Проектирование в дошкольном возрасте, как способ формирование естественно-научной грамотности
статья
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Кузнецова Татьяна Александровна
Технология проектирования имеет широкие возможности применения. Она осваивается современным человеком в силу необходимости её применения в различных сферах жизни. В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать необходимый ход своих действий, принимать ответственные решения. В этом помогает продумывание проблемы, планирование действий, рефлексия и самоанализ результатов.
Ключевые слова: проектирование, значимость, заинтересованность, поиск решения проблемы, поисковая деятельность, создание продукта деятельности.
В новых условиях реализации ФГОС ДО метод проектов получил широкое распространение. Проектирование – это процесс, протекающий в умственном плане, который начинается с рассмотрения проблемной ситуации или проблемы и заканчивается выбором способа решения проблемы в виде замысла, проекта. Проектирование предполагает соблюдение определённой последовательности этапов, шагов. Эта технология позволяет поддерживать инициативу ребёнка. Для ребёнка, который использует проектирование в решении значимой для него проблемы, оно становится деятельностью. Деятельность возникает только тогда, когда возникает побуждающий её мотив. Мотив к проектной деятельности появляется при рассмотрении проблемной ситуации. Потребность в проектировании возникает у ребёнка, когда проблемная ситуация близка ему и понятна. Когда ребёнок заинтересован в решении проблемы или в поиске способа её решения. Появляется мотивация к проектной деятельности. Ребёнок планирует необходимые шаги и на каждом этапе ставит задачи.
Реализуя проектную деятельность в детском саду, стараюсь привлечь детей к поиску информации, добыванию новых знаний самостоятельно. Например, реализуя проект «Подарки осени» об овощах, один пятилетний ребёнок рассказал нам о том, что картофель в России стал употребляться в пищу благодаря Петру I. Он заинтересовался нововведениями Петра 1 и рассказал детям, что Пёрт I основал в России кораблестроение, стоил военные корабли для защиты государства от врагов. Так дети, заинтересовавшись какой-то темой, стараются самостоятельно найти новые сведения, просят помощи у воспитателя или родителей. Узнав новое, у ребят возникает желание поделиться с друзьями открытием. Они делятся новой информацией, рассказывают об интересном событии или о найденном пути решения проблемы, тем самым увлекая за собой других детей группы. Проектная деятельность помогает нам расширить кругозор, используя разные виды деятельности. Дошкольники сами предлагают вопросы, создают проблемные ситуации. Мы вместе стараемся найти ответы, составить план решения проблемных ситуаций. Ребята предлагают нестандартные способы решения ситуаций, выдвигают гипотезы, выстраивают цепочки рассуждения, которые мы – взрослые, даже не предполагаем. В ходе проектирования определённой темы, дети выбирают то, что их заинтересовало и начинается углублённое изучение именно этого вопроса или проблемы. Например, в ходе реализации проекта «По дорогам сказок Г.Х. Андерсена» девочка захотела сделать свою книгу. Она вместе с мамой изготовила книгу «Гадкий утёнок», принесла в группу и рассказала ребятам о том, как «рождается» книга, какие этапы деятельности необходимо пройти до получения результата. Тема сказок дала толчок для знакомства с историей появления книг. Анализ сказки «Гадкий утёнок» привёл детей к выводу: «Все мы разные, но принимать других надо такими, какие они есть. Чтобы не было стыдно за свои поступки, надо уважать других людей». Это правило применимо не только к человеку, но и в животном мире. Реализуя с детьми проект «В гости к животным Мира» мы знакомились не только с живой природой, но и с географической картой. «Путешествуя по карте» мы с детьми изучали основы программирования, играя с мини-роботами «Умная пчела». В ходе игры происходит процесс обучения, который становится значимым для ребёнка. Дети сами выбирают виды деятельности, в которых им хочется принять активное участие. Стараются найти больше информации и рассказать об этом остальным. Когда мы знакомились с жизнью пингвинов на Северном полюсе, бабушка одного из детей принесла в группу декоративные груши. У детей возникла ассоциация, что они похожи на пингвинов и началась продуктивная деятельность. В процессе игры с пингвинами, сделанными из груш, мы с детьми наблюдали процесс гниения фруктов и «таяния» пластилина на солнышке. Ребята нравится играть своими поделками. Входе создания макетов, поделок, во время игр с ними дети рассуждают, выстраивают цепочки умозаключений, делятся друг с другом информацией. Получение новых знаний в этом случае становится значимым для них и ребята начинают задавать новые вопросы и искать на них ответы, строить план действий и добиваться конечного результата.
В ходе проектной деятельности традиционное обучение трансформируется в продуктивное. Обучение происходит в ходе активной поисковой деятельности, основным мотивом становится стремление ребёнка в решении проблемы, в достижении результата. При использовании учебного проектирования моя роль в учебном процессе переходит в организацию интересной и познавательной исследовательской деятельности, я становлюсь помощником и консультантом для детей.
Так знакомясь с растительным и животным миром России, мы с детьми сами создали Красные книги о растениях и животных, которым нужна защита. Создавая макеты, мы знакомились со средой обитания животных, условиями их жизни. Узнали, что бросовый материал можно использовать для создания поделок и игр, сдавать на переработку, тем самым помогая природе.
Занимаясь волонтёрской деятельностью в ходе проектирования, мы с детьми садим цветы и деревья, наблюдаем за их ростом и учимся ухаживать за природой и беречь её.
Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников не только личностных, интеллектуальных и физических качеств, но и позволяет развивать способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.
Литература:
- Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013
- https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2079?ysclid=kz7am04zfu
- https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-tehnologiya-uchebnogo-proektirovaniya-3076979.html
- https://spravochnick.ru/pedagogika/etapy_uchebnogo_proektirovaniya_po_tehnologii/
Сведения об авторе:
Кузнецова Татьяна Александровна, воспитатель, ВКК, МАДОУ ЦРР – детский сад, г. Красноуфимск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
Методическая разработка....
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности....
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
Приемы и методы развития творческого воображения дошкольника...
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...
«Игровые технологии при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста – как способ формирования предпосылок смыслового чтения»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Мос...
"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности"
Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности...
Картотека конспектов непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности
Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех ви...