Семинар – практикум. «Радуга общения»
материал

Горожанцева Наталия Валерьевна

Семинар-практикум для молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-pravktikum_raduga_obshcheniya_.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад"

Семинар – практикум

для молодых педагогов

«Радуга общения»









Подготовила:

воспитатель

Горожанцева Н.В.

Цель:

  • проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, определить, какие условия следует соблюдать, чтобы организовать эффективное взаимодействие в системе «педагог-родитель».

Задачи:

  • ознакомить педагогов с эффективными способами общения с родителями
  • развивать у педагогов коммуникативные навыки
  • развивать у педагогов умения использовать невербальные средства общения

Материалы: карточки с названиями животных, смайлик, карточки с упражнениями - 4 ситуации.

Ход

Игра-приветствие. (1мин)

Цель: снижение эмоционального напряжения участников

Все участники сидят в кругу. Ведущий говорит: «Здравствуйте. Я - Наташа. Я сегодня вот такая (показывает свое состояние мимикой и жестами)». Представьтесь пожалуйста.

Упражнение «Ассоциации». (2мин)

Ведущий: Так как наш семинар посвящён навыкам эффективного общения, то давайте для себя выясним, что же для каждого означает слово «общение». Высказывание участников. Затем все варианты зачитываются.

1. Контакт

2. Беседа

3. Встреча

4. Разговор

5. Переговоры

6. Обмен информацией

7. Процесс восприятия и познания друг друга

8. Прием информации

9. Передача информации

10. Самовыражение

11. Поддержка

12. Взаимопонимание

13. Сплочение И т. д.

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты.

Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Упражнение «Идеальное общение - кто вы? »

Участники садятся в круг.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Ведущий раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, ведущий тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

-Уважаемые коллеги! Наш сегодняшний семинар я предлагаю посвятить совершенствованию навыков общения.

Упражнение «Желаю Вам» (5мин)

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

В завершении можно отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом служат добрые слова. 

Вопросы после упражнения:

Что вы чувствовали, высказывая пожелания?

Удалось ли вам высказать комплимент?

Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

Притча «Страшный сон» (5мин)

Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

«Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

«Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных».

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ:

«Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать».

Вопросы для обсуждения:

В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?

Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или второй толкователь?

Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

Педагоги, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на «хорошей ноте».

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза».

А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка:»

Упражнение

Используя «принцип сэндвича» сообщите родителю:

1. Ребёнок не заинтересован на занятиях по развитию речи.

2. Ребёнок постоянно обижает одного из детей.

Педагог, в общении с родителем, должен использовать технику «Я – высказывания» - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

Для обучения этому навыку надо составить алгоритм построения "Я - высказывания":

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего). Например: "Когда Дима на мою просьбу поднять стульчик, ответил: "Я не буду:" (Сравните: "Когда Дима с наглой усмешкой отказался выполнить мое требования поднять стул:").

2. Точное выражение словами своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации. Например, если вам необходимо рассказать родителям о конфликте, возникшем у вас с ребенком, постарайтесь не обвинять ни родителей, ни ребенка, а выразить свои чувства: "Я расстроилась:", "Я рассердилась:".

3. Описания причины возникновения чувства. Например: "Ведь я накануне предупреждала о том, что стулья хрупкие, старые:".

4. Выражения просьбы. Например: "Я прошу вас проконтролировать в течении недели проконтролировать (то - то и то- то) и прийти в пятницу, или позвонить мне, чтобы обсудить наши совместные действия.".

Упражнение

Используя я высказывания сообщите родителю:

1. Ребёнок не хочет сам одеваться на прогулку.

2. Ребёнок не собирает игрушки после игры.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма общения с родителями о ребенке вызовет наименьшее сопротивления и недовольство вашим общением, потому что показывает вашу заинтересованность в решении проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношения к ребенку, а также желания совместного взаимодействия с родителями.

«Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

Если же случается такая ситуация, когда « трудный родитель не хочет ничего слышать, он разгневан, как же сохранить спокойствие в этой ситуации.

Упражнение «Резервуар». (5мин)

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Упражнение «Яблоко и червячок»(5мин)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)

Итог.

Давайте же подведём итог нашему семинару. Я предлагаю вам на большом листе составить кодекс Эффективного общения воспитателя.

«Обратная связь»

1. Рефлексия впечатлений.

2. Что мне понравилось?

3. Что мне не понравилось?

4. Где я мог бы применить полученные знания?

5. Мои пожелания.

Метафора общения.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания.

Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Эффективное общение с родителями"

данный семинар поможет педагогам  улучшить  работу с родителями....

Семинар-практикум "Межличностное общение в ДОУ как фактор успешности воспитанника"

Методическая разработка семинара-практикума адресована методистам, педагогам-психологам и воспитателям ДОУ.  Посвящена общению как психологическому феномену. В ходе работы на семинаре-практ...

Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"

Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

Семинар-практикум «Эффективное общение воспитателя с родителями»

Цель: способствовать преодолению педагогами трудностей в общении и взаимодей­ствии с родителями.Задачи:1)   актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с родите­лями;2)...

Семинар-практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы....

Семинар-практикум Эффективное общение педагогов с родителями

Цель семинара: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников и преодолению трудностей в общении...

Цикл семинаров-практикумов "Уроки общения"

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей....