Проект с патриотическим уклоном " Ах, красавица, береза".
проект (старшая, подготовительная группа)

Шевердина Диана

Тип проекта: познавательно-исследовательский., краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Цель: расширение знаний детей о берёзе, как дереве и как символа России.

 

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
3. Воспитывать патриотические чувства детей.
4. Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

 

Актуальность: Любая страна имеет свои официальные символы: флаг, герб, гимн. Однако у каждой страны есть свои неофициальные народные символы, которые являются неотъемлемой частью истории и культуры. Во многих странах мира есть свои растения- символы: В Канаде - клён, в Ливане – ливанский кедр, в Японии – сакура, в Индии – лотос. А что же в России?

Наша страна неотделима от белоствольной красавицы берёзки. Берёза встречается нам везде, и под окном родного дома, и в лесу, и на берегу водоёмов… Порой мы не замечаем её, не выделяем среди других деревьев… Но стоит нам покинуть родную страну, уехав за её пределы и мы разу замечаем, что в природе нам чего то не хватает….. А именно нашей белой берёзы, которая здесь у нас она везде, а за пределами нашей страны – она редкость. Почему же именно берёза издавна считается символом нашей Родины?

Проект «Ах, красавица, береза» разработан для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу.

Проблема: Дети интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.

Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления березе. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

План работы.

- Поиск информации о березе.

- Подбор дидактических и подвижных игр.

- Подбор произведений о берёзе.

- Выполнение творческих работ - (рисунки, поделки).

- Оформление выставки работ.

Этапы проекта:

 

1.Подготовительный:

-Определение объекта изучения.

-Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

-Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта.

-Изготовление наглядного и дидактического материала.

2. Реализация проекта:

Циклограмма деятельности детей

Понедельник.

1.Беседа « Что мы знаем  о  берёзе».

2.Чтение стихотворения  С. Есенин  «Белая береза под моим окном»

3.Рисование  «Берёзка»

4.Наблюдение за берёзой во время прогулки около детского сада.

Вторник.

1.Чтение произведений  русских писателей о русской берёзе.

2.Рассматривание иллюстраций и фотографий русской берёзы (разные времена года).

3.Настольная игра «Сложи картинку».

4. Ручной труд «Белая береза»

Среда.

1.Беседа «Что даёт берёза человеку».

2.Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги».

3.Отгадывание загадок о берёзе.

4.Разучивание пальчиковой гимнастики «Берёза».

 

Четверг.

1. НОД  «Берёза – символ России».

2.Русская народная игра «Плетень».

3.Аппликация  «Белая берёза».

Пятница.

1.Чтение «Гимн берёзе» Татьяна Герасимова.

2.Слушание “Ах ты, берёза” р. н. м. обработкам. Раухвергера.

3.Лепка « Под моим окном растет береза»

 

Самостоятельная деятельность детей и родителей

- Фото-сессия «Белая берёза под моим окном»

- Совместная деятельность детей и родителей «Русская красавица»(рисунки)

 

3. Заключительный:

- вернисаж детских работ по теме проекта;

- фотоколлаж «Белая берёза под моим окном».

Заключение:

Реализация проекта «Ах, красавица, береза» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Узнали о происхождении слова «берёза», о биологических особенностях, разновидностях, местах произрастания и значении берёзы в русском фольклоре, искусстве, музыке и повседневной жизни.

Можно смело сказать, что берёза в России нечто больше чем просто дерево. Оно в сердце, в сознание, в повседневном обиходе, в традициях, которые пришли из древности, в самой культуре. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bereza.docx752.98 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МКДОУ «Моховской детский сад»- «Большепанюшевский детский сад»

Воспитатель: Шевердина Д.А.

2024

Тип проекта: познавательно-исследовательский., краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Цель: расширение знаний детей о берёзе, как дереве и как символа России.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
3. Воспитывать патриотические чувства детей.
4. Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.

3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Актуальность: Любая страна имеет свои официальные символы: флаг, герб, гимн. Однако у каждой страны есть свои неофициальные народные символы, которые являются неотъемлемой частью истории и культуры. Во многих странах мира есть свои растения- символы: В Канаде - клён, в Ливане – ливанский кедр, в Японии – сакура, в Индии – лотос. А что же в России?

Наша страна неотделима от белоствольной красавицы берёзки. Берёза встречается нам везде, и под окном родного дома, и в лесу, и на берегу водоёмов… Порой мы не замечаем её, не выделяем среди других деревьев… Но стоит нам покинуть родную страну, уехав за её пределы и мы разу замечаем, что в природе нам чего то не хватает….. А именно нашей белой берёзы, которая здесь у нас она везде, а за пределами нашей страны – она редкость. Почему же именно берёза издавна считается символом нашей Родины?

Проект «Ах, красавица, береза» разработан для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу.

Проблема: Дети интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, но имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.

Предполагаемые результаты

В результате реализации проекта дети расширят представления березе. Сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

План работы.

- Поиск информации о березе.

- Подбор дидактических и подвижных игр.

- Подбор произведений о берёзе.

- Выполнение творческих работ - (рисунки, поделки).

- Оформление выставки работ.

Этапы проекта:

#1055;одготовительный:

-Определение объекта изучения.

-Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

-Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта.

-Изготовление наглядного и дидактического материала.

2. Реализация проекта:

Циклограмма деятельности детей

Понедельник.

#1041;еседа « Что мы знаем о берёзе».

#1063;тение стихотворения С. Есенин «Белая береза под моим окном»

#1056;исование «Берёзка»

#1053;аблюдение за берёзой во время прогулки около детского сада.

Вторник.

#1063;тение произведений русских писателей о русской берёзе.

#1056;ассматривание иллюстраций и фотографий русской берёзы (разные времена года).

#1053;астольная игра «Сложи картинку».

4. Ручной труд «Белая береза»

Среда.

#1041;еседа «Что даёт берёза человеку».

#1055;одвижная игра «Раз, два, три к дереву беги».

#1054;тгадывание загадок о берёзе.

#1056;азучивание пальчиковой гимнастики «Берёза».

Четверг.

1. НОД «Берёза – символ России».

#1056;усская народная игра «Плетень».

#1040;ппликация «Белая берёза».

Пятница.

#1063;тение «Гимн берёзе» Татьяна Герасимова.

#1057;лушание “Ах ты, берёза” р. н. м. обработкам. Раухвергера.

#1051;епка « Под моим окном растет береза»

Самостоятельная деятельность детей и родителей

- Фото-сессия «Белая берёза под моим окном»

- Совместная деятельность детей и родителей «Русская красавица»(рисунки)

3. Заключительный:

- вернисаж детских работ по теме проекта;

- фотоколлаж «Белая берёза под моим окном».

Заключение:

Реализация проекта «Ах, красавица, береза» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Узнали о происхождении слова «берёза», о биологических особенностях, разновидностях, местах произрастания и значении берёзы в русском фольклоре, искусстве, музыке и повседневной жизни.

Можно смело сказать, что берёза в России нечто больше чем просто дерево. Оно в сердце, в сознание, в повседневном обиходе, в традициях, которые пришли из древности, в самой культуре. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Беседа о березе для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширение представления детей о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о её значении в жизни человека.

Ход беседы.

-Дети, отгадайте загадку:

Стоит Алёнка - платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

Правильно, это берёза. Сегодня мы поговорим об этом прекрасном дереве. По каким признакам в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.) Чем покрыты стволы берёзы? (берестою.) Когда набухают на берёзах почки? (как только сойдет снег.) Какие они, почки, что вы можете о них рассказать? (Смолистые, душистые.) Какие у берёзы листочки, охарактеризуйте их? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.) Что появляется из надломленной веточки? (Из надломленной веточки будет капать сок.) Какие перелётные птицы собираются в березовых рощах? (Дрозды, кукушки, соловьи). Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.) С кем на Руси сравнивали красавицу -берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой). Молодцы дети,вы много рассказали о берёзе. Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Войдё шь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!Берёзовый лес весной звенит от гомона птиц. Пройдёшь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белый ствол и нежный листочек, посмотришь, как ветер сдувает жёлтый налет с серёжек, и станет радостно и легко. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её - привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг берёзы водили хороводы, заводили игры. О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен. Выразительно стихотворение С. А. Есенина о берёзе.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Послушайте пословицы и поговорки о берёзе : Берёза - не угроза : где стоит, там и шумит. Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. Где дубняк, там и березняк. И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Наша красавица берёзка умеет предсказывать погоду. Народные приметы: Когда лист с дуба и берёзы опал чисто, будет легкий год для людей и скота. Коли берёза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед —мокрое. Когда берёза станет распускаться, сей овес. Соловей начинает петь, когда может напиться росы с берёзового листа. Из берёзы течет много сока –к дождливому лету. Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки -весна будет ранняя.

Воспитатель обращает внимание детей на пейзажи. Какие они все разные и красивые. Белоствольные, с развивающимися на ветру зелёными кудряшками, то немного задумчивые, то ясные, кипучие. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью, распускающихся листочков берёзки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зелёною косынкою. А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж. Какое великолепное зрелище представляет берёза в зимнем серебристом уборе!

Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья. В древней Руси Новый год отмечали в марте. Этот праздник был связан с берёзой. С берёзой крестьяне-земледельцы связывали немало примет, обычаев. С давних пор на Руси отмечается праздник русской берёзки - Семик, во время которого берёзку чествуют, как дерево, олицетворяющее свет, чистоту, женскую красоту. Берёза приносит людям огромную пользу. В давние времена русский народ на бересте осваивал грамоту. Наши предки делали из бересты лапти, посуду, украшения, сувениры, берёзовой лучиной освящали жилище. В наше время плотная берёзовая древесина используется для изготовления мебели, лыж. Почки, листья берёзы, берёзовый сок, являются лекарственными и используются в медицине.

Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но ни в одной из них к берёзке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем стройную красавицу берёзку. Но мы должны не только любоваться берёзой, но и беречь ее (не ломать веток, не обдирать бересту).

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою –в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты берёзку посади!

Вам понравилась беседа о берёзе? Что вы узнали нового?

Беседа « Что дает береза человеку»

Воспитатель: Здравствуйте дети. Сегодня мы отправимся в Сказочный лес. И я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

(БЕРЕЗА)

Дети: Это берёзка!

Воспитатель: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в русском волшебном лесу дерева более родного и близкого.

Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с берёзой. (Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму).

Воспитатель загадывает загадки о берёзе.

Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Берёза)

***

Не заботясь о погоде,

в сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

май сережки дарит ей. (Берёза)

***

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка.

А платьице - в полоску. Ты узнаёшь. (берёзка)

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Прекрасна береза в любое время года. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

Ребята, что дает береза человеку? (Ответы детей). Береза необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. Древесину широко используют в хозяйстве, из коры березы получают деготь. (Все материалы воспитатель демонстрирует детям).

А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хвори в бани. Древесный гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. (Демонстрация материалов).

Но особенно ценен березовый сок. Однажды в своем лесу, я увидела засохшую березку. Как вы думаете, почему она засохла? (Ответы детей). Просто люди, собирая с березы сок, забыли залечить березовую рану, вот она и умерла, засохла. Но перед этим она, наверное, долго плакала. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Из-за него люди наносят раны березе. Эти раны долго не заживают, дерево гниет, на него нападают вредители и оно погибает. Что же делать? И сок нужен, и березы жалко. Ребята, когда вы берете сок у березы, не делайте отверстия большим, а просверлите его шилом, потом замажьте отверстие землей. Не будьте похожи на злого мальчишку:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною струей.

Игра «Все по домам»

Воспитатель выставляет силуэты разных пород деревьев с листьями. Раздает детям листья и говорит: «Перед вами стоят дома, и возле каждого дома растет дерево, у вас в руках листья от дерева под которым стоит ваш дом. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. Все по домам». Дети поэтому сигналу бегут по домам и становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он побежал.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети подходят к рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса).

Воспитатель: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, кудрявые, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.

(Дети замечают, что на коре нет черных отметен). Воспитатель предлагает их нарисовать пальчиком. После окончания работы, дети составляют березовую рощу.

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Береза — символ России»

Программное содержание: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к русским традициям, интерес к русскому народному творчеству.

Развивать память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные способности; воспитывать доброту, отзывчивость.

Ход занятия.
Воспитатель.

Чтение стихотворения В. Степанова «Наш дом».

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь;

И даже улице родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, свой общий дом.

Воспитатель: Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель. У каждой страны есть свои символы, которые люди уважают, гордятся ими и любят. Назовите символы нашего государства.

Дети. Флаг, герб.

Воспитатель. Какие цвета присутствуют на российском флаге.

Ответы детей.

Ребенок.

Белый – облако большое

Синий – небо голубое

Красный - солнышка восход

Новый день Россию ждет

Символ мира чистоты

Это флаг моей мечты.

Воспитатель: Мы живем в России. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов.

Показ слайдов.

Воспитатель: Посмотрите, как красивы и лес, и горы, и реки, и поля. Все это наша с вами страна. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень- очень родное. И оказалось, что многие люди думают о том, о чем будет моя загадка.

Загадка о березе.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

Дети. Береза.

Воспитатель: А как вы догадались, что это береза?

Дети: У нее белая кора. Белый ствол.

Воспитатель: Да, ребята, это береза. Живет она в лесу вместе со своими подружками. А, знаете ли вы, как этот лес называется?

Дети: Березовая роща (показ слайда).

Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.

Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берёз.

Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает».

Воспитатель: Как вы думаете, о чем говориться в этой загадке?

Высказывания детей.
Современному человеку не просто отгадать эту загадку. А когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить:

Показ слайдов:

Первое дело – лучина для освещения избы;

Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;

Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.

Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.

Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что за лукошко здесь стоит.

Достает из лукошка листочки березы, на которых написаны стихи о березе. По мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где березы изображены в разное время года.

Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Дети: Осенью.

Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась, снегом,

Точно серебром.

Дети: Зимой.

Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

Дети: Летом.

Береза – символ и гордость русского народа.

Какие вы молодцы, а какие вы еще стихи о березе знаете?

Стихи.

1 ребенок.

Опять о них кудрявых и белесых

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

2 ребенок.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

3 ребенок.

В сердце ты у каждого

Родина-Россия

Белые березки, колос налитой

Нет тебя привольней

Нет тебя красивей

Нет другой на свете

Родины такой.

Показ слайда.

Воспитатель: Почитался на Руси праздник русской берёзы, его празднуют и в наши дни — это праздник Троицы. На Троицу берёзовыми ветками украшают дома. Этот праздник напоминает встречу Нового года, только на Новый год украшают ёлку, а на Троицу берёзу. Стройную, кудрявую, белоствольную берёзу всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Говорил: «Стоит Алёнка, платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан».

Воспитатель: В старину юноши и девушки водили хороводы вокруг березы. Вот и я приглашаю поводить хоровод у нашей березки.

Исполняется русский танец «Во поле берёзка стояла»

Воспитатель: А напоследок давайте расскажем березке, что мы о ней узнали.

Дети рассказывают.Воспитатель: Так давайте же беречь и любить природу родного края и гордиться нашей страной!

Стихи, загадки, пословицы, приметы

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

(Н. Рубцов)

***

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

(П. Балацкий)

***

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорая берёзка –

Символ Родины моей.

(М. Ероха)

***

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин )

***

Чуть пригрело солнце откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы,

Развесила с тонких ветвей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Наряд её легкий, чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

(В. Рождественский)

***

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С.Есенин)

***

Опять о них, кудрявых и белесых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси…

(В. Васильев)

***

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

( А.Прокофьев)

***

Без берёзы не смыслю России,

Так светла по- славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена.

(О.Шестинский)

***

Деревьев разных не сочтёшь,

Одно другого краше,

Но где ты дерево найдёшь,

Родней берёзки нашей.

(Е.Серова)

***

Вся в серёжках.

Не боится вьюги и мороза.

Белоствольная царица – Русская берёза.

(А.Гришин)

***

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету дерева другого

Сердцу русскому милей.

(И.Агеева)

***

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

(А. Фет)

***

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

(И. Токмакова)

***

«Первый лист»

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым…

Давно им грезилось весной,

Весной и летом золотым, –

И вот живые эти грезы

Под первым небом голубым

Пробились вдруг на свет дневной…

(Ф. И. Тютчев)

***

«Золотая трава»

В летний день

За целебными травами

Мы идем

По опушке лесной.

Помоги нам,

Березка кудрявая,

Ты нам тайну

Лесную открой:

Где достать нам

Целебного сока?

(А.Барто)

Загадки

***

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёза)

***

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Берёза)

***

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Берёза)

***

На полях девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (Берёза)

***

Стоит в белой одежке, свесив сережки,

Роняет весной слезки. (Берёза)

***

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка.

А платьице - в полоску. Ты узнаёшь. (берёзка)

***

Эта модница лесная часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой, вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом, в день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. (Берёза)

(И. Семёнова)

***

Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены. (Берёза)

***

Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)

***

Белое платье, серёжки, как слёзки.

Так наряжаются только. (Берёзки)

***

Стоят столбы белы, на них шапки зелены,

Летом мохнатые, зимой сучковатые.

Где они стоят, там и шумят. (Берёза)

***

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)

***

Клейкие почки, зелены листочки.

С белой корой стоит под горой. (Берёза)

***

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица зелёны, шапочки белёны. (Берёза)

***

В белом сарафане стала на поляне.

Летели синицы, сели на косицы. (Берёза)

***

Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

***

Белоствольные красавицы дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются, а на веточках сережки. (Берёза)

***

Беленькие ножки, зелёные сапожки.

Кудрявые косички… Кто эти сестрички? (Берёза)

Приметы

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Когда берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое.

Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

Осенью листья берёзки начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.

Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.

Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Пословицы

Каковы березки, таковы и отростки

Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь

Бела береза, да деготь черен

Береза не угроза - где стоит, там и шумит

Березой обогреешься, а не оденешься

Горячему охотнику и березовый пень зайцем кажется

Ель или береза, а все дерево

И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут

Соловей начинает петь, когда напьется росы с березового листка

Отогрелся в Москве, да замерз на Березине

Горбатую березу распаришь да поправишь, а дурного человека хоть парь, хоть май

Березовицы на грош, а лес и рублем не уплатишь

Ельник, березник чем не дрова?

Толкуй про еловый, а березовый (а сосновый) крепче

Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к Успению

На Максима больных начинают отпаивать березовым соком

На Вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесят

На Сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду;

Когда береза станет распускаться, сей овес (симб.)

Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей

Коли береза передольхой лист распустит, то лето будет сухое

Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового лист

Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь

Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди

Клен да береза, чем не дрова (прибавка:хлеб да вода, чем не еда)

Бог создал человека и создал тальник и березник

Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь)

Пошел по широкой, где березки посажены

Четыре дубинки березовые, пятый кнут, по заказу свит

Узнаешь вкус березовой каши

На осине (липе) сижу, сквозь клену гляжу, березой трясу (пряденье)

Конспект НОД по рисованию « Березка»

Цель: закрепить умения детей рисовать березу.

Задачи:

1. Образовательная: Закреплять навыки рисования гуашью разных деревьев (старые, молодые, стройные, изогнутые), умение детей проводить тонкие линии концом кисти.

2. Развивающая: Развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержания и средств выразительности живописи, цветосочетание осенней природы.

3. Воспитательная: Формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней.

Словарная работа: кора, береста, чечевички, белоствольная.

Материалы: лист бумаги, кисть, гуашь, банка с водой, салфетка на каждого ребенка, иллюстрация с изображением березы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

В белом сарафане

Стояла на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Дети: Береза.

Беседа о березке, рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, какой у нее ствол?

Дети: Тонкий, гладкий, белый с темными черточкам.

Воспитатель: Сегодня я вам раскрою один секрет- через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»!

Воспитатель: Дети, вы, запомнили, как называются черные точечки на березке? Повторите.

Дети: Чечевички.

Воспитатель: Девушки носят сережки, и у березы тоже есть длинные сережки. Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена. Давайте представим, что мы маленькие семена березы.

-Дует ветер, семена летают в воздухе. (Дети кружатся.)

-Ветер стих, семена тихо падают на землю. (Дети приседают).

Воспитатель: Дети, а вы пробовали березовый сок?

Ответы детей.

Воспитатель: Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Даже птицы и животные пьют березовый сок. Движение сока у березки начинаются еще до появления почек.
Ребята, прежде чем мы приступим к работе, давайте проведем физкультминутку.

Физкультминутка: «Веселая березка»

Воспитатель: А теперь ребята встанем в круг и представим, что мы березки. Дети встают в круг и под музыку выполняют движения согласно текста.

Выросли березки в поле

Хорошо расти на поле! (Потягивание- руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивание- руки вверх)

Вот подул веселый ветер.

Закачались тут же ветки. (Дети машут руками)

Даже толстые стволы.

Наклонились до земли. (Руки на поясе, приседание).

Вправо, влево, взад, вперед.

Так деревья ветер гнет (Наклоны вправо-влево)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Опускают руки через стороны).

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами разговаривали о березе, теперь я предлагаю вам ее нарисовать.
Но сначала вспомним приемы рисования березы. Нужно набрать краску черного цвета и нарисовать ствол сверху вниз. Затем рисуем толстые и тонкие веточки. Затем набираем краску желтого или зеленого цвета и рисуем листья (если вы рисуете березку поздней осенью). Когда краска подсохнет набираем краску черного цвета и рисуем черточки –отдушины (чечевички). Все вспомнили приемы.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые березки у вас получились. Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего вам понравилось? Молодцы ребята, хорошо сегодня потрудились.

Конспект НОД по аппликации «Береза»

Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе.

Задачи:

- закрепить умение создавать образ берёзки в технике обрывной аппликации;

-расширить представления детей о березе как символе России;

-развивать мелкую моторику рук, стремление создавать изделия, радующие окружающих;

-закреплять у детей знания и навыки по работе с бумагой;

- воспитывать аккуратность, любовь к родному краю и бережное отношение природе.

Раздаточный материал: Картон синего цвета; клей и кисточки для клея; тарелочки с заготовками бумаги белого, черного и зелёного цвета для обрывной аппликации; салфетки, клеёнки на каждого ребёнка.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве. А о каком дереве, отгадайте загадку:

Русская красавица,

Стоит на поляне,

В зелёной косынке,

В белом сарафане.

Ответ детей:(берёза).

Воспитатель: правильно ребята, это берёза (Обращает внимание детей на экран).

-Посмотрите на картины художников, какие берёзки вы видите? Чем они отличаются, а чем похожи?

Ответы детей:(стройные стволы, тонкие, высокие, с длинными хрупкими веточками, разное время года).

Воспитатель: как называется место, где растёт много берёз?

Ответы детей:(называют берёзовая роща или березняк).

Воспитатель: березка одинаково хороша и в зеленой накидке весны, и в легком зелёном платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы (на экране иллюстрации берёз в разное время года)

-Чем отличается березка от других деревьев?

Ответ детей:(белой корой).

Воспитатель: правильно ребята, природа наделила только одно дерево нашего края белой корой (пробкой) с черными чечевичками. Берёза не только красивое дерево, она ещё приносит пользу для человека. А кто знает, какую же пользу приносит берёза?

Ответы детей: (из почек и листьев берёзы, заваривают витаминный чай; в берёзовом соке, очень много витаминов; из берёзовых почек делают лекарства; берёзовый веник используют в русской бане).

Воспитатель: молодцы ребята, всё вы знаете о пользе березы.

Сегодня я предлагаю каждому из вас сделать берёзку своими руками, чтобы в нашей группе появилась целая берёзовая роща.

Воспитатель: Ствол и молодую листву нашей берёзке мы будем изготавливать способом аппликации, но сегодня не будем вырезать ножницами, у нас с вами будет обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали не вырезаются из цветной бумаги, а обрываются руками и приклеиваются к основе. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий.

Воспитатель:1. Берем длинную полоску белой бумаги и обрываем края так, чтобы были похожи на ствол дерева.

2. Берём прямоугольную полоску черной бумаги для изготовления веток. Обрываем небольшие полоски, накладываем к стволу берёзки.

#1041;ерём квадрат зелёной бумаги, обрываем кусочки для листиков.

4. Из остатков черной бумаги делаем березе ее характерные полоски-чечевички, но можно чечевички и нарисовать при помощи карандаша.

5. Все готовые детали наклеиваем на картон.

6. Берёзка готова.

Воспитатель: Ребята, перед работой давайте немного отдохнём и разомнёмся.

Физминутка: Мы берёзку посадили (присесть,

И водой её полили, (руки вытянуть вперёд, помахать кистями).

И берёзка подросла, (встали)

К солнцу ветки подняла, (руки поднять вверх)

А потом их наклонила, (руки опустить вниз)

И ребят благодарила, (пружинка).

Повторение правил при выполнении аппликации:

-Держим кисть вертикально.

- Наносим клей на всю поверхность детали на клеёнке

-Пользуемся салфеткой, чтобы убрать лишний клей.

-Следим за чистотой рук, соблюдаем порядок на столе.

Воспитатель: молодцы, приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под запись мелодии «Звуки природы»

Итог занятия: а, теперь, ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашей группе.

Воспитатель: Чему вы научились?

Ответы детей: (мы научились делать берёзку в технике обрывной аппликации.)

- Ребята, а что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей:(мы узнали, что берёзка - это символ России; берёзовый лес называется березняк; на коре берёзы есть чечевички.)

Конспект занятия по лепке “Березка”

Цель: познакомить детей с нетрадиционной, художественной техникой изобразительного искусства-пластилинография.

Задачи:

#1054;богащать и уточнять представления детей о деревьях.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику детей.

4. Прививать у детей любовь к природе, развивать умение замечать изменения в природе осенью.

5. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Материал: белый картон, клеенки, тряпочки, пластилин, образец.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, наблюдения за березой в разное время года, беседы, чтение художественных произведений.

Ход занятия:

#1042; кругу: Колокольчик зазвучал, всех ребят в кружок позвал.

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листвой,

Ночью темной, грозовой,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

О чем это стихотворение?

Ребята, а как вы думаете, что такое лес? Да, это место, где растет много деревьев. Назовите деревья, которые вы знаете. А что есть у каждого дерева? Чем деревья отличаются друг от друга? А что могут делать деревья? (Они качаются, стоят, шумят, растут) Особенно красив лес в осеннее время года. Почему? Листья деревьев окрашиваются в разный цвет. В какой? А что еще делают листья? (осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят)

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

2. Мы вспомнили названия многих деревьев, но сегодня я бы хотела вам рассказать о березе. В русских лесах очень часто встречается березка. Березки есть и на территории нашего детского сада. Это красивое дерево. Ни в какой другой стране нет таких красавиц белоствольных берез. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года (презентация).

Рано утром встает березка солнце встречать,

Отряхнувшись, смотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Ребята, русская береза – символ нашей Родины (картинка березы).

Внимательно посмотрите на изображение берёзы и скажите, какая она? (красивая, стройная, высокая, белоствольная, кудрявая, раскидистая)

3. Я предлагаю вам нарисовать березку с помощью пластилина. Эта техника рисования пластилином называется ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.

- Из кусочка белого пластилина мы скатываем длинный жгут “колбаску” и наклеиваем ее, чуть прижимая к поверхности картона. Это будет ствол нашей березки.

- Из черного пластилина мы сделаем полоски на березке. Для этого мы возьмем совсем немного пластилина, скатаем из него маленькие жгутики и приклеим его на ствол.

- Ветки мы нарисуем черным пластилином. Для этого мы возьмем совсем немного пластилина, скатаем из него тонкие жгутики и приклеим к стволу.

- И последнее, что мы сделаем – это листья. Вспомните, что происходит с листьями деревьев осенью. Они меняют цвет и опадают. Раскатываем маленькие шарики, сплющиваем их пальцами и приклеиваем их на нашу березку. Вы можете их расположить на березке и под березой - на земле.

А перед тем, как рисовать, надо пальчики размять.

Мы берёзку посадили,

И водой её полили,

И берёзка подросла,

К солнцу ветки подняла.

А потом их наклонила

И ребят благодарила.

(дети выполняют задание под тихую музыку)

Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие) А знаете ли вы, какую пользу приносит береза? (само дерево используют как строительный и поделочный материал. Древесина березы очень крепкая и идет на изготовление мебели, лыж.

А русская баня с её щедрым жаром! Березовый веник – символ, страж чистоты, хорошее лекарственное средство. Из слоя коры, которую называют берестой, можно сделать различные корзины, коробки, сумки. В древности береста заменяла бумагу. На кусочках бересты писали острыми костяными палочками.

Из березовых почек и листьев изготавливают различные краски.

А еще, говорят, что это дерево способно исполнять их желания. Поэтому, можно подойти к березе и рассказать о своих мечтах.

А какой воздух в березовых рощах! Чистый и свежий)

Рефлексия: Ребята, сегодня мы поговорили с вами о красоте нашей родной природы и научились рисовать русскую березку пластилином. Какие трудности у вас возникли? Что нового вы сегодня узнали о березе?

Посмотрите, мы как будто пришли в березовую рощу…Березки стоят одна краше другой…А какая березка привлекла ваше внимание? Прикрепите сердечко. Обратите внимание на аккуратность и красоту березки.

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную… Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную.

Ребята, скажите, как нужно относиться к деревьям? Для чего нужны деревья? Правильно, деревья – это часть живой природы и давайте не будем их обижать, не будем ломать их ветки, рвать листья. И тогда наша природа отплатит нам добром и на нашей планете всегда будет чистый воздух, и мы тоже будем здоровыми. Давайте будем любить и беречь природу нашей Родины.

;n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Русская красавица-береза!" (С презентацией)

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально- художественная. Цель: развивать у детей активный интерес к познанию окружающего мира, творче...

Интегрированное занятие "Русская красавица - береза"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по аппликации в обрывной технике на тему: "Красавица береза" в старшей группе.

Формировать эмоциональное восприятие образа русской березы средствами разного вида искусства. Развивать творческую фантазию детей, умея составлять композицию из бумаги в технике мозаика....

Сценарий для организации мероприятия с патриотическим уклоном Для детей старшего возраста «Знайкины, Незнайкины загадки»

Сценарий для организации мероприятия с патриотическим уклоном Для детей старшего возраста«Знайкины, Незнайкины загадки»Цель: - воспитание чувства гордости за родное отечество;- создан...

Проект в старшей группе на тему «Береза – русская красавица».

Формирование представления о березе как у детей старшего дошкольного возраста экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе....

Проект в старшей группе на тему «Береза – русская красавица».

Формирование представления о березе как у детей старшего дошкольного возраста экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе....

Проект «Русская красавица - береза» (младшая группа)

 Важное, значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Проект позволит нам больше узнать ...