Для Вас, педагоги!
материал

Гладкова Наталья Сергеевна
  • Мастер-класс«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии развития критического мышления в образовательной деятельности дошкольников»
  • Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе.
  • Мастер-класс«Использование игровой технологии  «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»
  • Мастер-класс  «Использование технологии «общая теория сильного мышления» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста »

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии развития критического мышления в образовательной деятельности дошкольников»»

                                                                                 

 Цель: представление опыта работы по использованию  технологии развития критического мышления  для развития творческих способностей в образовательной деятельности детей

Задачи:

-познакомить педагогов с теоретическими основами технологии развития критического мышления   ;

- сформировать представление о возможностях технологии развития критического мышления   при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

- вызвать у педагогов интерес к  технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;

- показать практическое применение технологии развития критического мышления  для развития творческих способностей в образовательной деятельности детей;

Оборудование: Игровой набор « Дары Фребеля», оргстекло, мультимедийное оборудование.

Ход мастер –класса

Теоретическая чать

«Скажи мне – я забуду, 
Покажи мне – я запомню, 
Вовлеки меня – я пойму».

                                    Конфуций.

В настоящее время перед образованием стоит задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.  Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, нам педагогам  необходимо не просто давать детям готовые знания, а формировать у детей умения самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.   Добиться положительных результатов мне помогло использование в своей работе с дошкольниками технологии критического мышления.

    В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Первый этап – «вызов» пробуждается интерес к теме.

 второй этап – «осмысление» осмысленная работа с текстом или информацией.

 Третий этап – «рефлексия» размышления, формирование личностного отношения. Каждому из которых соответствуют определенные приемы

(Слайд 5)

• Верные и неверные утверждения

• Кластер

• Дерево предсказаний

• Толстые и тонкие вопросы

• Чтение с остановками

• Синквейн

• Кубик

• Перемешанные события

• Заучивание по схеме

• Загадка

• Цитата

• Корзина идей и многое другое. (Слайд 6)

Мне бы хотелось познакомить вас с  применением наиболее эффективных приемов критического мышления на каждой из ее стадий.

Практическая часть

 Задание для группы

Мозговой штурм: (Слайд 7)

Выскажите предположения, выберите подходящую версию.

Мозговой штурм (англ. – brainstorming) — интерактивный прием, который предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.

Задание группе: Мозговой штурм: Выскажите предположения, выберите подходящую версию.

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
Ответы:

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...

Прием «Логическая цепочка»  Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.

«Логическая цепочка»

Для установления умения устанавливать общий признак.

 - продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т. д.

Задание группе: Приведите свой пример «Логических цепочек».

Как просто рассказать о сложном? Как донести сложную мысль? Как объяснить материал ребёнку? В этом нам поможет прием- скрайбинг.

Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фламастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе). Выделяют три вида скрайбинга- рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг( магнитный) и онлайн-скрайбинг. (слайд 8)

Основные этапы скрайбинга(слайд 9)

Первое и самое важное — это научиться выделять основной смысл, который вы хотите донести до детей. Часто бывает, что за путаницей большого количества слов, текста или картинок можно потерять суть вашего рассказа.

Скрайбер немного волшебник. Он умеет превращать слова и фразы в понятные рисунки или схемы.

Задание 1 группе: Я предлагаю вам сегодня на нашем мастер – классе побыть волшебниками и, используя скрайбер технологию, представить небольшой материал к фрагменту занятия «Безопасность на дороге»

Прием Моделирование. Суть данного приема заключается в замещении одних объектов другими( реальные условными).

Задание 2 группе:Используя Игровой набор «Фребеля» придумать сказку.

Использование данного приема развивает воображение, фантазию, творческие способности, логическое мышление, чувство цвета и формы, внимание.

Рефлексия

       Наш мастер-класс подходит к концу. Вы многому сегодня научились и я думаю способны самостоятельно составить кластер по теме  «Что такое Критическое Мышление?» (слайд 10)

Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

 У вас есть 30 секунд.

     Использование в  работе с детьми дошкольного возраста технологии развития критического мышления СЧИТАЮ ПЕРСПЕКТИВНОЙ, ТАК КАК ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СПОСОБСТВУЕТ  повыШЕНИЮ  уровНЯ познавательной активности дошкольников, интереса к изучаемой теме, позволяет реализовать творческий и  познавательный потенциал каждого ребенка, творчески подходить к решению проблемных ситуаций, сложившихся  в результате совместной или самостоятельной деятельности дошкольников.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ. (слайд 11)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования технологии развития критического мышления в образовательной деятельности дошкольников»

Слайд 2

Цель : представление опыта работы по использованию технологии развития критического мышления для развития творческих способностей в образовательной деятельности детей Задачи: -познакомить педагогов с теоретическими основами технологии развития критического мышления ; - сформировать представление о возможностях технологии развития критического мышления при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО; - вызвать у педагогов интерес к технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов; - показать практическое применение технологии развития критического мышления для развития творческих способностей в образовательной деятельности детей;

Слайд 8

« Скрайбинг » РИСОВАННЫЙ Магнитный (аппликационный)

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисованию в младшей группе.

Цель:

- Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

 - Формирование познавательной активности ребёнка.

 Задачи:

Внедрение атр-терапевтических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, через работу с солью.

Продолжать применение здоровье-сберегающих технологий, при работе с солью.

Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества.

Формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений.

Вызвать интерес к изображению новым способом рисования.

Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши.

Расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски).Развивать творческий потенциал.

 - Побуждать воспитателей к поддержке интереса и любознательности детей;

  Способствовать стремлению воспитателей взаимодействовать со своим ребёнком;

Мы верим и ценим творчество ребёнка, самое главное не мешать ему открывать мир. Изобразительная деятельность - развивает у ребёнка сенсорные чувства цвета, формы и композиции. Если ребёнка на занятии научат рисовать человека, чашку или слона, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время. Важно не просто научить детей, умениям и навыкам, но и максимально раскрыть их творческий потенциал. Знакомство детей с рисованием цветной солью позволит расширить творческие способности ребёнка, его фантазию и воображение.

Оригинальные способы создания картин вызывают все большую заинтересованность у педагогов и родителей дошкольников. Рисование солью и акварельными красками относится к нетрадиционным техникам. В народе его часто называют объемным. Рисунок выступает на листе бумаги, а кристаллики соли играют на свету, что создает непередаваемую атмосферу волшебства и сказки.
Знакомство с техникой правильно будет начать с демонстрации картинок, нарисованных с помощью соли. Прежде чем приступить непосредственно к рисованию, следует определиться, что будет рисовать ребенок или группа детей. Полезно поговорить на тему будущего рисунка
Техника рисования построена на способности соли впитывать цветной пигмент, ее объёмности и блеске при высыхании.
Классический способ рисования солью и акварельными красками выглядит так: Нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА( в группе раннего возрасте рисунок наносит педагог)

В группе раннего возраста стоит начать с элементарных рисунков узоров круг, прямая, волнистые линии. Обильно посыпать рисунок солью. Пока соль подсыхает можно провести подвижную игру

Через пару минут кисточкой или пипеткой набрать разведённую водой акварель. Слегка притронуться краской к рисунку. Клей быстро впитает пигмент.

Полученные рисунки можно продемонстрировать а выставке как в группе так и на этаже возле группы, сделав выставку



Предварительный просмотр:

 «Использование технологии «общая теория сильного мышления» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста »

Мне хотелось бы начать с известной  притчи про трех слепых и слона: «Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал ухо и решил, что он  похож на веер. Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно».  Как вы считаете, почему они были все правы и не правы одновременно? Совершенно верно, они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей. Без развитого системного мышления человек всю жизнь воспринимает мир как слепые из притчи, не выстраивая из фактов целостной картины, не понимая закономерностей.

Поэтому  формировать  системное мышление, развивать комплекс необходимых мыслительных операций  для полноценного познания объектов окружающего мира необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Я считаю, что эффективный  способ  формирования у  дошкольников моделей системной мыслительной деятельности  это технология  «общая теория сильного мышления».

Технология представляет собой систему игровых методов и приемов, позволяющих находить неявные ресурсы решения задач, устанавливать причинно – следственные связи, строить классификационные системы, рассматривать изучаемые объекты в системе и представлять их в моделях.

Использование технологии «общая теория сильного мышления» в дошкольном возрасте предполагает формирование у дошкольников двух базовых моделей мышления.  Элементарная модель «Элемент – Имя признака – Значение имени признака» формируется в результате использования игровых методов и приемов, формирующих умение определять признаки объектов и их связей через анализаторы, способствующих освоению детьми постановки проблемных вопросов и способов преобразования признаков объектов.

Формирование модели мышления более сложного характера  - модели системной мыслительной деятельности осуществляется путем использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста пошаговых алгоритмов выполнения мыслительных операций, с которыми хотелось бы вас познакомить более подробно.

        Использование технологии «общая теория сильного мышления» в дошкольном возрасте предполагает формирование у дошкольников двух базовых моделей мышления.  Элементарная модель «Элемент – Имя признака – Значение имени признака» формируется в результате использования игровых методов и приемов, формирующих умение определять признаки объектов и их связей через анализаторы, способствующих освоению детьми постановки проблемных вопросов и способов преобразования признаков объектов. Поэтому необходимо на первых этапах научить детей выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагировать их от второстепенных качеств, устанавливать связи между понятиями.

       С детьми  старшего дошкольного возраста ведется работа по  формированию основ модельного системного мышления, позволяющей рассматривать объект исследования как систему: его функции, признаки, взаимосвязи с другими объектами,  возможности его преобразования во времени. Дошкольники в совместной и самостоятельной деятельности   анализируют изучаемый объект, выявляют его составные части  и его место в общем окружении, в котором он осуществляет свою функцию.

Надсистема в прошлом

  • Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?

Надсистема в настоящем

  • Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением? Что

из них полезно, что вредно, опасно? 

  • Место, где выполняется главное назначение объекта.

Надсистема в будущем

  • Какие ещё объекты с таким же назначением? Что

из них полезно, что вредно, опасно? 

Место, где выполняется главное назначение объекта.

Прошлое

  • Каким был «предшественник»? Как выполнял свое

назначение?

  • Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать

современный объект? Какая мечта была у человека, что бы придумать объект?

  • Как называется объект?
  • Для решения какой проблемы люди его создали? Чем он

человеку помогает? (Функция).

Будущее

  • Что сейчас нас не устраивает? Какие проблемы

появляются?

  •  Что хотелось бы изменить в объекте? Что можно добавить к объекту? Как он изменится? Чем это хорошо или плохо? Что будет с объектом, если он подружится с другими предметами?

Подсистема в прошлом

  • Какие части у объекта? Как каждая из них помогает

выполнению назначения?

Подсистема в настоящем

  • Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает

выполнению назначения?

Подсистема в будущем

  • Какие части будут у объекта? Как каждая из них помогает

выполнению назначения?

Посредством использования игрового  приема «Многоэкранная схема сильного мышления» дети старшей группы  учатся  анализировать изучаемый объект, определять подсистему объекта настоящего времени, то есть путем анализа вычленять из целого его составные части, определять надсистему объекта – сравнивая с другими похожими объектами окружающего мира, выявлять окружение объекта, в котором выполнялась его функция, то есть частью чего он является, рассматривать исследуемый объект во времени (его настоящее, прошлое, будущее).  В подготовительной группе дошкольники исследуют подсистемы и надсистемы уже не только объектов настоящего, но и будущего и прошедшего времени.

В результате у детей старшего дошкольного возраста формируется модельное  системное мышление,  активизируются  мыслительные операции, позволяющие  в полной мере изучать систему связей любого объекта материального мира.

Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону,1994г.-стр.75-77.
      12.Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск:ООО"Росток",2016.-64с.
      13.Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческиезадачи.-Ульяновск,2017.-152с.

14.Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников.- АО «Первая образцовая типография. Ульяновск, 2020.-96с.

15.Сидорчук Т.А, Семенова Н.В. Обучение дошкольников способамработы с проблемами.- АО «Первая образцовая типография. Ульяновск, 2021.-160с

16.Сидорчук Т.А. Я познаю мир.- АО «Первая образцовая типография. Ульяновск, 2015.-136с

17.Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей» - М., 2001.- 42с. 19.Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару. – М.Минск, 2018 – 57с.

18.Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / – Ярославль: Академия развития, 2014. – 96 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...