Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
статья (старшая группа)
Приемы и методы развития творческого воображения дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 599.21 КБ |
![]() | 599.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в жизни. Т ворческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Для развития воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах, рисовать, слушать музыку. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д. Ребенок должен наиграться, « нафантазироваться » в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем, обучаться в школе.
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста Воображение развивается к 2-м годам. Первые фантазии можно заметить в играх малышей, активно начинает развиваться после 3-х лет. Опыт детей становится богаче, развиваются его интересы, усложняются действия. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным, то что он выдумал, с тем, что правда происходило. В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Дети сочиняют рассказы, создают новые персонажи, осуществляют свои творческие замыслы, придумывают новые игры. Но чтобы воображать и фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать: строить, рисовать. В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения
Театрализованная деятельность как способ развития творческого воображения ребенка «Театр - волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир» С. М. Мерзлякова В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые. Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. Ни один вид игровой деятельности не влияет так на развитие творческого воображения , развитие артистизма , выразительности движений и речи , как театрализованная игра .
Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, воображение, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития. Интерес к сказкам помогает ребенку выработать способность к фантазированию, и сочинительству. Свою работу по сочинительству сказок мы начинали со средней группы, где авторами сказок являются родители и дети группы. Им предлагалось сочинить свои сказки и придумать иллюстрации к ним. Благодаря этой работе ребенок получил первый опыт сочинительства, где он являлся помощником, он выбирал и придумывал своего героя, наделял его какими либо, волшебными качествами и действиями, помогал родителям в его изображении.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: Режиссерские игры К режиссерским играм можно отнести различные настольные театры, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. Игры-драматизации Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение , сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей . Игра-драматизация-это деятельность , требующая у детей необходимых способностей , умений и навыков . Такая игра более сложна для детей, чем воспроизведение того что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение помнить текст произведения( последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значением игр драматизаций. В игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности Средний дошкольный возраст. Педагог создает условия для индивидуальных и коллективных режиссерских игр с помощью насыщения предметно- развивающей среды разными мелкими образными игрушками. Должен быть разнообразный бросовый материал, способствующий развитию творческого воображения, способности действовать с предметами- заместителями. Педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи (Что сказал? Куда пошел?) иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов- заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Старший дошкольный возраст. Предметно- игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала, он помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступает в роли «механизма», способствующего разворачиванию детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций, направляющий замыслы игры, используя вопросы: «Что было дальше? Что с ними случилось?» Таким образом, взрослому для развития творческого воображения дошкольника необходимо создавать проблемные ситуации, которые не имеют однозначного решения и побуждают ребенка фантазируя, находить нестандартное решение поставленной задачи.
Дидактические игры с элементами ТРИЗ Играя в эти игры дети видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникших проблемах, что очень пригодиться в жизни. Дидактическая игра « Хорошо- плохо» Предметные карточки на каждого ребенка Для игры выбирается объект, имеющий для тебя конкретную значимость (вызывающий положительные или отрицательные эмоции). Пример: - Дождь - плохо - нельзя гулять, а хорошо - можно почитать книжку. - Укол - плохо - больно и страшно, а хорошо - вылечивает от болезни. - Мороженое - плохо - можно простудить горло, а хорошо – сладкое и вкусное, освежает в жару. Играть можно по-разному: - Игра в мяч (для нескольких человек). Ведущий кидает мяч, называя объект. Тот, кому мяч брошен, называет в этом объекте «хорошее» или «плохое». Динамичный вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно изменяется (цепочка). Пример: - Весной становится теплее - это хорошо, т.к. быстрее тает снег. - Быстро тает снег - это плохо, т.к. вода не успевает впитываться в землю и кругом большие лужи. - Кругом большие лужи - это хорошо, т.к. можно в них пускать бумажные кораблики. - Пускать кораблики в лужах - это плохо, т.к. можно промочить ноги и простудиться. - Простудиться - это хорошо, т.к. появится время прочитать интересную книжку… И так далее Дидактическая игра « Как мне повезло» Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит карандаш, - с моей помощью рисуют картины. Дидактическая игра « Логический поезд » Игрокам предлагается выкладывать цепочки из карточек, находя между ними логическую связь и объясняя свой выбор. Развивает логическое мышление ,творческое воображение, речь, память, фантазию, учит группировать и классифицировать предметы.
Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазии служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в жизни. Т ворческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Для развития воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах, рисовать, слушать музыку. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д. Ребенок должен наиграться, « нафантазироваться » в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем, обучаться в школе.
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста Воображение развивается к 2-м годам. Первые фантазии можно заметить в играх малышей, активно начинает развиваться после 3-х лет. Опыт детей становится богаче, развиваются его интересы, усложняются действия. Малыш 3-4 лет иногда путает воображаемое с действительным, то что он выдумал, с тем, что правда происходило. В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Дети сочиняют рассказы, создают новые персонажи, осуществляют свои творческие замыслы, придумывают новые игры. Но чтобы воображать и фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать: строить, рисовать. В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения
Театрализованная деятельность как способ развития творческого воображения ребенка «Театр - волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир» С. М. Мерзлякова В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует старые. Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, игрового поведения, эстетического вкуса, способности творчески относится к любому делу. Ни один вид игровой деятельности не влияет так на развитие творческого воображения , развитие артистизма , выразительности движений и речи , как театрализованная игра .
Роль сказки в развитии творческого воображения дошкольников Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, воображение, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой, которые можно использовать для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия, средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития. Интерес к сказкам помогает ребенку выработать способность к фантазированию, и сочинительству. Свою работу по сочинительству сказок мы начинали со средней группы, где авторами сказок являются родители и дети группы. Им предлагалось сочинить свои сказки и придумать иллюстрации к ним. Благодаря этой работе ребенок получил первый опыт сочинительства, где он являлся помощником, он выбирал и придумывал своего героя, наделял его какими либо, волшебными качествами и действиями, помогал родителям в его изображении.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: Режиссерские игры К режиссерским играм можно отнести различные настольные театры, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой. Игры-драматизации Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомиму. Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение , сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей . Игра-драматизация-это деятельность , требующая у детей необходимых способностей , умений и навыков . Такая игра более сложна для детей, чем воспроизведение того что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение помнить текст произведения( последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значением игр драматизаций. В игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи, ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Роль педагога в организации театрализованной деятельности Средний дошкольный возраст. Педагог создает условия для индивидуальных и коллективных режиссерских игр с помощью насыщения предметно- развивающей среды разными мелкими образными игрушками. Должен быть разнообразный бросовый материал, способствующий развитию творческого воображения, способности действовать с предметами- заместителями. Педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи (Что сказал? Куда пошел?) иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов- заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Старший дошкольный возраст. Предметно- игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала, он помогает ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступает в роли «механизма», способствующего разворачиванию детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций, направляющий замыслы игры, используя вопросы: «Что было дальше? Что с ними случилось?» Таким образом, взрослому для развития творческого воображения дошкольника необходимо создавать проблемные ситуации, которые не имеют однозначного решения и побуждают ребенка фантазируя, находить нестандартное решение поставленной задачи.
Дидактические игры с элементами ТРИЗ Играя в эти игры дети видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникших проблемах, что очень пригодиться в жизни. Дидактическая игра « Хорошо- плохо» Предметные карточки на каждого ребенка Для игры выбирается объект, имеющий для тебя конкретную значимость (вызывающий положительные или отрицательные эмоции). Пример: - Дождь - плохо - нельзя гулять, а хорошо - можно почитать книжку. - Укол - плохо - больно и страшно, а хорошо - вылечивает от болезни. - Мороженое - плохо - можно простудить горло, а хорошо – сладкое и вкусное, освежает в жару. Играть можно по-разному: - Игра в мяч (для нескольких человек). Ведущий кидает мяч, называя объект. Тот, кому мяч брошен, называет в этом объекте «хорошее» или «плохое». Динамичный вариант игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно изменяется (цепочка). Пример: - Весной становится теплее - это хорошо, т.к. быстрее тает снег. - Быстро тает снег - это плохо, т.к. вода не успевает впитываться в землю и кругом большие лужи. - Кругом большие лужи - это хорошо, т.к. можно в них пускать бумажные кораблики. - Пускать кораблики в лужах - это плохо, т.к. можно промочить ноги и простудиться. - Простудиться - это хорошо, т.к. появится время прочитать интересную книжку… И так далее Дидактическая игра « Как мне повезло» Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы. Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит карандаш, - с моей помощью рисуют картины. Дидактическая игра « Логический поезд » Игрокам предлагается выкладывать цепочки из карточек, находя между ними логическую связь и объясняя свой выбор. Развивает логическое мышление ,творческое воображение, речь, память, фантазию, учит группировать и классифицировать предметы.
Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазии служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/05/picture-117561-1430845470.jpg)
Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»
В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-77446-1370528169.jpg)
Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность
Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-579172-1422900086.jpg)
Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»
Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-483244-1412271671.jpg)
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
Методическая разработка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/21/picture-1083705-1545418243.jpg)
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности....