаты экспериментов обязательно фиксируются. Это отображается в рисунках, в картинках - схемах, в моделях, дневниках наблюдения. Особенно важно это делать при длительных экспериментах, длящихся неделю и более, чтобы интерес ребёнка не угас [1].

По окончанию эксперимента формулируется вывод, который дети делают самостоятельно, при помощи наводящих вопросов воспитателя. При таком подходе у дошкольника возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в своих силах [2].

Реализация работы показывает, что экспериментальная деятельность дошкольников способствует усвоению знаний, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать взрослого и  сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы. Приобретённый опыт помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем — в школьные годы.

Список литературы

1. Волосовец, Т.В.  STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности  и  вовлечения в  научно-техническое  творчество   /      Т.В. Волосовец,  В.А.Маркова,  С.А. Аверин.  —  2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112с.: ил.

2. Щетинина, О.В.    Экспериментальная   деятельность:  развитие поисковой  активности  и   познавательной   мотивации     /  О.В.Щетинина    //   Дошкольное воспитание.  —  2016.  —  №  3. —  С.  27-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...