Сообщение из опыта работы на тему "Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников"
консультация

Браилова Юлия Викторовна

 

Сообщение из опыта работы на тему "Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников" 

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.»              
 Л.С.Выготский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_razvitii_rechi_u_doshkolnikov.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития.»
Л.С.Выготский

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы в ДОУ свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

С детьми ИКТ использую в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

Использование ИКТ в образовательном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Обучение через игровую или практическую деятельность

5. Повышение интереса к проблеме.

Использование ИКТ на занятиях по развитию речи позволяет:

- усилить образовательные эффекты;

- повысить качество усвоения материала;

- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;

-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно - воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учётом здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе придерживаюсь таких правил:

1. Положение экрана должно соответствовать уровню глаз ребенка;

2. Слежу за осанкой детей;

3. После завершения занятия с детьми провожу гимнастику для глаз;

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты.

  • Составление предложений из слов по картинкам;
  • Составление рассказов по серии сюжетных картинок;
  • Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук;
  • Игры: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что изменилось»
  • Составление описательных рассказов по картинам известных художников.

Развитие слухового внимания начинаю с восприятия неречевых звуков, аудио-техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д.

Для развития дикции, правильное звукопроизношение использую скороговорки, загадки, представленные в виде мнемотаблиц.

Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант картинок «Противоположности», данная игра учить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы). (Большой – маленький, толстый – тонкий)

Отдельного внимания заслуживают игры, направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды» «посуда», «одежда».

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии- универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями- на примере составление рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами:

1. На экране выводятся 3 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец). Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Таким образом, использование ИКТ позволяет проводить занятия:

• на высоком научно-познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

• обеспечивает наглядность;

• позволяет использовать большое количество дидактического материала, в целом, способствует повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Я считаю, что использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...

Из опыта работы. "Использование приемов мнемотехники для развития речи старших дошкольников"

Отчет о работе кружка  по развитию связной речи  средствами приемов мнемотехники "От слова к слову"....

Сообщение из опыта работы на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Прежде чем раскрыть свою тему хочется еще раз обратить внимание на то, что такое социально – коммуникативное развитие. Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, трад...

Сообщение из опыта работы «Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. В процессе занятий изобразительной деятельностью у ...

Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активн...

Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...