Мастер - класс по ориентированию в пространстве детей дошкольного возраста
проект

Жумансареева Акмарал Куанышевна

Ориентировка в пространстве – тот навык, которым должен хорошо владеть будущий первоклассник. Важно, чтобы дошкольник 6-7 лет легко и естественно определял направление, использовал пространственные понятия. Именно благодаря навыку восприятия пространства ребенок ориентируется на листе, запоминает правильное написание букв, овладевает математическими операциями. Поэтому начинать развитие в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Усвоение информации происходит только с помощью взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_orientirovke.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по созданию условий для развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста в процессе реализации технологии.

Ориентировка в пространстве – тот навык, которым должен хорошо владеть будущий первоклассник. Важно, чтобы дошкольник 6-7 лет легко и естественно определял направление, использовал пространственные понятия. Именно благодаря навыку восприятия пространства ребенок ориентируется на листе, запоминает правильное написание букв, овладевает математическими операциями. Поэтому начинать развитие в этом направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Усвоение информации происходит только с помощью взрослого.

Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется в системе «От простого к сложному». Разрабатывая данную технологию, опиралась на труды ведущих педагогов и психологов.

Выделяются следующие основных этапы:

1. Ориентировка на себе

2. В основных пространственных направлениях

3.В процессе передвижения;

4. В процессе передвижения; от себя

5. В процессе передвижения; от другого объекта

6. В процессе передвижения; на плоскости

 Ориентировка на себе начинается с 1 мл. группы – помогает ориентироваться в частях своего тела:

          «Начинаем мы играть (шаги на месте)

Тело будем изучать (хлопки в ладоши)

Там спина, а тут живот

Ноги, руки, глаза, рот

Нос и уши, голова – покачать успел едва»

С возрастом движения и команды усложняются и вот пример работы в средней группе (раздать мал. мячи):

 «В правую руку мячик возьми

Над головой его подними

И перед грудью его подержи,

К левой коленке скорей приложи,

За спину спрячь, затылка коснись,

Руку смени и всем улыбнись

Очень важно на каждом этапе закрепления основных ориентиров  способствовать закреплению прочной связи между словом и «пространственным образом».

В возрасте 3 - 4 лет дети начинают осваивать основные пространственные направления и сложным для усвоения остаются ориентиры «лево - право» - для этого поможет система меток (браслеты - например, только в правую руку), флажки, инвентарь разного цвета, размера, длины – флажки, кольца, платки, ленточки и тд.

А сейчас предлагаю поиграть в «Игровой парашют», для демонстрации данного пособия мне потребуется 6 помощников. Возьмемся правой рукой за зеленое кольцо, одновременно поднимем парашют вверх, глубоко вдохнув носом, на выдохе нужно перехватить кольцо левой рукой, и, постепенно выдыхая через рот, его опустить.

Следующее упражнение - на закрепление основных пространственных направлений. Возьмемся, второй рукой, за кольцо красного цвета, и преставными шагами следуем за командой:

«Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо.

В центре быстро соберемся, а потом все разойдемся.

Поднимаем руки вверх, а затем опустим вниз.

Повторить еще разок ты поторопись»

 В возрасте 4-5 лет развивается способность определять свое место расположенное в пространстве и месторасположение других людей – ориентируясь, сначала от себя, а затем от другого объекта. Для демонстрации данного упражнения мне понадобятся 4 игрока.

 Игра «Паровозик» - (раздаются бейджи) Зайчик сел в вагончик первым, белочка села позади него, между зайчиком и белочкой занял место медвежонок, перед зайчиком занял место лисенок, все на местах и наш паровозик готов путешествовать. Я буду вашим диспетчером.

Внимательно слушаем мои команды: если скажу «смена машиниста», то 1-й должен уйти в конец паровоза; если «разворот», то все поворачиваются в противоположную сторону и продолжают путь, если услышите «задний ход» - продолжаем движение вперед спиной. Кладем руки на плечи впереди стоящего, и отправляемся в путь, поворачиваем налево:

Смена машиниста – разворот - задний ход – разворот – смена машиниста –стоп!

И последнее, ориентировка в двухмерном пространстве, то  есть, на плоскости, для детей 6-7 лет.

  1. Дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа»

Воспитатель: Нужны два игрока (пилот и инженер)

- Давайте с вами отправимся на летное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полет вашего самолета. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились.

- Перед вами лежит карта полета (лист синего цвета). На какую фигуру похоже она? Что есть у прямоугольника? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону, левую сторону, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

Воспитатель:

- Поставьте свой самолёт в нижний левый угол. Ваш полет начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается верхний левый угол.

Воспитатель: Где находится ваш самолёт?

Воспитатель: Затем стремительно падает в нижний правый угол.

Воспитатель: Назовите координаты своего самолета?

Воспитатель: Резко поднимается в верхний правый угол.

Воспитатель: Следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол)

Воспитатель: Вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут. Cравнивается результат, Молодцы

2. Концовка: «ВСЁ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогических работников с деятельностной технологией «коммуникативный бой»....

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ

Мастер – класс по теме:ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗАЖИЗНИ«Валеология» в  переводе с  латинского  vale - будь здо...

Мастер-класс по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста"Дорожка Здоровья"

Мастер-класс для работников ДОУ по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс "Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста".

Формирование произвольности поведения лежит в основе многих процессов дошкольного детства. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных средств развития произвольности поведения. Я ...

Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс "Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста".

Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков и развитие способности к совместным действиям. Формирование коммуникативной деятельности. Формирование потребности в сотрудничестве, познав...