Мнемотаблицы
проект

Добрянская Наталья Юрьевна

Кружковая работа в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_sredney_gruppe_mnemotablitsy.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок в средней группе

«Мнемотехника»

Воспитатели: Добрянская Н.Ю.

Грунина Д.В.


Актуальность:

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Пояснительная записка

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Мнемотаблицы :

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети видят всех действующих лиц, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Программа  «Говорушки»  разработана на основании нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2013г № 273-ФЗ
  2. Образовательная программа МБДОУ
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г 4 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»

Ожидаемые результаты:

  1. Пополнение словарного запаса и развития речи детей;
  2. Использование мнемотаблиц при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
  3. Использование детьми полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности
  4. Формирование умения взаимодействовать друг с другом
  5. Расширение словарного запаса детей
  6. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  7. Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей  в детском саду

Программа рассчитана на 36 часов  

Кружковая образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по четвергам во вторую половину дня с 15.30 до 15.50.

Длительность образовательной деятельности 20 минут

Цель:                                                                                                                                             Развитие речи детей через овладение приёмами работы с мнемотаблицами.                                                                                                                      

Задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Формы проведения:

  1. Систематическая образовательная деятельность
  2. Игры, игровые приемы
  3. Индивидуальная работа

Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и главных педагогических принципах:

1.Принцип личностно-ориентированного общения - партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с ребенком.

2. Принцип деятельностного  подхода - любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

3. Принцип занимательности - творческая деятельность интересна и увлекательна для детей.

4. Принцип гуманизации - учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

5. Принцип культурособранности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры.

Содержание программы:

Тема образовательной деятельности

Программные задачи

Материал

Сентябрь

1.

Диагностика развития монологической, диалогической речи детей.

Выявление  у детей уровня развития речи.

Октябрь

1.

Знакомство с мнемокарточками.

Игра «Волшебники»

 Подбор слов к заданной картинке.

Набор картинок

2.

Знакомство с мнемодорожками к стихам А. Барто «Мяч», «Мишка»,

«Бычок».

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Формирование умения перекодировать информацию, соотносить слова и картинки.

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

3.

Чтение стихотворения «Листопад».

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок

Картинки  к стихотворению

4.

 «Листопад».

Заучивание стихотворения. Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Текст стихотворения, картинки

Ноябрь

1.

Стихотворение «Подарки осени».

Чтение стихотворения «Подарки осени». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок

2.

«Подарки осени».

Заучивание стихотворения «Подарки осени». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

3.

Составление рассказа об осени.

Формирование  умения составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу

Набор картинок

4.

Стихотворение «Мыши водят хоровод».

Чтение стихотворения «Мыши водят хоровод».  Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок

Декабрь

1.

 «Мыши водят хоровод».

Заучивание наизусть стихотворения «Мыши водят хоровод». Д/игра «Что перепутал Буратино».

Текст стихотворения, картинки

2.

Составление рассказа о домашнем животном.

Формирование умения описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу. Активизация словаря по лексической теме.

 Набор картинок

3.

Стихотворение «Дед Мороз прислал нам елку».

Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

4.

«Дед Мороз прислал нам елку».

Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

Январь

1.

Стихотворение «Елка».

Чтение стихотворения «Елка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

2.

«Елка».

Заучивание стихотворения «Елка». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

3.

Стихотворение «Падает снежок».

Чтение стихотворения «Падает снежок». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

4.

«Падает снежок».

Заучивание наизусть стихотворения «Падает снежок». Д/игра «Наведи порядок в картинках».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

Февраль

1.

Стихотворение «Хлеб»

Чтение стихотворения «Хлеб». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

2.

«Хлеб».

Заучивание стихотворения «Хлеб». Д/игра «Какой картинки не хватает».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

3.

Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям».

Закреплять умение детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям.

Картинки к дидактической игре

4.

Составление рассказа о папе.

 Формирование умения детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы. Активизация словаря по лексической теме.

Набор картинок

Март

1.

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме».

 Формирование способности выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы. 

Набор картинок

2.

Составление рассказа о маме.

Закрепление умения детей описывать образ человека,с помощью мнемотаблицы. Активизировать словарь по лексической теме.

Набор картинок

3.

Стихотворение «Белка шалунишка».

Чтение стихотворения «Белка шалунишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

4.

«Белка шалунишка».

Заучивание наизусть стихотворения «Белка шалунишка». Д/игра «Угадай стихотворение».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

Апрель

1.

Стихотворение «Космонавт».

Чтение стихотворения «Космонавт». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

2.

«Космонавт».

Заучивание стихотворения «Космонавт». Д/игра «Какой картинки не хватает».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

3.

Сказка «Волк и семеро козлят».

Чтение сказки  «Волк и семеро козлят».Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Набор картинок

4.

Пересказ русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Закрепление умения рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу.  

Набор картинок

Май

1.

Стихотворение «Жук».

Чтение стихотворения «Жук». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок

Текст стихотворения, набор картинок по тексту.

2.

«Жук».

Заучивание стихотворения «Жук». Д/игра «Какой картинки не хватает».

Текст стихотворения, картинки к дидактической игре

3.

Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям».

Закрепление умения детей составлять из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям.

Картинки к дидактической игре

4.

Викторина «Говорушки»

Повторение знакомых стихотворений.

Использование мнемодорожек к выученным ранее стихотворениям


Список используемой литературы:

1. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;

2. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....