Мастер-класс "STEM-технологий в формировании творческих способностей дошкольников "
материал

Гущина Ирина Валерьевна

Цель: создание условия для формирования творческих способностей дошкольников через использование STEM-технологий.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с новым способом изображения солнца посредством нетрадиционной техники рисования и использования модулей Ф. Фребеля; активизировать речь детей через ответы на вопросы воспитателя.

развивающие: закреплять умение передавать форму предмета при работе кистью; развивать наглядно-образное мышление; закреплять и актуализировать понятие формы, цвета, размера предмета; расширять словарный запас детей; развивать чувство эмпатии;

воспитательные: воспитывать стремление помогать другим; умение слушать воспитателя и других детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: дети стремятся помогать нуждающимся в помощи, проявляют интерес к творчеству, активно вовлекаются в работу с нетрадиционным изображением солнца, используя элементы Ф. Фребеля и новый материал (воздушные краски).

Предварительная работа: беседа о солнце, крокодиле; закрепление понятий о форме (круг, цвете, длине; чтение К. И. Чуковского «Краденое солнце»; рисование солнца красками, карандашами, фломастерами; конструирование из даров Ф. Фребеля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stem_tehnologii.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: создание условия для формирования творческих способностей дошкольников через использование STEM-технологий.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с новым способом изображения солнца посредством нетрадиционной техники рисования и использования модулей Ф. Фребеля; активизировать речь детей через ответы на вопросы воспитателя.

развивающие: закреплять умение передавать форму предмета при работе кистью; развивать наглядно-образное мышление; закреплять и актуализировать понятие формы, цвета, размера предмета; расширять словарный запас детей; развивать чувство эмпатии;

воспитательные: воспитывать стремление помогать другим; умение слушать воспитателя и других детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: дети стремятся помогать нуждающимся в помощи, проявляют интерес к творчеству, активно вовлекаются в работу с нетрадиционным изображением солнца, используя элементы Ф. Фребеля и новый материал (воздушные краски).

Предварительная работа: беседа о солнце, крокодиле; закрепление понятий о форме (круг, цвете, длине; чтение К. И. Чуковского «Краденое солнце»; рисование солнца красками, карандашами, фломастерами; конструирование из даров Ф. Фребеля.

Материалы и оборудование:

для детей: листы ватмана 15*15см (тонированные голубой краской, кисти, баночки для использованных кистей, салфетки, индивидуальные стаканчики для краски, фартуки (для каждого ребенка); гуашь желтая (в маленьких баночках) и клей ПВА в маленькой баночке; кольца (красные, желтые, оранжевые двух размеров) и палочки (красные, желтые, оранжевые двух размеров) из наборов модулей Ф. Фребеля №8 и №9 (на индивидуальных подносах).

для воспитателя: мультимедийная установка (изображение сказочных животных, аудиозапись песни «Солнышко» и мелодия пения птиц, большая емкость для приготовления краски, пена для бритья, две кисти (для размешивания краски, баночка для использованной кисти, фартук, большой конверт, мольберт, образцы изображения солнца, лист ватмана 15*15см (тонированный голубой краской, обруч с привязанными желтыми лентами.

Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, рассказ, вопросы, художественное слово, поощрение, наглядный (демонстрация картинок с изображением лесных животных и крокодила, использование ИКТ-технологий, демонстрация образцов изображения солнца, практический (изготовление «воздушной» краски, рисование «воздушными» красками, работа с элементами модулей Ф. Фребеля №8 и №9, игровой (минутка вхождения в деятельность, пальчиковая игра, хороводная игра, посещение «волшебной лаборатории»).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель привлекает внимание детей и говорит:

-Ребята, я рада видеть вас веселыми и здоровыми в детском саду. Надеюсь, у вас у всех хорошее настроение? (Ответы детей.)

-Если у кого-то сегодня настроение не очень хорошее, то мы попытаемся его улучшить.

Игра на создание положительного эмоционального настроя. Приветствие сопровождается движениями, дети стоят на ковре в кругу:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуйте, мои друзья!

Как вас рада видеть я! (Руки поднять вверх.)

(Руками над головой описать большой круг.)

(Взялись за руки.)

(Все обнимаются.)

-Ну, как? Теперь у всех хорошее настроение? (Да.)

-Значит, все готовы узнать новости, которые пришли сегодня утром из волшебной страны. (Да.)

-Тогда, присаживайтесь на коврик.

Воспитатель и дети садятся на ковер перед мультимедийной установкой.

I Мотивационно-ориентированный этап

Видеописьмо.

-Ребята, сегодня утром я получила видеописьмо от зверей, проживающих в сказочной стране. А знаете ли вы, что такое видеописьмо? (Нет.)

-Это письмо, которое можно посмотреть и послушать, как мультфильм или кино. Давайте вместе произнесем это сложное слово: «видеописьмо».

Дети вместе с воспитателем повторяют новое слово.

-Хотите узнать, что в этом видеописьме? (Да.)

-Тогда, давайте посмотрим.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением напуганных зверей и звучит отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».

-Кто понял, какая беда приключилась в волшебной стране? (Крокодил украл солнышко.)

-Это хороший или плохой поступок? (Плохой.)

-Скажите, для чего нужно солнце? (Светит, греет, красивое.)

-Где оно находится? (На небе.)

-Какой формы солнце? (Круглое.)

-Какого цвета? (Желтое.)

-А как мы можем помочь сказочным животным? (Пригласить их в гости, угостить конфетами)

На мониторе появляется картинка с изображением сердитого крокодила.

-А вот и сам крокодил. Он, наверное, решил посмотреть, что же мы будем делать и как поможем зверям справиться с их бедой.

-А как вам кажется, почему крокодил украл солнце? (Он злой, жадный, не любит солнце)

-А, может быть, крокодилу стало обидно, что с ним никто не хочет дружить, и поэтому он решил совершить такой нехороший поступок?

-Давайте покажем крокодилу, что и у него могут появиться друзья, и предложим ему поиграть с нами в игру. Поиграй с нами, крокодил.

Физминутка с движениями по тексту.

Под водой на глубине

Крокодил живет на дне.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит. (Присели на корточки, имитируют плеск воды руками)

(Изображают пасть крокодила.) (Поднимаются на носки, руки вверх)

(Соединяют большой палец с остальными)

-Нет, ребята, что-то крокодил не хочет с нами играть.

-Что же нам делать? (Не знаем.)

-Ребята, если крокодил похитил солнышко, то, может быть, он его вернет, если мы сделаем солнце для него в подарок. Как вы думаете, у нас получится? (Да.)

-Тогда, давайте попробуем.

-Как мы можем сделать солнце? (Из пластилина, нарисовать, из цветной бумаги.)

II Практический этап

-А я хочу предложить вам нарисовать солнце не простыми красками, а волшебными. И сделаем мы их сами. Хотите? (Да.)

-Значит, нам необходимо превратиться в изобретателей и переместиться в волшебную лабораторию. Вы готовы? (Да.)

-Тогда вспомните, как нужно вести себя в лаборатории. (Не шуметь, не толкаться, не разливать и не пробовать на вкус никакие вещества.)

-Теперь повторяйте за мной волшебные слова: «Кружимся, вращаемся, в изобретателей превращаемся!»

Дети повторяют слова.

-Вот мы и превратились в изобретателей. Я попрошу вас надеть защитные фартуки.

На столе в «лаборатории» стоит большая чаша для смешивания веществ, баночки с клеем ПВА и баночки с желтой гуашью (по количеству детей, пена для бритья, кисти, салфетки и баночка с водой.

-Итак, мы можем приступить к изготовлению волшебной краски.

-Какого цвета краску мы сделаем для солнышка? (Желтую.)

-Посмотрите, у нас есть большая миска – в ней мы смешаем наши волшебные вещества. Еще есть баночка с клеем и баночки с желтой краской и волшебная пена. И есть кисточки, которыми мы размешаем нашу краску.

-Сначала я попрошу вас вылить клей в большую миску. Теперь выливаем в эту же миску краску. Возьмите, пожалуйста, кисточки и перемешайте клей и краску.

-Теперь я добавлю пену. И снова перемешаем краску.

Изготовление краски из пены для бритья, клея ПВА и желтой гуаши.

-Посмотрите, какая воздушная волшебная краска у нас получилась.

-Теперь мы сможем нарисовать солнышко?

-Значит, нам нужно из волшебной лаборатории вернуться обратно в детский сад. Вы готовы? (Да.)

-Тогда снимайте фартуки и повторяйте за мной волшебные слова: «Кружимся, вращаемся, в садик возвращаемся!»

Дети вешают фартуки на стулья и повторяют слова.

-Ну, вот мы и вернулись в нашу группу.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

На мольберте закреплены образцы изображения солнышка. Дети подходят к мольберту.

-Ребята, посмотрите, как можно нарисовать солнце. В центре нарисован круг, а лучи можно изобразить прямыми линиями или, например, точками. Линии и точки могут касаться круга, а могут и не касаться его.

-Как вы думаете, что мы нарисуем сначала? (Круг.)

-А что сделаем потом? (Закрасим его желтой краской.)

-И что нарисуем в конце? (Лучики.)

Воспитатель на мольберте сухой кистью показывает последовательность изображения, предложенную детьми.

-Попробуйте сухой кистью на листах нарисовать солнышко.

Дети выполняют последовательность действий сухой кистью. Воспитатель раздает детям разложенную в индивидуальные емкости «волшебную» краску.

-А теперь нам нужно немножко подготовиться перед рисованием.

-Приготовьте ваши ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы вверх! Пальцы вниз!

Солнце, солнышко, качнись! Солнце с тучкою столкнулось

И ребятам улыбнулось. (Выполняются движения пальцами по тексту)

(Повороты ладонями вправо и влево)

(Соединение соответствующих пальцев)

(Похлопали в ладоши)

-А теперь нарисуете солнышки волшебной краской, а крокодил посмотрит.

Во время работы воспитатель просматривает действия детей, контролируя правильность удержания кисти, хваля детей и помогая с их разрешения.

-Кто закончил свои рисунки, поставьте, пожалуйста кисточки в баночки.

На экране появляется изображение подобревшего крокодила.

-Ребята, посмотрите, кажется, крокодил уже немножко подобрел. Наверное, ему понравились ваши солнышки.

-Крокодил, посмотри, какие красивые рисунки у нас получились.

Дети проходят и рассматривают рисунки друг друга. Воспитатель хвалит работу каждого ребенка.

-Ребята, я предлагаю вам, когда рисунки высохнут, положить их в этот красивый конверт и по почте отправить наш подарок крокодилу в волшебную страну. Вы согласны? (Да.)

- Вы очень старались, а теперь давайте немного поиграем.

Музыкальная физминутка «Солнышко». Воспитатель предлагает детям взять ленточки, привязанные к желтому обручу и сам держит его.

-На что похож этот обруч? (На солнце.)

-Возьмите, пожалуйста, каждый лучик и давайте поиграем.

Вот как солнышко встает: выше, выше, выше,

Ночью солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо солнышко смеется,

И от этого нам весело живется. (Дети поднимают «лучики» вверх)

(Дети опускают «лучики» вниз)

(Идут по кругу)

(Воспитатель поднимает обруч вверх, а дети прячутся под «лучики»)

Работа с модулями Ф. Фребеля

Воспитатель обращается к крокодилу.

-Крокодил, а ведь мы с ребятами умеем не только рисовать солнышко, но и можем сделать его из других предметов.

-Ребята, смотрите, что у меня есть.

Воспитатель предлагает детям перейти к столам, на которых расположены элементы модулей Ф. Фребеля №8 и №9 (красные, желтые и оранжевые круги двух размеров и соответствующих цветов палочки двух размеров).

-Как называется этот элемент? (Кольцо.)

-Какого цвета кольца? (Красные, оранжевые, желтые.)

-Посмотрите, одинаковые ли по размеру кольца? (Нет, есть большие, есть маленькие.)

-А как называется этот элемент? (Палочка.)

-Каких цветов палочки? (Красные, оранжевые, желтые.)

-А палочки одинаковые по длине? (Есть длинные, а есть короткие.)

-Сможем ли мы из колец и палочек собрать солнышко? (Да.)

-Можно ли сделать солнышко желтым, красным или оранжевым? (Да.)

-Давайте попробуем.

Во время конструирования звучит музыка имитирующая пение птиц.

-Крокодил, посмотри, какие красивые и разные солнышки получились у ребят.

-Ребята, они вам нравятся? (Да.)

На экране появляется письмо от крокодила.

-Посмотрите, и крокодил доволен вашими подарками. Он подобрел и даже прислал нам письмо. Хотите узнать, что он написал? (Да.)

-Тогда садитесь на ковер и слушайте.

Дети сидят на ковре.

-Тогда слушайте: «Дорогие ребята! Я очень рад, что вы сделали для меня такие замечательные подарки. Я верну солнышко животным волшебной страны и больше не буду никому делать плохо. Спасибо, что стали мне настоящими друзьями!»

III Рефлексия

-Ребята, вам понравились наша сегодняшняя работа? (Да.)

-Для кого мы делали подарки? (Для крокодила.)

-Что мы рисовали и строили? (Солнышко.)

-Что вам понравилось больше всего?

-Кто помнит, какое новое слово мы сегодня узнали? (Видеописьмо.)

-Нам это слово будет еще встречаться. Может быть, звери из волшебной страны пришлют нам еще видеописьмо, или мы им отправим видеописьмо и расскажем, как мы живем в детском саду.

-Давайте узнаем, вернул ли крокодил солнышко для зверей в волшебной стране.

На мультимедийной установке появляется изображение довольных животных.

-Ребята, мы с вами помогли сказочным животным и сделали доброе дело для крокодила. Мы большие молодцы.

Воспитатель обнимает детей и хвалит каждого из них.

-А теперь я предлагаю всем нам отдохнуть. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народных промыслов на формирование творческих способностей дошкольников

Народные промыслы, как способ формирования творческих способностей дошкольников...

Реализация принципов для формирования творческих способностей дошкольников.

Реализация принципов для формирования творческих способностей дошкольников. 1. свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор;2. открытости: не только обучать,...

Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...

Статья « Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности »

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка являет...

Мастер -класс «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»

Мастер -класс «Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»...