Статья « Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности »
статья по музыке

Костюченко Екатерина Андреевна

Статья посвящена проблеме влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие творческих способностей дошкольников. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья « Формирование творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности »

E:\0015-017-Igra.jpg

Автор: Костюченко Екатерина Андреевна, музыкальный руководитель

Учреждение: ГБДОУ  детский сад №46 Московского района

Населённый пункт: город Санкт-Петербург

Сухомлинский В.А. говорил:

« В каждом ребёнке дремлет птица,

которую нужно разбудить для полёта.

Творчество – вот имя этой волшебной птицы! »

Чем раньше ребёнок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Актуальность

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

 Проблема формирования творческих способностей изучена в работах современных педагогов и психологов. Среди авторов, занимавшихся данной проблемой можно назвать таких как Л.С. Выготский, М. Воллах, Н. Коган, А. Страунинг, Г. Буш, Дж. Смит, Б.П. Никитин, С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Б.Н. Заика и многие другие. В трудах перечисленных исследователей разработана также проблема условий формирования творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности. Исследование посвящено обобщению теоретического материала по данной тематике и определению наиболее важных условий формирования творческих способностей дошкольников в музыкально-театральной деятельности.

«Творческую деятельность», Лев Семенович Выготский, определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое… Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку потому, что связана с игрой».

Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. На занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребёнка творческих способностей, образного мышления.

 В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаётся творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребёнку как личности, применять собственные возможности и способности. 

 В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребёнком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребёнка. Театрализация позволяет ребёнку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребёнка, позволяет избавить ребёнка от ненужной стеснительности и комплексов.

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребёнка от закомплексованности, даёт ему ощущение своей особенности, приносит ребёнку массу радостных минут и огромное наслаждение. 

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребёнка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В танцевальном творчестве ребёнок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в весёлое представление.

Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребёнка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живёт.

Цель:

Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Театрализованная деятельность,  сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым даёт толчок к дальнейшему развитию способностей ребёнка.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.

Задачи и методы:

- Развивать познавательный интерес к музыкально-театральной деятельности

- Создание условий для творческой активности детей и родителей.

- Последовательное знакомство детей с видами театров.

- Развивать эстетические способности детей. 

- Совершенствование артистических навыков.

- Раскрепощение ребёнка.

- Работа над речью и интонацией.

- Учить навыкам общения и коллективному творчеству (в танцах, играх).

- Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

 Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, рекомендуется:

1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных)

2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).

3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче  художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

 Задача театрализованной деятельности состоит не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям выразить себя, показать свои способности.

 

Н.А. Ветлугина выделяет следующие этапы развития детского творчества:

- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;

- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;

- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.

 Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П.Чайковский, С.Прокофьев, Д.Кабалевский, В.Моцарт, Э.Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.

 Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б.Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);

- формирование достаточно высокой самооценки;

- воспитание педагогом своей креативности.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества – ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, а важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

 Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

 В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

 Театральные занятия строятся по разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.

Работа над спектаклем:

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к празднику нужно стараться соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

- не позволять одним вмешиваться в действия других;

- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих основных условий дети работают с желанием и радостью.

 Знакомство  детей с пьесой должно быть эмоционально насыщено, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые очень близки детям своими приключениями, чудесами, превращениями. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

 Выбирая материал инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же  время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.

 Можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;

5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита.

9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

 Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

 

 Предлагаю не проводить сразу после выступления  обсуждение, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.

Существуют такие формы работы:

1.Театрализованные игры. 
2. Музыкальные занятия. 
3. Рассказы о театре. 
4. Организация спектаклей. 
5. Индивидуальные творческие задания. 
6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки. 
7. Беседы-диалоги. 
8. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям. 
9. Чтение литературы. 


 Дети, с которыми я работаю, разновозрастные.  Поэтому организация музыкально - театрализованной деятельности имеет свои особенности. Для каждой возрастной подгруппы я использую индивидуальные формы работы.

В своей деятельности я выбрала несколько направлений:

- Игра – драматизация

- Театр БИБАБО

- Музыкально - театрализованные постановки

- Музыкальные упражнения для развития творческих способностей у детей

- Театральные этюды

- Образные упражнения

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды в зале.

Для детей младшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами. Также имеется масочный театр «Репка»«Колобок»«Курочка Ряба». Были приобретены сказки на CD носителях и US носителях, много современного материала на страничках педагогов. имеются свои разработки, материал подбирается из журнальных источников «(Музыкальный руководитель», журнал «Колокольчик» и т. д.).

В работе с детьми младшего возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких цыплят и т. д.

К примеру, я переделала знакомую всем игру «ДЕНЬ-НОЧЬ» Когда даётся команда «день» включается весёлая музыка и дети бегают по залу. При команде «ночь» предлагается изобразить мышонка, лягушку, червячка и т. д.

На занятиях использую музыкально - театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

 

 Первое направление это – музыкальная игра – драматизация - это одна из видов музыкально - театрализованной деятельности, которые я часто применяю в своей практике. Игры - драматизации включают в себя инсценировки сказок, песен, стихов, литературных текстов, потешек, игровое творчество детей.

В данной форме музыкально - театрализованной деятельности ребёнок - артист самостоятельно создаёт образ с помощью таких средств выразительности как интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.

Во время музыкальных путешествий, детям младшего возраста частично читаю произведения из разных жанров, потешки, прибаутки, загадки стараюсь голосом и мимикой передать характер героев, их образ, что способствует формированию у них интереса к играм-драматизациям.

Вместе с ребятами мы обыгрываем сказки – «Курочка ряба»«Репка», «Колобок», «Теремок».

Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагаю им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия.

Второе направление в музыкально - театральной деятельности, которое я использую это «ТЕАТР БИБАБО». «ТЕАТР БИБАБО» сложен для детей младшего возраста в управлении, связано это с тем, что дети устают долго держать руку выше головы, когда куклы двигаются на ширме. Поэтому они чаще являются зрителями, чем актёрами. Спектакли для них готовят дети старшего возраста и воспитатели, поэтому случаю приобретена детская ширма, обязательно после спектаклей разрешаем детям младшего возраста подержать, рассмотреть и поиграть кукольными персонажами. Детям очень нравиться манипулировать куклой, показывая, как она умеет танцевать, прыгать, сидеть, бегать и вертеться. Они с удовольствием изображают, как кукла плачет, смеётся и т. д.

Третье направление музыкально - театрализованные постановки.

Музыкально - театрализованные постановки – это произведение театрального искусства, то есть мини-спектакли на основе музыкально - драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название. При работе с детьми старшего возраста в театральную деятельность я включаю музыкальные компоненты. Дети поют в спектаклях, танцуют, разговаривают разными голосами. Если спектакли мы ставим для детей младшего дошкольного возраста, используя «ТЕАТР БИБАБО, то персонажи этих спектаклей, находятся за ширмой и так же используют многие музыкальные компоненты: кукла плачет, смеётся и т. д. Мною разработаны многочисленные упражнения на развитие музыкально – театральной деятельности «Театрализованные игры, этюды, образные упражнения для развития творческих способностей детей дошкольного возраста», «Упражнения для развития творческих способностей детей».

Я считаю важным организацию сотрудничества с семьёй. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.

Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

Родители принимают участие в пополнении сундучка с костюмами: изготавливали шапочки животных, костюмы для выступлений детей. Оказывают помощь в приобретении детской художественной литературы для инсценировок сказок, стихов, рассказов, потешек, помогают искать наиболее интересный аудио и видео театрализованный материал для детей.

Для положительного результата необходимо проявление творческой активности детей и родителей, что поможет полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности наших детей.

  Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через музыкально - театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Список используемой литературы:

1.Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам//М: Просвещение, 1973

2.Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

3.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

4.Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

5.Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1.: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е издание, перераб. и док. СПб., 2002. – 114с.

6.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).

7.Зарецкая Н. В. Мы танцуем и поем музыкальные сценарии по мотивам сказок// Издательство «Школьная пресса», 2004

8.Горохова Л. А., Макарова Т. Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ – интегрированные занятия//М: Творческий центр «Сфера», 2005

9.Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду», - журнал «Воспитатель ДОУ» - методические рекомендации, 2009

10.Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Чудеса для малышей - музыкальные занятия, праздники и развлечения// Ярославль, Академия развития, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности.

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности...

формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»    Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчест...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Формирование творческих проявлений дошкольниковв музыкально-театральной деятельности Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без э...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без этого он засушенный цветок.В. СухомлинскийМузыкальное воспитание в детском саду – это...