Программа родительского клуба "Рука в руке"
методическая разработка (старшая группа)
Цель программы: создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_klub_ruka_v_ruke.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
П Р О Г Р А М М А
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«РУКА В РУКЕ.»
(Для родителей детей старшей и подготовительной к школе
логопедической группы)
на 2022-2023 учебный год.
Руководитель клуба воспитатель: Самойлова Е.Л.
г. Нижневартовск 2022 г.
Паспорт программы.
Наименование программы | «Рука в руке» |
Основание для разработки программы кружка | 2. Конвенция о правах ребенка; 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Программа развития МАДОУ ДС №10 «Белочка» 6. Устав МАДОУ ДС №10 «Белочка»; 7.Концепция дошкольного образования, 8.Семейный кодекс Российской федерации, 9.Договор с родителями 10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ, приведенная в соответствии с ФГОС ДО. |
Заказчик программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №10 «Белочка», родители (законные представители) |
Организация исполнения программы | Участники образовательного процесса: специалисты, педагоги, дети, родители. |
Целевая группа | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст |
Составители программы | Воспитатель: Самойлова Е.Л. |
Цель программы | Создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. |
Задачи программы | 1.Формирование правильного произношения у детей с ОНР; 2.Расширение и обогащение словаря по всем лексическим темам; 3. Совершенствование высших психических функций. 4.Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей. 5.Оказание консультативно-методической помощи в сохранении и укрепления здоровья детей в процессе коррекционно-логопедической работы. 6.Совместно с родителями совершенствовать речевое дыхание, активизировать движения речевого аппарата. 7.Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза с помощью речевых игр и развития экспрессивной речи у детей. 8Сплотить группу родителей, через совместные упражнения и создать положительную эмоциональную атмосферу. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка | 1.Повышение уровня заинтересованности родителей в работе с детьми; 2.Активизировать детей и родителей при их совместной работе; 3. Увеличить положительную динамику речевого развития детей; 4.Наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и воспитателями, логопедом; 5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития; 6. Осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также помочь родителям выбрать в воспитании своего ребёнка позицию, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка; 7.Включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. 8.Расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи ребёнка; 9. Приобретение новых и обогащение имеющихся знаний родителей в области речевого развития. 10.Наладить контакт: сделать отношения более доверительными |
Срок реализации программы | 2 года |
Пояснительная записка.
Семья – является первой ступенью, на которой ребёнок получает знания о родном языке. Именно в семье создаются социально-культурные условия, в которых ребёнок начинает овладевать речью. Но, к сожалению, с каждым годом наблюдается увеличением детей с нарушением речи. Одной из причин отставания в речевом развитии, является недостаточное общение родителей со своими детьми. У некоторых родителей это связано с отсутствием времени, вследствие занятости, но основная часть родителей, не владеет необходимой информацией и практическими навыками, чтобы общаться со своими детьми. Очень важно устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий сложный дефект, т.к. речь ребенка в этот период развивается наиболее интенсивно, а главное – наиболее податлива и гибка. Мы не должны упускать благоприятное время. Необходимо искать наиболее эффективные и интересные формы работы. В связи с этим, в своей группе, мы решили организовать родительский клуб «Рука в руке». Основная цель его работы – оказание своевременной, комплексной помощи детям в развитии речи. Функционирование родительского клуба поможет привлечь родителей к активному сотрудничеству. Весьма важно, чтобы они в полной мере осознали свою ответственность за воспитание собственных детей, получили определенные знания и умения, необходимые для развития речи.
Поэтому, мы считаем актуальным ведение работы, по предоставлению родителям необходимой информации по преодолению нарушений речи, как в домашних условиях, так и в команде с логопедом.
Многие отечественные педагоги, которые занимались проблемой воспитания и обучения детей с нарушением речи (Хватцев М.С., Жукова Н.С.,Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Личный опыт лишь подтверждает эти слова и поэтому мы предложили систему работы в данном направлении.
В основе программы родительского клуба лежит совместная работа детей и родителей, где они получают практический опыт по работе над слоговой структурой слов, теми или иными звуками, примеры игр с детьми в домашних условиях.
Новизной программы является её инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй (игры-практикумы, заседания, консультирование, круглые столы, беседы, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам). Программа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребёнка. Учитывая это, работа по данной программе способствует повышению компетентности родителей, их психолого-педагогической культуры в процессе совместной работы родителей и детей.
Цель программы: создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
В программе по организации родительского клуба «Рука в руке» реализуются следующие задачи:
· Повышение эффективности коррекционной работы посредством активного привлечения родителей к процессу преодолению речевых нарушений у детей с ОНР;
· Формирование правильного произношения у детей с ОНР;
· Расширение и обогащение словаря по всем лексическим темам;
· Совершенствование высших психических функций.
· Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.
· Оказание консультативно-методической помощи в сохранении и укрепления здоровья детей в процессе коррекционно-логопедической работы.
Совместно с родителями совершенствовать речевое дыхание, активизировать движения речевого аппарата.
· Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза с помощью речевых игр и развития экспрессивной речи у детей.
. ·Сплотить группу родителей, через совместные упражнения и создать положительную эмоциональную атмосферу.
Участники родительского клуба «Рука в руке»:
· Родители (законные представители);
· Учитель-логопед;
· Воспитатели
Принципы реализации программы.
Принцип комплексного подхода
В организации работы родительского клуба, необходимо участие разных специалистов. При этом важно не только проводить консультации с ребёнком, но и работать со всей семьёй;
Принцип единства коррекционно-педагогического процесса.
Гармоническое развитие ребёнка осуществляется путём согласованных действий семьи и воспитателей, логопеда, чтобы дополнить или компенсировать недостатки системы семейного воспитания;
Принцип сотрудничества между родителями и воспитателями, логопедом, родителями и детьми.
Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, партнёрами, сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи по коррекционному воспитанию;
Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
Принцип интеграции
Объединение нескольких видов деятельности на одном мероприятии способствует наиболее эффективному усвоению предложенных навыков.
Принцип новизны
Для максимального вовлечения родителей в коррекционный процесс используются нетрадиционные формы работы: игры-практикумы, заседания, круглые столы, беседы, выпуск буклетов по интересующим родителей вопросам, а также консультирование.
Сроки реализации программы: 2020-2022 уч. год. Программа рассчитана для родителей детей старшего и подготовительного возраста логопедической группы.
Всего запланировано 10 встреч с родителями клуба. Родителям в процессе заседания клуба даются теоретические знания и оказывается практическая помощь в вопросах:
1. Выполнения упражнений на артикуляцию.
2. Выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.
3. Развитие графомоторных навыков.
4. Коррекции слоговой структуры слова.
6. Выполнения упражнений на развитие фонетико-фонематического восприятия.
7. Формирования лексико-грамматических категорий русского языка.
8. Развития монологической и диалогической связной речи.
Встречи в клубе проходят 1 раз в 2 месяца.
Ожидаемый результат при реализации программы:
· повышение уровня заинтересованности родителей в работе с детьми;
· активизировать детей и родителей при их совместной работе;
· увеличить положительную динамику речевого развития детей;
· наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и воспитателями, логопедом;
· повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;
· осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также помочь родителям выбрать в воспитании своего ребёнка позицию, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;
· включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
· расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи ребёнка;
· приобретение новых и обогащение имеющихся знаний родителей в области речевого развития.
наладить контакт: сделать отношения более доверительными
Формы работы с родителями
1.Консультации для родителей по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка.
2. Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с недостатками речи»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих коррекционную работу.
3. Дни открытых дверей проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.
4. Семинар-практикум. Проводится с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитан6ия.
5. Круглый стол – происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.
6. Тестирование и анкетирование – позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.
Но, кроме этого, используем новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей:
7. Консультации родителей с использованием «почтового ящика».
План работы.
Месяц | Мероприятия |
Октябрь | 1.Круглый стол “Давайте познакомимся” Первое заседание клуба «Рука в руке.» - Введение родителей в тему предстоящих занятий в семейном клубе (цель, задачи клуба; направления коррекционной работы) 2 Мини-лекция - Особенности речевого развития ребёнка 5-6 лет. |
Декабрь | 1. Семинар-практикум “ Давайте изучать вместе” Тема: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков” Познакомить родителей с правилами выполнения артикуляционной гимнастики, ее ролью в формировании правильного звукопроизношения ребенка, основной группой упражнений. 2. Мастер-класс «Веселая гимнастика для язычка» Обучение комплексу артикуляционной гимнастики для коррекции и профилактики звукопроизношения |
Февраль | 1.Семинар-практикум: “Умные пальчики” Тема: “ Тренируем пальчики – развиваем речь” - Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на формирование звуковой культуры речи, научить родителей применять полученные навыки развития речи в условиях семьи. 2.Презентация «Су – джок терапия, как эффективное средство речевого развития старших дошкольников»; Мастер – класс «Сказка «Ежик на прогулке» упражнения с шариком Су-Джок» Обучение родителей комплексу упражнений для воздействия на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга |
Апрель | 1.Консультация-практикум «Игры и упражнения для речевого дыхания у детей. Развитие речевого дыхания детей – дошкольников.» 2.Изготовление оборудования для игр на дыхание. |
Май | 1. Круглый стол «Мы вместе!» - Подведение итогов работы клуба за учебный год. - Получить обратную связь от участников клуба. |
Сентябрь | 1. Школа почемучек” Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы и рекомендации родителям, имеющим детей с нарушениями речи. 2.Игровой тренинг «Развиваем речь ребёнка» Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития речи дошкольников |
Ноябрь | 1.Тема «Звуки слышим и произносим» Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у дошкольников» 2.Семинар-практикум «Поиграем в слова» Памятка «Играем вместе» Консультация для родителей через папку-передвижку «Фонематический слух ребенка и его умение проводить звуковой анализ» |
Январь | 1. Беседа-практикум «Развитие графомоторных навыков и подготовка руки ребенка к письму». 2.Обучающий практикум по развитию графомоторных навыков у детей упражнения в домашних условиях |
Март | 1.«Родительская гостиная» Тема «Лексико-грамматические формы» Игра–развлечение «Дружные слова» Памятка «Скажи правильно» Консультация « Доскажи словечко» |
Май | “ Наши успехи” 1.Праздник “Красивой речи” 2.Круглый стол: подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Развиваем руки - развиваем речь"
«Развиваем руки — развиваем речь». Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамм...
Программа родительского клуба "Рука в руке"
Работа с родителями в детском саду - очень важная составлющая. Данна программа поможет начать работу с родителями, обоготить ее и разнообразить....
Родительское собрание "Подготовка руки к письму"
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики руки дошкольника...
Родительский клуб «За руку с семьёй» Тема: «В магазине возле касс. Продавец встречает нас!»
Родительский клуб «За руку с семьёй»Тема: «В магазине возле кассПродавец встречает нас!»Цель: Формировать представления детей о профессии продавца; В1: Здравствуйте дети и гости! Мы рады Вас прив...
Родительский уголок своими руками
Цветок Семицветик - яркий,большой притягивает внимание,разработан специально для родителей....
Дополнительная парциальная образовательная программа детско-родительского клуба "За руку с семьёй"
Дополнительная парциальная образовательная программа детско-родительского клуба "За руку с семьёй" обеспечивает учёт потребностей и интересов детей, а также сложившихся традиций группы. Расч...
Программа родительского клуба "Рука в руке"
Цель программы: создание условий для повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах формировании речи, ее развитии, а также в вопросах профилактики и коррекции речевых ...