Самообразование "Культура поведения. Этикет"
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Введение
Культура поведения для детей является необходимым качеством, без этого формировать культуру невозможно.
Дошкольное детство – короткий, но важный период утверждения личности.
В эти годы ребенок получает начальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Каждый родитель стремится воспитать своего ребёнка вежливым и культурным.
Вежливость - это очень важная нравственная черта характера, личности человека. Человек считается вежливым, если он доброжелательно относится к окружающим людям, уважительно и тактично общается с ними, в процессе общения готов идти на компромисс.
Вежливость ничего не стоит,
Но приносит много.
М. Монтегю
Именно в своей семье ребёнок видит модель поведения. Если родители воспитанны, вежливы и доброжелательны, ребёнок обязательно примет этот стиль общения и для него такое поведение взрослых будет примером. Если ребёнок с малых лет слышит в своём окружении вежливые слова:
«с добрым утром»,
«спасибо»,
«пожалуйста»,
«приятного аппетита», то они очень скоро появятся в его речи и со временем закрепятся в лексиконе, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.
Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми.
И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.
Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Культура поведения. Этикет»
Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет.
«Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье.
Тема: «Культура поведения. Этикет».
Цель: формирование у детей нравственных качеств: культуры общения, уважения, умение вести себя среди людей, жить в обществе.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- сформировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать;
- сформировать навыки опрятности и гигиены;
-сформировать навыки поведения за столом;
- воспитывать желание помочь друг другу;
- сплотить детский коллектив
Актуальность:
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день для наших детей. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание и принцип нравственности.
Этикет – важная часть культуры. Но только знаний и правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком.
Дети правила поведения усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый.
Работа в данном направлении поможет мне:
- сформировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать;
- сформировать навыки опрятности и гигиены;
- сформировать навыки поведения за столом;
- воспитывать желание помочь друг другу;
- сплотить детский коллектив;
- развивать: произвольное мышление, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память, речь детей.
Ожидаемые результаты:
1. Систематизация и обобщение методических материалов для педагогов и родителей по организации работы в формировании основ детского этикета с детьми дошкольного возраста.
2.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме культуры поведения и этикета.
3. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитие детей.
4.Сформированные навыки опрятности, гигиены и поведения за столом.
5.Повышение заинтересованности у родителей в соблюдении этикета, в формировании коммуникативных навыков у детей.
Перспективный план
самообразования на 2018-2020г
Раздел | Сроки | Содержание работы |
2018-2019г | ||
Изучение методической литературы, передового педагогического опыта | Сентябрь –мая | - Изучение книг, статей, методических ресурсов по теме: «Культура поведения. Этикет» -Изготовление картотеки; - Разработка конспекта развлечения «В гостях у Мойдодыра»; - Разработка конспекта НОД «В страну вежливых слов»; -Разработка анкет для родителей; - Подбор материала, иллюстрации, литературы. |
2019-2020г | ||
Работа с детьми | Сентябрь Приложение 1 | Игровое упражнение: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать», «Хорошо или плохо?», «Поучим Куклу Катю правильно мыть руки»; Беседа «Вежливые слова» |
Октябрь | Дидактические игры: «Обед для трех медведей», «У куклы Кати день рождения», «Магазин», «Что чем едят» | |
Ноябрь | Дидактические игры: «Чай для кукол», «Покажем Мышке, как нужно складывать одежду перед сном», «Четвёртый лишний» | |
Декабрь | Пальчиковые игры про вежливость «К Соне гости прибежали» «Доброта» | |
Январь | Дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «Чашки-ложки» «Красивые салфеточки для трех поросят» | |
Февраль | Дидактические игры: «Каждой вещи свое место», «Оденемся на прогулку», «Мы плывём на пароходе». | |
Март | Вечер развлечения «В гостях у Мойдодыра» | |
Апрель | Чтение «Капризка», «Что такое хорошо и что такое плохо» «Был у Пети и Миши конь». | |
Май | Дидактическая игра: «Поможем кукле Кате быть вежливой», «Научим куклу Катю делиться с товарищами» | |
Работа с родителями | В течении года Приложение 2 | - Консультации; -«Воспитание культуры поведения дошкольников»; -«Воспитание вежливости у ребенка»; -«Правила этикета». |
Ноябрь | - Анкетирование родителей на тему: «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам культуры поведения и этикета у детей» | |
Декабрь | - Памятка для родителя «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» | |
Январь | - Папка передвижка «Этикет для детей в гостях» | |
Февраль | Буклет для родителей «Этикет и вежливость» | |
Март | - Беседа с родителями: «Давайте жить дружно» | |
Апрель | - Индивидуальные беседы | |
Май | Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на культуру поведения и этикета. Фотоотчет с выставки литературы для родителей. | |
Работа с воспитателями | В течении года Приложение 3 | - Консультации на тему: -«С малых лет к этикету»; -«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста» |
Самореализация | Октябрь 2019г Приложение 4 | Круглый стол для педагогов на тему «Путешествие в экологию» |
Апрель 2020г | Открытое занятие по развитию речи на тему «В страну вежливых слов» | |
Май 2020г | Отчет о проделанной работе по теме «Культура поведения. Этикет» |
Список литературы:
1. Андрей Усачев «Этикет для различных лет»;
2. О.И. Бочкарева «Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета» 2008;
3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ, Сфера, 2013;
4. Бархатова М.И. «Воспитание культуры поведения» 2009;
5.Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. 2011;
6. Игры для обучения детей речевому этикету. Автор-составитель Евсеева А.П 2014;
7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2008;
8. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2013;
9.Дошкольное воспитание и развитие «Взаимодействие с родителями в детском саду» Г.А. Прохорова. Айрис-Пресс, 2009.
Методические интернет – ресурсы:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/13/didakticheskie-igry сайт Социальная сеть работников образования;
2.http://vospitatel.com.ua сайт воспитателя (конспекты занятий в ДОУ);
3. https://infourok.ru/kartoteka-na-temu-etiket-2468627.html (картотека дидактических игр на тему Этикет»;
4. http://doshvozrast.ru/prazdniki/prazdniki.htm Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей ( Сценарии детских праздников, конкурсов для детей);
5. https://ped-kopilka.ru/blogs/moiseeva-natali/anketirovanie-roditelei-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html Учебно-методический кабинет (Анкетирование родителей в дошкольном учреждении)
6. https://kopilkaurokov.ru Сайт для учителей (Дидактические игры-тренинги «Этика для дошкольников»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-182726-1358545268.jpg)
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"
Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/17/picture-121785-1350420892.jpg)
по столовому этикету в старшей группе по теме «Застольное поведение»
Главные задачи цикла занятий по столовому этикету.Формирование этикетного поведения у детей ст. дошкольного возраста.Обучение детей на специальных занятиях в игровой форме с привлечением родител...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/20/picture-176707-1366466174.jpg)
Социализация детей дошкольного возраста через привитие правил культуры поведения, этикет.
В данной статье дано обоснование необходимости социализации детей дошкольного возраста, согласно Государственных требований и стандартов, а так же социально-экономическими и социально -политичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/21/picture-261849-1482324068.jpg)
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-300967-1383156222.jpg)
«Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета».
Статья «Воспитание культуры поведения при обучении детей дошкольного возраста правилам столового этикета»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-326045-1542723475.jpg)
Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"
Тема: "Культура поведения и воспитания этикета у дошкольников"Воспитатель: Попова Т.А. Предупредительность (внимание, помощь окружающим). Скромность.Общительность (готовность уступи игрушки товар...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/28/picture-369222-1703774596.jpg)
Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...