Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математики
презентация

Газиева Юлия Валерьевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике .

Слайд 2

Моделирование - исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Слайд 3

Результатом процесса моделирования является модель. Модель - объект-заместитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал, воспроизводя интересующие свойства и характеристики оригинала.

Слайд 5

Модели числа и геометрических фигур

Слайд 7

Наглядная объемная модель «Солнечная система

Слайд 8

Наглядная плоскостная модель "Счетный торт

Слайд 9

Модель «Неделя»

Слайд 10

Модель года и модель месяца

Слайд 11

Игра « Танграм »



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\admin\Downloads\Логотип (10).jpg

 города Новосибирска «Детский сад № 500»

630073, г. Новосибирск, ул. Стартовая, 1/3, тел. 347-41-61

«Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике»

Подготовили воспитатели:

 Газиева Юлия Валерьевна,

Коздрина Оксана Игоревна

Новосибирск 2022

«Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике»

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Процесс формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.       

Игровая форма при проведении ФЭМП понятна и интересна детям. С каждым разом дети всё больше втягиваются в обучающий процесс. При этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, ФЭМП для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс.

Применения моделирования как метода математического обучения допустимо и эффективно в детском саду. Это связывается в первую очередь с тем, что мышление детей во многом стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка. Первоначально источником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения. 

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.  Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей: Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности. Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде. Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются: заместители, пиктограммы, мнемотаблицы. У каждого воспитателя в процессе работы существуют свои модели, с которыми он работает с детьми.

Расскажу о некоторых…

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие.  

Модели числа. Лепка цифр и геометрических фигур. Как показывает практика, не все дети легко запоминают образ цифр. Здесь на помощь приходит прием моделирования цифр из пластилина (или соленого теста) и ее украшение. Аналогично из пластилиновых жгутиков можно моделировать и геометрические фигуры. Такой прием развивает мелкую моторику, тактильные ощущения. Его лучше включать в свободную деятельность детей, поскольку он может затянуться по времени.

  • Наглядная плоскостная модель "Домик, где знаки и числа живут» позволит улучшить навыки количественного и порядкового счёта. Здесь используется прием счета предметов на картине.
  • К созданию моделей подключаем родителей (родители дома вместе с ребенком создают модель). Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон: воспитатель, родитель и ребенок. В наглядную объемную модель «Солнечная система»  входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца, то есть все эти 10 космических тел объединены в одну группу. Данная модель нравится детям, с ее помощью можно закрепить представления детей о геометрических телах и фигурах в процессе сравнения; научить детей определять термины группировки, классификации, связи и зависимости, последовательности полученной группы (солнечная система); совершенствовать порядковый и количественный счет; закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний; закрепить умение решать арифметические задачи.
  • Наглядная плоскостная модель "Счетный торт" даёт детям представления о понятии "целое" и "часть".

Модель «Неделя» показывает место каждого элемента недели в схеме и цикличность (периодичность, алгоритм). Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, чаще всего мы обозначаем её цветом или количеством кругов. Элементы модели лучше располагать по кругу (в виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов, бус с разными бусинками, таким образом, будет лучше видно, что после воскресенья опять приходит понедельник, и дни недели следуют друг за другом без конца).

Модель года и модель месяца могут быть представлены в виде различного вида календарей. Самой доступной моделью года для детей этого возраста является отрывной календарь. Дети легко усваивают, что листок – это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки. По такой модели дети могут проследить, что время течёт и с каждыми сутками приближается ожидаемая дата (выходной, праздничный день или день рождения). Более сложной моделью является календарь месяца, где отражается взаимосвязь между такими единицами времени, как сутки и неделя. Поэтому в подготовительной группе важно иметь календарь на текущий месяц.

Дети старших групп любят игру «Танграм». Игра «Танграм» даёт отличную возможность составлять фигуры из геометрических фигур по схемам. Это наглядный метод моделирования – представления о понятии "целое" и "часть"..

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Так же на развивающих играх по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша, «Цветные счётные палочки Кюинезера», игры Воскобовича, пособие Никитина "Сложи квадрат". Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике

В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...

Обучение детей дошкольного возраста математике в условиях семьи. Методические рекомендации.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"

Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...

Семинар- практикум Использование приемов ТРИЗ и моделирования в обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

В ходе семинара -практикума знакомимся с тремя видами наглядного моделирования....

Наглядное моделирование при обучении детей дошкольного возраста пересказу

Умение пересказывать можно назвать одним из базовых навыков. Пересказ помогает развивать не только речь ребенка, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления. Многие дети дошкольного возраста...