Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Тарасова Анна Владимировна

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_neyroigry_i_uprazhneniya.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                            

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

Анна Владимировна Тарасова,

 Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад№56» г. Воркуты

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Тарасова Анна Владимировна.  Тема моего педагогического опыта, который я хочу вам представить, называется  «Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти детей дошкольного возраста».

          Актуальность использование данной технологии направлено на развитие:

  • слухового восприятия музыки;
  • чувства ритма;
  • развитию общей и мелкой моторики
  • внимания и памяти;
  • ансамблевой слаженности;

В последнее время на своих занятиях я всё чаще стала замечать, что в детский сад приходят как гиперактивные дети, так и чересчур медленные и пассивные, которым трудно сосредоточится для выполнения некоторых музыкальных действий.  Кроме них в группе обычно есть и несколько других детей, у которых проблемы выражены мягче, но тоже требуют моего внимания, как музыкального руководителя. Часто эти дети имеют сниженное слуховое и зрительное внимание, неспособность слышать ритм, неловкие моторные движения, они плохо переключаются с одного движения на другое.

Теоретическая часть

Для общего понимания моей темы немного коснёмся теории.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Нейропсихологи  утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, внимания и памяти. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать многих проблем, связанных с работой на каком-либо сложным устройстве; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

Именно это подтолкнуло меня к поиску эффективных методов и  приёмов работы. Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который начала активно использовать в своей работе и уже вижу положительные результаты. 

Этот метод позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. При этом нельзя забывать о том, что ключевой мотив любого ребенка в освоении новых знаний – это интерес. Именно по этой причине высокой эффективностью в улучшении внимания и памяти, а также общего развития ребенка, обладает комплексная методика под названием нейроритмика.

Что же такое нейроритмика? Это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.

Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения для развития внимания и памяти у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить такие игры можно практически в любое время без привязки к месту. Помимо музыкальных занятий эти упражнения можно включать в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.      Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.

          Практическая часть

Целью моей работы стало:  развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр.

Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

  • Развивать чувство ритма
  • Развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука)
  • Учить детей последовательно выполнять действия
  • Развивать слуховое и зрительное внимание
  • Активно привлекать родителей к использованию нейроигр дома;

Особенность нейроигр состоит в том что, все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Упражнения включают в себя различные движения, слова, песни, звуки.

Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.

         Музыкальные упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и  радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.

Высокая эмоциональность музыкального воздействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет быстрее заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.

         Совместно с воспитателями я составила картотеку. Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

Игровые упражнения на развитие чувства ритма я начала включать уже с младшей группы и даже ранее.

На своих занятиях соблюдаю основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В младшем дошкольном возрасте я использую ряд упражнений и игр, направленных на развитие общей координации, такие как:

- движение по кругу «Марш», сначала в одну сторону, затем по команде в обратную с прыжком;

- утреннее приветствие (игра с частями тела) «Здравствуйте, ладошки»;

- двигательные упражнения «Гуляем, пляшем», «Большие, маленькие ножки» и др.;

- игра «Паровозик» (с остановками). На каждой остановке дети выполняют определённые движения-хлопки, топание ножками, выставление пяточки, прыжки «зайчики», ходьба «лиса»-«медведь»;

- упражнение «Ручками мы хлопнем» (на ускроение);

- пальчиковая гимнастика «Коза», «Дом», «Семья».

        В среднем дошкольном возрасте с детьми 4-5 лет использую такие упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко», «Фонарик», «Дом-ёжик-замок», «Отвернись-повернись», «Лошадка» и т.д.

 В старшем дошкольном возрасте ввожу усложнение ручного блока – в виде специальных игр и упражнений, где задействована правая рука, левая рука и выполнение заданий двумя руками одновременно и увеличивается темп работы, в зависимости от качества выполнения упражнений и индивидуальных особенностей ребенка.  Взаимосвязь «речь-движение-музыка» становится доминирующей линией развития.

Например: НейроИгра на развитие слуха, ритма и внимания, музыкально ритмическая нейроигра «Кулачки - ладошки»,         нейроигра на развитие слуха, и внимания, нейроигра с мячом,  музыкальная песенка-игра «Солнышко», «Весенняя пляска», «Давайте всё делать как я», «Жираф», «Бегемотики», «Доброе утро», «У оленя дом большой», «Мы пойдём сначала вправо», «Парами скорей» и др.

        Эти игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества педагога и детей. Благодаря музыкальному сопровождению, дети активно участвуют в занятии.

Таким образом, использование нейроритмики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов, снижает утомляемость, улучшает качество двигательных умений и навыков, развивается память, повышается уровень речевых функций. 

Считаю, что нейроигры, которые я использую в своей работе, являются одними из самых эффективных и интересных инструментов для развития мозговой деятельности ребенка.

Литература

В.С. Колганова, Е.В. Пивоваров "Нейропсихологические занятия с детьми" Практическое пособие. Часть 2. Издательство: Айрис-пресс

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста

Гончарова, Черткова: Нейропсихологические игры.

Трясорукова Т.П Развитие межполушарного взаимодействия у детей. нейродинамическая гимнастика.

Штельмах В. Гимнастика мозга (образовательная кинезиология).

Михеева Е.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера,2001.

Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.-Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-32с.

Я вам сегодня расскажу о некоторых видах нейроигр.

  • НейроИгра на развитие слуха, ритма и внимания
  • Музыкально ритмическая нейроигра «Кулачки - ладошки»
  • НейроИгра на развитие слуха, и внимания
  • Нейроигра с мячом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левог...

Музыкально-оздоровительный проект " Нейробум. Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников"

Разработка содержания и методики проведения программы Нейробум, направленной на активизацию работы мозга, развитие когнитивной сферы детей дошкольного возраста....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития дошкольников

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙИгра – это ведущая деятельность ребёнка с рождения и до младшего школьного возраста. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка....

Мастер-класс "Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников."

Нейроигры и упражнения - это комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а такж...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста...

Методическая разработка: Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных.Недостаточность физической активности ведет к...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития ритмической работы мозга у дошкольников.

Музыкальные нейроигры и упражнениякак средство развития ритмической работы мозгау дошкольников....