Программа экологического воспитания 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)

Луценко Лилия Николаевна

кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-4_pr.po_ekologii.docx43.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЕК»

ул. Молодежная д.14-а пгт. Верхнеднепровский

Дорогобужский район Смоленская область, 215750 тел.8(48144)5-32-97

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад «Огонек»

_________________________ Лукшина.Е.А.

Рабочая программа

по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста

(3-4 года)

Срок реализации 1 год.

Разработала

Луценко Лилия Николаевна

воспитатель

1 квалификационной категории

2019г.

Пояснительная записка.

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды).

Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.

Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.

Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, игр с детьми младшей группы (3-4лет). В течение года с детьми младшей группы проводятся 30 занятий,

(1 раз в неделю, не более 15мин.) Рабочая программа по экологическое воспитанию детей разработана в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески

отображать в своих работах полученные знания.

Задачи:

Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка.

Принципы содержания программы:

Принцип наглядности - предусматривает использование зрительных образов.

Принцип доступности - все задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей.

Принцип комфортности - доброжелательная атмосфера, положительные эмоции.

Формы совместной деятельности:

Беседа.

Игровые ситуации.

Совместная творческая деятельность.

Методы и приемы:

Объяснение с показом иллюстраций.

Художественного слова.

Использование музыкальных произведений.

Игровые и творческие задания, словесные и наглядные, дидактические игры.

К концу прохождения курса Программы ожидаются следующие результаты:

Дети, возрастом 3-4 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Экология в детском саду»

Учебно-тематический план для детей 3-4 лет.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Неживая природа

14

Тема: Земля - наш дом!

3

Тема: Путешествие капельки.

4

Тема: Воздух.

4

Тема: Где ночует солнышко?

1

Тема: Разноцветные песчинки.

2

2

Раздел: Живая природа

16

Тема: Растения, какие они?

5

Тема: Мир животных.

4

Тема: В лес за чудесами.

3

Тема: Птицы вокруг нас!

4

Программа на год, включает в себя 30 занятий и 10 тематических блоков:

первый тематический блок: понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя её частью, желание как можно чаще общаться с природой.

второй тематический блок: бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними.

третий тематический блок: бережное отношение к насекомым, птицам и другим летающим животным. Формирование отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.

- четвёртый тематический блок: уход за животными и
комнатными растениями с учётом их обеспеченности светом и теплом. Эмоциональное отношение к солнцу.
Умение определять «настроение» природы в солнечную и пасмурную погоду. Формирование бережного отношения к растениям и животным.

- пятый тематический блок: воспитание бережного отношения к объектам неживой природы .Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдения за ними.

- шестой тематический блок: выработка навыков ухода за растениями, выращивание комнатных растений. Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям и

значения почвенных животных в природе.

- седьмой тематический блок: воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям, умения сопереживать им как живым существам, наблюдать за их жизнью и
желания защищать их. Формирование навыков ухода за растениями.
Правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе.

- восьмой тематический блок: воспитание бережного отношения к животным. Формирование навыков ухода за
домашними животными.

Умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к
ним. Помощь животным, обитающим рядом с нами.

- девятый тематический блок: бережное, эмоциональное отношение ко всем лесным
жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически
неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, разорения
муравейников, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту
леса и слушать звуки природы.

- десятый тематический блок: закрепление и обобщение правил экологически
грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Бережное
отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы.
Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для
данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование
потребности и желания жить в гармонии с ней.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 3-4 лет.

Знают и называют некоторых домашних животных( собака, кошка, ,коза и их детёнышей),диких животных(заяц, волк, лиса ,медведь и их детёнышей),домашних птиц(курица, петух, уточка) .

Смогут использовать полученные знания, умения и навыки в самостоятельной ,игровой деятельности и в жизненных ситуациях.

Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.

Правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети младшей группы должны знать:

3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.

части тела животных и их особенности

виды растений

основные части растений

правила ухода.

Должны уметь:

устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода за ними, без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев , кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.

Иметь представление:

о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Содержание и методическое обеспечение программы детей 3-4 лет.

№ п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

1

Сентябрь

«Земля –наш дом»

Сформировать у детей представления о том, что: планета Земля - наш общий дом.

занятие

Иллюстрации, фотографии.

2

Сентябрь

«Угадай правило»

Описать поведение человека по отношению к объектам природы,

объяснить эти действия.

занятие

Рисунки с изображением правил, стихи,

Посещение

выставки

рисунков

старших

детей.

3

Октябрь

«Выбери правильно дорогу»

Уточнить экологические знания детей,

раскрывающие взаимосвязь между

объектами природы, а также определяющие отношения между

природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах)

занятие

Картинка, на

которой изображены

лесные

тропинки.

Д/и « На прогулку в лес»

4

Октябрь

«Вода – друг человека»

Продолжать знакомить

детей с водой, её свойствами. Вода бывает тёплой и холодной. Дать

представление важности воды в жизни

человека.

занятие

Дидактическая

игра «Водичка,

водичка, умой

моё личико»

Разучивание стихов, потешек.

5

Октябрь

«Разноцветная вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Отметить её

прозрачность, но её можно сделать цветной.

занятие — опыт

Наглядный

материал,

оборудование

для опыта

Разучивание стихов, потешек.

6

Октябрь

«Вода холодная и горячая»

Развивать тактильные ощущения детей кожей, учить различать холодную и горячую воду. Правильно обозначать словами.

наблюде-

ние.

Чтение стихотворенияд/ игра «Купание

куклы»

7

Ноябрь

«Удивительные

приключения

капельки»

Учить сохранять воду в природе, довести до сведения, что вода нужна всем,

растениям, животным,

человеку.

занятие -игра

Обучающая настольная игра

Д/ игра

« Дождик»,

рисование.

8

Ноябрь

«Ветер, ветер, ты могуч»

Познакомить детей с таким природным

явлением, как ветер.

Причинами его возникновения, ролью в

жизни живых организмов.

занятие

Иллюстрации с изображением ветра.

Наблюдения

за вертушкой.

9

Ноябрь

«Как мы дышим»

Познакомить детей с органами дыхания

человека и некоторых животных.

занятие

Иллюстрации

Игры с султанчикам для дыхания.

10

Декабрь

«Наблюдение за ветром»

Продолжать знакомить детей с явлением

«ветер».

По каким признакам можно узнать, есть ли он или нет.

прогулка

Наблюдения,

игры с

флажками,

султанчиками,

вертушками, ленточками.

Д/игры..

«Поиграй с

нами

ветерок»,

« Дует ветер»

11

Декабрь

«Сказочные облака»

Продолжать знакомить детей облаками.

Предложить представить на что,

похожи облака.

прогулка

Наблюдения,

песенка

«Облака -

белогривые

лошадки»,

худ. слово.

Разучивание

песен на муз.

занятии

12

Декабрь

«Пусть всегда будет солнце»

Познакомить детей явлениями неживой

природы, с понятием долготы дня.

наблюдение

Опыты

а) Солнце
высушивает

предметы

б) Солнце
прогревает
предметы.

Разучивание потешек про солнышко, рисование, пластилиногра

фия.

13

Январь

«Песок - наш помощник»

Дать представления о свойствах песка, о том, как человек использует его. Закреплять умения. Делать простейшие

умозаключения.

занятие -опыт

Опыт

сыпучесть

песка

Мелкая моторика рук

«Рисование на песке пальчиками»

14

Январь

«Что у нас под ногами»

Продолжать знакомить детей со свойствами снега.

занятие -опыт

Рассматривание иллюстра

ций « Зима»

Рисование

« Следы на снегу»

15

Февраль

«Комнатные растения»

Уточнить представлении детей о комнатных растениях (бальзамин,

колеус). Учить различать листья,

стебель, цветы. Знать что корни находятся в земле.

занятие

Внесение

кашпо с

цветами.

Худ. слово

Рассматривание иллюстраций.

16

Февраль

«Как живут растения зимой»

Обобщить и систематизировать

представление детей о приспособлении

растений к сезонным явлениям.

занятие -

беседа

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние

забавы»

17

Февраль

«Как узнать ель»

Познакомить детей с новым деревом, назвать его, объяснить, чем он отличается от берёзы(зелёная, колючая). Дать

почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.

наблюдение

Худо. слово, загадки.

Рассматривание.

ветки ели.

Рисование.

18

Февраль

«Поможем ёлке»

Воспитывать бережное отношение к дереву на примере ели. Показать как стряхивать снег, что бы он своей тяжестью не сломал ветви.

наблюдение

худо. слово,

подвижные

игры.

Д/игра.

«С чей

ветки детки»

19

Март

«Козы! Кыш от берёзы!»

Учить детей беречь деревья, вступаться за них, когда кто-либо причиняет им вред независимо от того, козы это или дети.

занятие

Песня

«Берёзка» Е.

Тиличеева на

слова П.

Воронько,

худо. Слово.

Слушание кассеты «Голоса

животных»

20

Март

«Домашние животные»

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их

внешним видом.

Объяснить детям, что домашние животные очень полезны человеку.

занятие

Иллюстрации,

худо. слово,

прослушивание голосов

домашних

животных в

записи.

Д/игры.

« Угадай, чья мама»,

« Кто как кричит» , « Чьи детки».

21

Март

«Зайчик в беде»

Учить детей доброте, вызвать сочувствие к больному зайчику,

желание помочь.

занятие -игра

худо. слово, рассматривание иллюстраций.

Словесная игра. «Серый Заинька»

22

Март

«Знакомство с лесными жителями»

Познакомить детей с лесными жителями.

Обратить внимание на их особенности

внешнего вида.

Вызвать у детей желание ухаживать за ним.

занятие

худо. слово,

иллюстрации.

Словесная игра

« У медведя во бору»

23

Апрель

«Сравнение собаки и кошки»

Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках.

Сравнение собаки и кошки, чем похожи и чем отличаются. Учить

детей, что к незнакомым животным подходить нельзя.

занятие

картинный

материал,

худо. слово

Игры, с

мягкими

игрушками, в

группе, разрезные картинки.

24

Апрель

«По экологической

тропе»

Продолжать учить различать и называть

деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на

территории детского сада.

Экскурсия на территории детского сада

худо. слово,

д/ игра «С чьей

ветки детки»,

хоровод

«Берёзка»

Д/ и « Такой листок, лети ко мне».

25

Апрель

«Прогулка в лес»

Обобщить знания о том, как встречают весну звери, чем питаются.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

целевая прогулка по территории д/сада.

худо. слово

Д/игра «Кто как кричит?»

26

Апрель

«Пришла весна»

Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умения, сравнивать различные периоды весны.

Игра –занятия.

худо. слово,

Д. / игры.

Наблюдения на прогулке

27

Май

«Воробей и ворона»

Расширить знания детей о жизни птиц весной об их внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц по их способам передвижения, издаваемым звукам

занятие

худож. слово,

прослушивание

голосов птиц в

записи.

Просмотр иллюстраций.

28

Май

«Птицы»

Обобщить представление детей о

птицах.

занятие

картинки

Наблюдения

за птицами во

дворе

29

Май

«Птичка живая и игрушка»

Выявить с детьми главные различия:

Декоративные экзотические птицы

живут в клетке, летают чирикают, едят, пьют.

Игрушечные птички очень похожи на живых, но они не летают, не пьют не едят.

наблюдение

сравнение

живой и

неживой птицы,

худо. слово.

Словесная игра

« Птички»,

Под./ игра

« Птицы и автомобиль»

30

Май

«Птички прилетели»

Закреплять знания о птицах, о её внешнем виде, уточнить названия

птиц.

занятие

Худо. слово,

прослушивание

записи птичьих

голосов.

Иллюстрации

Список литературы:

1. Николаева С.Н. « Юный эколог»

2. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию»,

3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.

4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.

5. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.

6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.

#1053;иколаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.

#1052;аксакова А.И « Учите , играя»,

#1056;ыжова Н.А. «Наш дом-природа» 2005г.

#1056;ыжова Н.А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998

#1041;ондаренко А. К. « Словесные игры в детском саду»,

12. Бондаренко А. К. « Дидактические игры в детском саду».

13. Ткаченко Т. А. « Развиваем мелкую моторику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей среднего возраста...

«Физическое воспитание детей с года до трех лет».

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года. Ведь совершенствуются двигательные умения ребенка, побуждая его выполнять все боле...

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...

Фольклорные произведения и народные традиции в воспитании детей до года

Как передать маленькому человечку большую мудрость наших предков? Как рассказать ему о том, что источник воды священен и нельзя его загрязнять, что нельзя ломать деревья и жечь леса? Когда нужно начин...

Тематическая встреча с родителями . Развитие и воспитание детей третьего года жизни .

Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитиеречи и повышение ее во всем поведении ребенка , развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно...