ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья

Склярук Марина Павловна

Принцип единства целей образовательного процесса, принцип систематичности, принцип плановости, принцип индвидуальности, принцип современности – это основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВКЛЮЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Автор: Склярук М.

Название организации

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации всегда стремится к открытой социально-педагогической системе, готовой к тесному сотрудничеству со всем социальным окружением, и прежде всего с семьей. Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. [1]

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы  и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто,  что  одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а  ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического  и  психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Также родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов

Принцип единства целей образовательного процесса, принцип систематичности, принцип плановости, принцип индвидуальности, принцип современности – это основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями. [2].

Прежде чем начать долгую и упорную работу с родителями, которая будет успешной, важно педагогически правильно включить их в образовательный процесс.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольной организации.

Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы : активность + осознанность + самостоятельность.

Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов.

В дошкольной образовательной организации должны быть созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитателей по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. [3].

В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, важно поставить цель: максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы, через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Эффективным будет разработка годового плана с комплексом мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательный процесс.

С учетом ФГОС ДО, модель образовательного процесса предусматривает две составляющие: - совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты); - самостоятельная деятельность дошкольников. Включение родителей в образовательную деятельность должно проходить постепенно, чтобы родители могли не просто проявить интерес, а стать сотрудниками воспитателя, принимающими цель и методы работы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Авторы С.М. Тычкина, Т.Ф. Дробышева предлагают следующую структуру вовлечения родителей в образовательную деятельность:

1 этап: знакомство с семьей;

2 этап: непосредственное участие родителей в жизни группы;

3 этап: организация и самостоятельное ведение некоторых форм образовательной деятельности родителями.

На первом этапе происходит знакомство с семьей. Данный этап актуален для семей, пришедших в ДОО впервые. Каждая семья совместными усилиями оформляет презентацию своей семьи. Это может быть творческое сочинение, стихотворение, рассказ, рисунок, аппликация, генеалогическое 28 древо, фотомонтаж и т.д. На основе чего воспитателем оформляется групповая папка «Это я и моя семья».

 Вторым этапом вовлечения родителей в образовательную деятельность станет предложение непосредственно поучаствовать в жизни группы. Это предполагает привлечение родителей в качестве участников мероприятия совместно с детьми. Родители пробуют вместе с детьми старшего дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности отвечать на вопросы и сами задавать их, вместе с ребенком петь, танцевать, рисовать, выполнять различные задания, а после всех мероприятий поделиться с воспитателем своими впечатлениями.

Л.А. Королева приводит такие примеры из практики: в ходе НОД по речевому развитию «В гостях у бабушки Матрены» в старшей группе родители активно выступали в роли сказочных гостей (как организаторы НОД); как активные партнеры детей по играм в ходе НОД (родителям раздаются картинки с домашними животными. Мама (папа) говорит: «Я мама (папа) собака», ребёнок добавляет: «А я твой щенок» и т. д.; родитель надувает мыльные пузыри, дети наблюдают за пузырями и отвечают на вопросы: Сколько пузырей мы видим? (много), Какой формы? (круглые), А что делали пузыри? (летали, лопались, кружились, поднимались, опускались) [4].

Родители могут участвовать в образовательной деятельности в качестве представителей разных профессий, рассказывая детям и показывая на экскурсиях место своей работы.

Одной из распространенных форм сотрудничества с родителями является привлечение их к участию в походах, экскурсиях и спортивных мероприятиях. Родители могут самостоятельно составить карту-маршрут к лесной поляне, а в лесу выполнить с детьми все задания, которые для них приготовил аниматор (эту роль исполняет родитель одного из воспитанников).

Такие совместные мероприятия, как считает Н.А. Логинова, «не только сплотили семьи, но и оказали ни с чем несравнимый оздоровительный эффект» [5].

На третьем этапе, когда родители уже побывали вместе с детьми участниками разных форм образовательной деятельности, им можно предложить принять участие в проведении, а затем и самостоятельной организации занятий, фольклорных праздников, проектной деятельности, выставках и конкурсах.

Л.В. Петухова [6] в своей работе приводит подробную модель взаимодействия семьи и ДОО в процессе развития художественнотворческих способностей детей старшего дошкольного возраста, обосновав, что ее использование способствует развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Родители совместно с детьми в рамках НОД по нетрадиционному художественному творчеству рисуют иллюстрации к сказкам, рассказам, затем сшивают книги и дарят их в младшие группы. Родители выступают как помощники воспитателя в организации сюрпризных моментов (играют роли сказочных героев), а также выполняют совместно с детьми иллюстрации к сказкам в разной технике. Родители, имеющие опыт в данном направлении, становятся консультантами для тех, кто только осваивает техники наравне со своими детьми.

Также в рамках занятий создаются украшения для группы к праздникам (Новый год, 23 февраля, 8 марта и др.). Совместное творчество детей и родителей в творческих мастерских формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать.

В рамках НОД по познавательно-речевому развитию родители могут принять участие в организации и проведении выставок различной тематики. Родители помогают ребенку подобрать экспонаты на выставку (например, «Любимые книги нашей семьи», «Весенние приметы» и т.п.), составить «правильную речь экскурсовода». Родители и дети также совместно выступают в качестве экскурсоводов на выставке.

Анализ нормативных документов и практики ДОО по вовлечению родителей в образовательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы:

1. Взаимодействие с родителями должно организовываться на разных этапах и в рамках различной деятельности, что предусмотрено требованиями ФГОС ДО и примерными ООП ДО.

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность должно происходить постепенно от наблюдателя к организатору и ведущему. При 32 этом педагоги ДОУ помогают родителям овладевать педагогическими приемами сотрудничества с детьми дошкольного возраста.

3. Формы взаимодействия могут быть разнообразными, главное при выборе формы, чтобы родители чувствовали свою незаменимость в воспитании и образовании детей.

4. Педагоги ДОУ должны уметь максимально использовать таланты родителей воспитанников при выборе форм взаимодействия.

Важно не останавливаться на достигнутом, продолжая искать новые формы и технологии взаимодействия с родителями.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/ll/PR_1155.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

2. Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. — 2020. — № 1(8). —С. 34—37.

3. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания : учеб, пособие / В. В. Чечет. — Мозырь : ООО «Белый ветер», 2003. — 292 с.

4. Королева, Л.А. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / Л.А. Королева // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы международной научно- практической конференции 10–11 ноября 2012 года. – Пенза, Москва, Витебск: Научноиздательский центр «Социосфера», 2019. – С. 460.

5. Логинова, Н.А. Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Логинова // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы международной научно- практической конференции 10–11 ноября 2012 года. – Пенза, Москва, Витебск: Научноиздательский центр «Социосфера», 2019. – С. 465.

6. Петухова, Л.В. Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ [Текст] / Л.В. Петухова // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 9. – С. 189.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детско-родительские проекты, как средство включения родителей в общественную деятельность дошкольной организации»

Консультация для педагогов ДО «Детско-родительские проекты, как средство включения родителей в общественную деятельность дошкольной организации»...

Использование педагогической технологии «Развивающие ритуалы» в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации

Коллективом МБДОУ д/с № 53 города Белгорода в рамках участия в региональном проекте «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образо...

«Использование современных форм и технологий в повышении качества образовательной деятельности ГБДОУ»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Мастер-класс «Использование арт-технологии «сказкотерапия» в образовательной деятельности дошкольной организации для развития артистической одарённости дошкольников

Цель:создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию в своей работе сказкотерапии.Задачи:- познакомить педагогов с технологией « сказкотерапия»;- способствовать развитию ...

«Включение семьи в образовательную деятельность через знакомство с современной детской литературой на примере книги Виммельбух»

Опыт работы с родителями по организации образовательной деятельности через современную детскую литературу....

Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...